Презентация по литературе по теме: "Тайны поэтической строки"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мир басен Ивана Андреевича Крылова Б А С Н О П И С Е Ц Б А С Н Я КЫЛОВ ЛИЦТВРЕИЕ Ю М О Р А Л Л Е Г О Р И Я.
Advertisements

СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке. Мчатся тучи, вьются тучи 1234.
Роды художественной литературы способы образного воспроизведения действительности Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ 395 Санкт-Петербурга Дружинина.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
ЛИТЕРАТУРА © Иванченко Татьяна Ильинична, ЛИТЕРАТУРА Жанры литературы Роды художественной литературы Язык художественной.
Иван Крылов «Его басни переживут века» К.Н.Батюшков.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
Урок-игра «В мире басен Крылова» Презентацию подготовила МАЙОРОВА Т.В. учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 65»
Сонова Рита Мухабовна Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.п. Псычох Баксанского района.
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) 900igr.net.
Роль изобразительно-выразительных средств в лирике русских поэтов Х1Х века.
Литературоведческие термины Автор: Ячменёва Анастасия.
Чем отличаются стихи от прозы? Ритм Строфа Стих Рифма.
Ритм и интонация в стихах и прозе (урок 1). Что такое стихотворный ритм? Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Наша Аня громко плачет, Уронила.
Презентация к уроку развития речи, 3 класс УМК «Школа России» Автор: Туева Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 117»г. Барнаул Сочинение-повествование.
фигура, состоящая в чрезмерном преувеличении того, о чём говорится. а) Имеет рот величиною в арку главного штаба. б) Я видывал, как она косит: Что взмах.
Трёхсложные размеры стиха. Актуализация опорных знаний Чем проза отличается от поэзии? Что такое ритм? Что такое стопа? Из скольки слогов может состоять.
Русские поэты Пушкин А.С. Тютчев Ф.И. Майков А. Н. Фет А.А. Некрасов Н.А. Бунин И.А.
Автор работы: Курова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ 1 г. Камешково.
Смешарики в гостях у времен года. Подготовила учитель МОУ «ПСОШ» начальных классов Чермошенцева Е.А.
Транксрипт:

Автор работы: Зверева Лиана Юрьевна, учитель литературы, ГБОШИ АО«Школа-интернат одарённых детей им. А.П. Гужвина». г. Астрахань

ЛИРИКА – род литературы, отражение жизни при помощи изображения состояний, мыслей, чувств и переживаний человека. Сфера описания лирики – внутренний мир. ЛИРИКА – самый субъективный и эмоциональный род литературы.

Каковы особенности лирики? Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирики – внутренний мир человека; его мысли и чувства (движение и развитие). Субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества. Жизнь представлена через переживания человека. Косвенное, переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план. Огромное значение играют образные возможности языка. Особая организация языка – стихотворная.

Итак, стихотворная речь отличается особой ритмической организацией. Она отражена в системе русского стихосложения. СТИХОСЛОЖЕНИЕ – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.

Цель - повторить ключевые понятия стихосложения, необходимые для анализа лирического произведения. Ответив на вопросы, в выделенных клетках вы сможете прочесть ключевое слово – фамилию одного из основателей силлабо-тонической системы стихосложения. Разгадайтекроссворд!

О Т В Е Т БЕЛЫЙ Во тьме ночной явилась буря; Сверкал на небе грозный луч; Гремели громы в чёрных тучах, И шумный дождь в лесу шумел... (Н. Карамзин) Во тьме ночной явилась буря; Сверкал на небе грозный луч; Гремели громы в чёрных тучах, И шумный дождь в лесу шумел... (Н. Карамзин)

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯ Вот утро севера - сонливое, скупое - Лениво смотрится в окно волоковое; В печи трещит огонь - и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. (А. Фет) Вот утро севера - сонливое, скупое - Лениво смотрится в окно волоковое; В печи трещит огонь - и серый дым ковром Тихонько стелется над кровлею с коньком. (А. Фет)

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА Еще одно | последнее сказанье... Дни поздней осени | бранят обыкновенно... Гляжу, как безумный, | на черную шаль... (Примеры из А. С. Пушкина). Еще одно | последнее сказанье... Дни поздней осени | бранят обыкновенно... Гляжу, как безумный, | на черную шаль... (Примеры из А. С. Пушкина).

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПА

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой, И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище? Спой, светик, не стыдись! Недаром говорится, Что дело мастера боится». Медведь взревел – и подлинно запел; Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То не путем мяукал он котенком. По счастью, близко тут Журавль случился. Он костью чуть не подавился. (Центон из басен И.А. Крылова: «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль»). Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой, И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище? Спой, светик, не стыдись! Недаром говорится, Что дело мастера боится». Медведь взревел – и подлинно запел; Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То не путем мяукал он котенком. По счастью, близко тут Журавль случился. Он костью чуть не подавился. (Центон из басен И.А. Крылова: «Зеркало и обезьяна», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Крестьянин и Работник», «Скворец, Волк и Журавль»).

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ЕЕ Живя, умЕй всЕ пережить: Печаль, и радость, и тревогу. *** АО ДА, гОре ей – и чем простосердечней, Тем кажется виновнее она… (Ф.И. Тютчев) ЕЕ Живя, умЕй всЕ пережить: Печаль, и радость, и тревогу. *** АО ДА, гОре ей – и чем простосердечней, Тем кажется виновнее она… (Ф.И. Тютчев)

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ Савраска увяз в половине сугроба – Две пары промерзлых лаптей … (Н.А. Некрасов) Савраска увяз в половине сугроба – Две пары промерзлых лаптей … (Н.А. Некрасов)

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые… (И.С. Тургенев) Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые… (И.С. Тургенев)

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф Е

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф ЕС Р Ф

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф ЕС Р Ф Я М

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф ЕС Р Ф Я М К Р С Т Х В В ночной тиши сижу один. Д Давно уж за полночь. Не спится!.. О Остыл и спит во тьме камин. Х Холодный чай. Перо.. Страница... Н Ночная тьма глядит в окно. О Она лукаво обещает: В "Вот-вот - и явится ОНО! Е Его ты жди! Не опоздает!"... Н Но нет!.. И чистый лист не тронут. И И сон объял, как темный омут... Е Ему придти - не суждено!... (Вадим Цокуренко) В В ночной тиши сижу один. Д Давно уж за полночь. Не спится!.. О Остыл и спит во тьме камин. Х Холодный чай. Перо.. Страница... Н Ночная тьма глядит в окно. О Она лукаво обещает: В "Вот-вот - и явится ОНО! Е Его ты жди! Не опоздает!"... Н Но нет!.. И чистый лист не тронут. И И сон объял, как темный омут... Е Ему придти - не суждено!... (Вадим Цокуренко)

О Т В Е Т БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф ЕС Р Ф Я М К Р С Т Х В Р Л И Б Р Ночью как-то вольнее дышать мне, Как-то просторней... Даже в столице не тесно! Окна растворишь: Тихо и чутко Плывет прохладительный воздух. А небо? А месяц? О, этот месяц-волшебник! (А.А. Фет) Ночью как-то вольнее дышать мне, Как-то просторней... Даже в столице не тесно! Окна растворишь: Тихо и чутко Плывет прохладительный воздух. А небо? А месяц? О, этот месяц-волшебник! (А.А. Фет)

М К Л Ю Ч Е В О Е С Л О В О Кто утвердил силлабо-тоническое стихосложение? Кто утвердил силлабо-тоническое стихосложение? О Т В Е Т ЛОМОООНСВ БЕЛЫЙ ПАРНАЯЦЕЗУРА СТОПАРИТМИКА ЦЕНТОН СПОНДЕЙ ТРОП АМФИБРАХИЙ У И Е Д К И Л Ь Н П С Р Ф ЕС Р Ф Я М К Р С Т Х В Р Л И Б Р

М.В. Ломоносов довёл до конца начатую В.К. Тредиаковским реформу русского стихосложения. До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение: в каждой строке было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось. Ломоносов утвердил силлабо- тоническое стихосложение, в котором в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.

«Любой человек так или иначе понимает, что для действительного восприятия серьёзной музыки нужна определённая подготовка, что для этого необходимо как-то овладеть самим «языком» музыки. Но в то же время большинство людей полагает, что для восприятия поэзии никакой подготовки не требуется – достаточно просто уметь читать… Подобное представление ошибочно…». (В.В. Кожинов) Прав ли исследователь?

Список источников 1.Гаврилова Е. Б. Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы» [Текст] / Е. Б. Гаврилова. – Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 2.Дорожкина В. Т. Основы стихосложения – школьникам на уроках и во внеклассной работе [Текст] / В. Т. Дорожкина. – М. : АРКТИ, Квятковский А. П. Поэтический словарь [Текст] / А.П. Квятковский. – Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 4.Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. [Текст] / Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 5.Литературная энциклопедия: В 11 т. [Текст] / Режим доступа: web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-0911.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 6.Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь [Текст] / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева [Текст] / Режим доступа: web.ru/feb/tyutchev/critics/pig/pig-001-.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 8.Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 9.Справочник по стихосложению [Текст] / Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 10.Стихосложение [Текст] / Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус. 11.Труды Ломоносова в области языка и литературы [Текст] / Режим доступа: свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.

Список источников иллюстраций 1. – книга, перо; 2. – книга, листы, чашка; 3. – раскрытая книга, рука; 4. – книга, природа; 5. – фон кроссворда; 6. – листок, перо на чёрном фоне; 7. – заливка выноски; 8. – М.В. Ломоносов; 9. – свеча, свиток – стопка книг