Формировать представление о синтаксических средствах выразительности ; формировать умение определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Advertisements

Выразительные средства текста Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса.
Стилистические фигуры Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Среди них.
Стилистические фигуры Выполнила:Курбатова Е Группа 102фл.
Синтаксические средства выразительности Фигуры речи.
Антитеза резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. резкое противопоставление.
Изобразительно-выразительные средства языка Лексические Синтаксические.
Лексические образные средства речи СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Анафора, Эпифора, Рефрен, Парцелляция, Синтаксический параллелизм. МБОУ «Чернореченская СОШ» Ученица 10 класса Гонышева Ксения.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Средства художественной выразительности Нарушевич А.Г.
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
К уроку русского языка в 10 классе Учитель: А.С.Мезина МОУ СОШ 1 г.Светлый.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
Э ЛЛИПСИС, УМОЛЧАНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ. С ОДЕРЖАНИЕ Эллипсис Умолчание Риторическое обращение.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
1) А ПЕРЕНОС ЗНАЧЕНИЯ ПО СМЕЖНОСТИ Б НЕПОМЕРНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ СИЛЫ, РАЗМЕРА, ЗНАЧЕНИЯ. В УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ НА ОСНОВЕ СХОДСТВА ДВУХ.
Урок русского языка 11 «Б» класс Учитель Юманова Татьяна Викторовна.
Анафора, или по-русски единоначалие, - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание: Клянусь я первым.
Транксрипт:

формировать представление о синтаксических средствах выразительности ; формировать умение определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном тексте ; закреплять представление о роли грамматики в речевом общении. Основные выразительные средства синтаксиса Цели и задачи урока: МБОУ «Вельеникольская СОШ» Учитель русского языка и литературы Леонтьева В.А.

Синтаксические средства выразительности АНАФОРА/ ЭПИФОРА ИНВЕРСИЯ ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ ПРЯМЫЕ ОБРАЩЕНИЯ АНТИТЕЗА ВВОДНЫЕ СЛОВА РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАТЕЛЬ НЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (С СОЮЗАМИ И БЕЗ СОЮЗОВ

Антитеза. (греч. antithesis – «противоположение») – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении каких-либо понятий: Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт. Ты румян, как маков цвет, – Я, как смерть, и тощ, и бледен (А. Пушкин). Бессоюзие. Асиндетон Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов. Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию. Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов). Многосоюзие. Полисиндетон Н амеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы… (А. Пушкин).

Инверсия (от лат. inversio – «перестановка») – стилистический прием, заключающийся в нарушении обычного порядка слов: подлежащее – после сказуемого, определение – после определяемого слова, отрыв эпитета от определяемого слова и т.п. Вот нахмурил царь брови черные, и навел на него очи зоркие (М. Лермонтов). Синтаксический параллелизм одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи: Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь, Ухо пьет – невидимейшую молвь. (М. Цветаева). Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего: Большинство носило усики, усы и даже усищи (А. Куприн).

Анафора (разновидность повтора). (Греч. anaphora – «вынесение вверх») - повторение слов или выражений в начале соседних отрезков текста: Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, закипающим гулом поет (Э. Багрицкий). Эпифора (разновидность повтора). (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста. …делать то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу (Н. Добролюбов).

Риторический вопрос. Вопросительное по форме, но утвердительное по смыслу предложение (вопрос, не требующий ответа). Какой же русский не любит быстрой езды? Риторическое обращение. Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу. Русь, куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь). Риторическое восклицание. Восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора. Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство! (В. Чивилихин). Вопросно- ответная форма изложения. Автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает. Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз. (В. Харченко).

Эллипсис. (от греч. ellipsis – «выпадение») – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. Татьяна – в лес. Медведь – за ней. (А. Пушкин). Умолчание. О борот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном. У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин). Парцелляция. (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным. Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные (Д. Гранин)

3.... это способ создания идей: автор из мысли извлекает противоположность, познает мир не только путем сравнения сходных явлений (метафора), но и в столкновении явлений противоположных, крайних. 1. …выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет … пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. 2. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен;... если надо молчать ты кричишь; когда следует говорить ты молчишь.

Полная жизнь русской классики в школе это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая Онегина, не зная Преступления и наказания, Обломова, мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют... - риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (восходящей …) или в порядке убывания значений (нисходящей …).

… разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм… … придает ритм речи … … …

…– повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? … … …

… - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм… с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми.

… отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Риторическое восклицание О времена! О нравы! Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Риторический вопрос …служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи

Аллегория - В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи. …изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным. …иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. Гротеск Примеры: в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» медведь собирается разорять «типографии и университеты»; градоначальник с фаршированной головой.

Парцелляция …- такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы. … - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Флероввсе умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. Эллипсис Во всех окнах - любопытные, на крышах – мальчишки. Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

Многосоюзие Полисиндетон Асиндетон Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность Бессоюзие Швед, русский, колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить.