Н.А.Заиченко октябрь 2010, Е.О.Галицких, март 2011 1 Уроки для Учителя : проблемы и перспективы профессионального роста педагога.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ : смыслы инноваций ??? Заиченко Н.А., Санкт-Петербург.
Advertisements

«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Модернизация школьного образования. Круг обсуждаемых вопросов 1. Основные положения системно- деятельного подхода в среднем образовании 2. Базовые технологии.
Проектирование модели профессиональной компетентности педагога автономного образовательного учреждения Крошка Елена Сергеевна - зам. директора ГАОУ СОШ.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) Стандарты второго поколения.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
Дошкольное образование Сортавальского муниципального района 2011г.
Строим новую школу ФЦПРО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 2 Г. ЧЕРНЯХОВСКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 1.
1 МБОУ Березкинская основная общеобразовательная школа.
1 2 Новая цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
3 Федеральный закон «Об образовании» от ; Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Современные компетенции образования Международные Российские Цель и задачи модернизации российского образование Цель модернизации образования Задачи модернизации.
«Проектирование целостной концепции школы в рамках реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Н.М. Шадрина эксперт ИПОП «Эврика»
Транксрипт:

Н.А.Заиченко октябрь 2010, Е.О.Галицких, март Уроки для Учителя : проблемы и перспективы профессионального роста педагога

2 Школа – единственный институт, через который проходит вся нация… На УРОКЕ все зависит от того, что думает и делает учитель НЕ бывает современных УРОКОВ без современных УЧИТЕЛЕЙ

3 УРОКИ прошлого: время «собирать» и время «разбрасывать» Основная возрастная когорта учителей = лет Значит, профессиональное формирование основной части российского учительства «оформлялось» в 90-е годы 20 века Пережито три кризиса: Произошло две «ценностных перезагрузки». От общих ценностей к частным, от частных – к общим. переживания эпохи должны находить свое отражение в процессе, который является объектом профессиональной деятельности учителя. 45- летние «перекрывает» количеством и качеством все другие возрастные категории и являются решающей силой системы. Как думают и во что верят сегодня летние учителя – так думает и к этим ценностям стремится вся система.

Н.А.Заиченко октябрь Косвенная характеристика работы УЧИТЕЛЯ: «образовательные мотивы» ученика - «НЕинтерес» к учебе

Н.А.Заиченко октябрь На протяжении последних пяти лет по данным социологических опросов горожане рейтингуют качества учителя так….. 29% доброта и любовь К детям 22% 20% эрудиция знание общая предмета общая предмета 18%Обаяние, сдержанность сдержанность Какой учитель нужен детям и родителям????

Н.А.Заиченко октябрь На протяжении последних пяти лет выпускники называют «самостоятельность и независимость» в числе наиболее авторитетных качеств….. 72% Личные качества способноститаланты 25% Связи и деньги Что определяет жизненный успех человека для учеников???? 57%Целеустремленность 45%УмениеОбщатьсяСлюдьми 12%Случай и умение и умениерисковать 31%Качествообразования

Н.А.Заиченко октябрь УРОКИ прошлого : свобода как компенсация… 90-е годы ХХ века – эпоха педагогических свобод, «ослаблена «вертикаль контроля» за содержанием: авторские программы, педагогические открытия, программы развития, новые предметы. Свобода творчества на время компенсирует материальную составляющую быта, общее недофинансирование системы. От разных учебников в разных школах до разных предметов и специалистов, становящихся учителями. Возникает явление, сопутствующее перестройке и впервые переживаемое страной – безработица. Это не затрагивает «формальное» учительство – дипломированных педагогов, но меняет структурный состав учителей. В школу приходят специалисты (оставшиеся без работы) с непедагогическим образованием.

Н.А.Заиченко октябрь УРОКИ прошлого: все ли имеет свою цену? « Тарифная система» (ЕТС) оплаты труда нивелировала значимость индивидуальных результатов труда учителя; условная система аттестации педагогических работников, низкая «межразрядная» разница в оплате, низкая заработная плата педагогов в сравнении со средней по экономике сформировали «квазирыночные» нормы поведения учителя: «как платите - так работаем»; считаем цену часа (урока), а не цену результата; репетируем поступление в вузы, т.к. именно этот труд оценивается на рынке и востребован….

Н.А.Заиченко октябрь УРОКИ прошлого: школу модернизирует учитель?????? Расслоение общества, сокращение финансирования образования в 90-е годы; неравенство доступности качественного образования, селекция детей «на входе» ( гимназии- лицеи – «простые школы..) Институциональная модель школы не вписывается в контекст рыночной экономики и ее базовые ценности – конкурентность, инициативность, выбор, ответственность, динамичность.

Н.А.Заиченко октябрь УРОКИ будущего: качество учительского капитала Ежегодно знания обновляются в среднем на 5,0% при этом их полное обновление должно происходить за 20 лет, профессиональные же знания обновляются в 4 раза быстрее, т.е.... Система высшего образования ( в т.ч. педагогического) запаздывает в развитии, не является гибкой и динамично реагирующей на изменения, следовательно ответственность за трансформационные процессы в подготовке нового учителя должна взять на себя система повышения квалификации, дополнительного (неформального) образования. необходим переход от централизованных и жестко организованных траекторий профессиональной подготовки к свободному рынку постоянно обновляющихся образовательных программ и отдельных модулей необходим переход на персональные бюджетные сертификаты повышения квалификации, которые «идут за учителем», с целью ликвидации монополии институтов повышения квалификации педагогических работников и выброс этих программ (модулей)на свободный рынок.

Н.А.Заиченко октябрь Кто готовит нашего нового учителя???? 58 государственных академий 15 институтов 35 университетов 10 региональных вузов 1 муниципальный и 3 негосударственных вуза ВСЕГО обучаются студента В 2009 году не были трудоустроены 5,9 тыс. выпускников ВПО

Н.А.Заиченко октябрь Кто готовит нашего нового учителя???? 340 педагогических училищ и колледжей В 2009 году не были трудоустроены 0,3 тыс. выпускников СПО

Н.А.Заиченко октябрь УЧИТЕЛЯ….Какие они???? Молодые специалисты со стажем до 5 лет = до 9,0% Средний балл по ЕГЭ поступающих в педагогические вузы = 53 балла Общий объем в педвузы в 2009 г. сократился по сравнению с 2005 на 32,0% ( на бюджетной основе - на 28,0%)

14 Какие изменения произошли в сознании молодежи? Что формирует их взгляды на жизнь? Поколение Z. 14 «Теория поколений» : стык дисциплин : экономики, демографии, истории, психологии (Нейл Хоув, Вильям Штраус) Те, кто родился в 90-е годы и вплоть до 2010 года Повышенная агрессивность, конфликтность подростков лет – «эхо» социальных стрессов детства – распад Советского Союза Интернет Онлайновое общение

15 Какие изменения произошли в сознании молодежи? Что формирует их взгляды на жизнь? Поколение Z. 15 Коммуникативная дистанция детей и родителей Меньше человеческой коммуникации, больше техногенной Главный авторитет - интернет «цифровое» поколение Гиперактивность Синдром дефицита внимания Избыток информации

16 Какие изменения произошли в сознании молодежи? Что формирует их взгляды на жизнь? Поколение Z. 16 Нарушения возрастного развития нервной системы Возбудимы, впечатлительны, непоседливы, менее послушны Клиповое мышление – переработка информации короткими порциями Гиперактивный социум отличается потребностью в новизне, поиском ощущений, меньшей терпеливостью, склонностью к конфликтности Неспособность общаться в социуме – защита от проблем, способ десоциализации

17 Интернет - революция Поколение Z. 17 В интернете сосредоточены их интересы, чувства и помыслы Глобальная интернетизация Главный авторитет – интернет Эпидемии панических слухов Манипулирование сознанием и людьми Восприятие жизни как игры, как развлечения Потребление товаров, услуг, информации, развлечений

18 Интернет - революция Поколение Z. 18

19 Интернет - революция Поколение Z. 19 Инфантилизация молодежи Взрослые дети, которые боятся ответственности и обязанностей Удобно вести детский образ жизни Психологический диагноз нового поколения – интровертированный индивидуализм Расслоение молодежи: социально- психологическая поляризация: интеллектуальное, культурное, экономическое.

20 Интернет - революция Поколение Z. 20

21 Интернет - революция Поколение Z. 21 Инфантильные ожидания – мама и папа должны их устроить во взрослой жизни, обеспечить всем необходимым Рабы общественного мнения, рабы интернета, диктующего образ жизни Быть как все, подражать большинству Сотрется самобытность, растратим запас культуры Конфликт мировоззренческий отцов и детей

22 Интернет – революция «Времена не выбирают, в них живут…». 22

23 Интернет - революция Поколение Z. 23 Размывание жизненных принципов и ориентиров Исчезает традиционная семья, преобладает семья выходного дня Построить дом, посадить дерево, вырастить сына Что делать со свободой? Как лучше жить? Каким быть? Простых формул больше нет

24 Ценности поколения Z. 24 Четыре основные группы ценностей: Здоровье (физическое благополучие и безопасность) Семья, социальные ценности 9карьера и материальное положение) Ценности духовные (образование, культура) Группа людей культурных, для которых образование, духовность, личностное развитие имеют высокий авторитет, сокращается

Н.А.Заиченко октябрь УРОКИ будущего : инновации нам помогут????? национальная идея «на инновации» усиливает акценты на обновление знаний и компетенций никакая система подготовки не может сравняться со скоростью самообновления – самообразования. Метод самообразования – вхождение в инновационное движение. Инновации важны для формирования иного образа мышления и действия проблема исчерпания источников неформальной инновационной деятельности и замена или подмена ее бюрократическим подходом к инновациям. размытые критерии инновационной деятельности- «инновационная перегрузка».

Н.А.Заиченко октябрь УРОКИ будущего : инновации нам помогут????? ПРОТИВОРЕЧИЕ с одной стороны - исчерпания источников неформальной инновационной деятельности и с другой стороны инновационная перегрузка - главный вызов завтрашнего дня в направлении формирования инновационно мыслящего поколения.

Н.А.Заиченко октябрь ИННОВАЦИЯ?????? «Инновация – это игра такая…» ( сказал 5-летний Дима… )

Н.А.Заиченко октябрь УРОКИ будущего: бюрократическая ориентация на инновации 1.ЗАЩИТА от бюрократического давления : когда внедрение или иллюзия внедрения инноваций помогает ослабить давление извне (от районных или городских властей ) – закрыть квоту на участие в конкурсе инновационных программ по ПНПО 2.ОДОБРЕНИЕ ЭЛИТЫ в своей профессии, при отсутствии четко определенных критериев конечных результатов все, что популярно среди ведущих профессионалов, становится определяющим критерием 3.Школы имеют ТЕНДЕНЦИЮ добровольно применять инновацию которая придает школе имидж «современной…эффективной..профессиональной…. отвечающей требованиям времени….

Н.А.Заиченко октябрь УРОКИ будущего : зачем «открывать» закрытую школу? прошло время монополии учителя на знания, на информацию, прошло время начетничества «учитель – ученику» – наступила эпоха сотрудничества «ученик и учитель» «педагогика сотрудничества» открытость школы и «ликвидации монополии учителя» задает новое условие деятельности учителя - вхождение в конкурентный учительский рынок. И на этом рынке побеждает качество и репутация - слагаемые «конкурентоспособного учителя».

Н.А.Заиченко октябрь УРОКИ будущего : дефицит профессии или дефицит кадров Объективный вызов – демография. К 2020 году: рост контингента основной и старшей школы в два раза. Сегодняшний «избыток» учителей ( на 200,0 тыс. по РФ) перерастет в дефицит; более, чем 50,0% педагогов будут в возрасте 55 лет и более. Дефицит учителей неизбежен, если не произойдет смены образовательных технологий, организации учебного процесса, нормативов учительского труда. Повториться ситуация 90-х годов - в школу придут «непедагоги» -специалисты в других областях науки и техники.. Возрастет спрос на курсы ПК…

Е.О.Галицких, март УРОКИ будущего :новые технологии в новую школу Технология читательского семинара Технология педагогических мастерских Технология обобщения и систематизации знаний под названием «Список» Технология портфолио Диалоговые технологии: дебаты, дискуссии, круглые столы, диспуты) Технология самоопределения личности Технология подготовки учебной презентации Технология вебинаров Онлайн-семинар Технология проектной деятельности Технология организации конкурсов как способа обучения Технология мастер-классов

Н.А.Заиченко октябрь УРОКИ будущего : о формальном … Наша новая ???? школа ФГОС Стратегия 2020 Новая аттестация Гос.заказ

Н.А.Заиченко октябрь Уроки будущего : « Не всякий залп – вестник революции »

Н.А.Заиченко октябрь определяя УРОКИ прошлого и будущего мы делаем попытку объяснить феномен и заявить о том что государство и общество, возлагая на учителя важнейшую из задач – обучение и воспитание гражданина, патриота, инноватора ХХI века не только не освобождает его от внешних проблем (вызовов), но надеется с его помощью эти проблемы решить наиболее рациональным для себя способом.

Н.А.Заиченко октябрь БУДУЩЕЕ – уже не то, что БЫЛО