«Реквием»: трагедия поэта и народа. Автор: Богданова Олеся Юрьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 13 с углублённым изучением отдельных предметов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.А.Ахматова «Реквием» ( ) Смысл заглавия: 1.Заупокойная месса, посвященная памяти усопшего. 2.Католическое богослужение по умершим 3. Траурное.
Advertisements

Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" О замысле "Реквиема" Анна Андреевна Ахматова сообщила читателю в предисловии. Первые наброски.
Памятники Анне Ахматовой. На небольшой площади, между Шпалерной улицей и набережной Робеспьера, стоит памятник поэту Анне Ахматовой, у которой в «Крестах»
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е г.г. явилось создание ею.
Поэма «Реквием» Провела учитель литературы Беськаева Елена Алексеевна.
Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием». Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом,
ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ Овчинникова Н.П. Учитель русского языка и литературы. МОУ «Гимназия 18» г. Магнитогорска.
Трагедия народа в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» Цели урока: Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме; Уметь анализировать содержание стихотворного.
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966). Родилась в июне 1889 года в Одессе, в семье морского инженера. Первые стихотворения Анна посвятила любимому поэту.
Урок литературы 11 класс на тему « Творчество Анны Ахматовой. Великая трагедия.» учителя русского языка и литературы Закуевой Ирины Абузедовны МОУ СОШ.
Выполнила ученица 11Т класса Юрьева Евгения. (А.Ахматова)
(А.Ахматова) Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е г.г. явилось создание ею поэмы «Реквием», посвященной годам «большого террора»
Презентацию подготовила Любимская Анна. русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов.
Лист готовности. 5 баллов – хочу знать, могу знать, делать, решать; 4 балла – я готов к работе; 3 балла – я не очень хорошо себя чувствую на уроке, мне.
БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ «РЕКВИЕМ» А.Ахматовой. Почти все, писавшие о "Реквиеме", обращали внимание на то, что современность передается в поэме с помощью.
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – ЗНАМЕНИТАЯ РОССИЙСКАЯ ПОЭТЕССА 20 ВЕКА, ПИСАТЕЛЬНИЦА, ПЕРЕВОДЧИК, КРИТИК И ЛИТЕРАТУРОВЕД. АВТОР ИЗВЕСТНОЙ ПОЭМЫ.
А.А. Ахматова.. Анна Андреевна Ахматова. Великая поэтесса ХХ века Анна Андреевна Ахматова родилась в 1889 году близ Одессы в семье инженера- механика.
Анна Ахматова «Реквием» Композиция. Лирическое и эпическое в поэме.Крестный путь русского народа в поэме.,,
Урок литературы. 11 класс. Тема Учитель Филоксёнова Т.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 »
Контрольный тест по творчеству Анны Андреевны Ахматовой Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
Транксрипт:

«Реквием»: трагедия поэта и народа. Автор: Богданова Олеся Юрьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 13 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова г. Тамбова

«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения

История создания поэмы «Реквием» А.Ахматова работала в гг. и в начале 1960-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» 3 за 1987 год. Какие факты биографии А.Ахматовой были положены в основу поэмы?

Анна Ахматова и Лев Николаевич Гумилёв, годы

«Посвящение». Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса «Иоанна Богослова»: «И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора, И остров двинулись с мест своих». Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину? В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? Какое местоимение использует А. Ахматова? Почему? Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? Итак, кому же посвящается поэма?

Часть 1 Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки?

В.И. Суриков. «Утро стрелецкой казни». Экспонировалось на IX передвижной выставке в марте 1881 года

«Я все народ себе представлял, как он волнуется. Подобно шуму вод многих», говорил впоследствии Суриков. Суть полотна заключается в показе того необычайного, сверхчеловеческого мужества, той непобежденной душевной силы, которыми наделены стрельцы, готовые встретить смерть. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. В образах стрельцов, созданных Суриковым, зритель познает могучие силы народа, проявляющие себя в трагической обстановке. Изображение волнующейся народной толпы, в которой заметно и содержательно каждое лицо, вот что было особой заботой художника. Картина посвящена казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года

На картине два главных героя Пётр, сидящий на коне возле Кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу со взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.

Вывод Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

VII-X главы Близка ли героиня поэмы лирической героине ранней ахматовской лирики? Что изменилось вокруг и внутри поэта? Прочтите название X главы. С чем оно связано? Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?

Распятие Христа. Новгородская икона

Маттиас Грюневальд. Распятие Христа Альбрехт Альтдорфер. Распятие Христа

Вывод Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти распятие Христа. В образе Богоматери сливаются все матери мира. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына становится всеобщей в пространстве России и во времени

Эпилог …А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем - не ставить его Ни около моря, где я родилась (Последняя с морем разорвана связь), Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов… И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. Март 1940 Фонтанный Дом

Итоги урока «Невольным подругам… двух осатанелых лет» посвящает А. Ахматова поэму «Реквием». Поэт, обращаясь к истории, говорит о трагичности судьбы русского народа и его могучей силе, способной вынести тяжёлые испытания. Масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету. Великая скорбь сближает лирическую героиню с образом Богоматери. Лирическая героиня осознала своё единство с народом. В финале она говорит о монументе, который должен стать памятник материнскому страданию, который в то же время символизирует народные страдания, пронизывающие всю историю России.

Домашнее задание Каким вы представляете себе памятник А. Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы? Охарактеризуйте тематику и композицию поэмы «Реквием». Охарактеризуйте средства художественной выразительности в поэме «Реквием».

Ресурсы сети интернет