Авторы: Петрова Лена, 5А Цапин Павел, 5А Научный руководитель: Козлова С.Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Advertisements

Подготовила: Мелентьева О.М. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад 2 Г. Златоуста. 2013г.
КНИГИ К. Д. УШИНСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО ДЛЯ ДЕТЕЙ.
«В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.» А. М. Горький. Исследовательская работа.
Презентация к занятию (старшая группа) по теме: Презентация книжного уголка в старшей-подготовительной группе "Книжкин дом"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Творчество Л.Н.Толстого» Учитель: Темирчева Евгения Михайловна МБОУ СОШ 7 Г. Минеральные Воды.
Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник.
Автор: Суфиева Надежда Александровна Педагог 1 квалификационной категории МКДОУ 10.
Проект: Русское народное творчество Составители: Воспитатели Авдошина М.К., Гормузева Н.Ю Участники: педагоги, воспитанники, родители старшей группы.
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого. Рассказ «Кавказский пленник». Проект-презентация урока литературы в 5 классе.
Конкурс «Читаем вместе в классе и семье» ИССЛЕДОВАНИЕ Тема: «Читающая семья. Связь поколений» Выполнила: Кузина Александра Алексеевна ученица 3 класса.
«Детская книга в речевом развитии ребёнка-дошкольника» МБДОУ ЦРР – ДС 51 «Росинка» г. Смоленск Селютина Наталья Юрьевна учитель-логопед.
Л.Н.Толстой «Детство».. © МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2007 Цели: Расширить знания учащихся о жизни Л.Н.Толстого, обучать правильному чтению; развивать речь,
Проект: Фольклор – живая старина. Составители: Авдошина М.К. Гормузева Н.Ю Участники: родители, воспитанники группы 6 (средняя группа)
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
- содержание экологического воспитания; - способы его реализации (методы, приёмы, технологии); - организацию и управление.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
«Пословицы и поговорки – кладовые мудрости» Выполнил: ученик 2В кл. Сафин Линар Научный руководитель: учитель нач.классов Якупова Нурия Давлятшовна.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает.
Транксрипт:

Авторы: Петрова Лена, 5А Цапин Павел, 5А Научный руководитель: Козлова С.Л.

Актуальность данного исследования в том, что в научно- познавательных произведениях Л.Н. Толстого важен не только познавательный, но и нравственный, эстетический, общефилософски й смысл. Они проникают в детскую возрастную логику восприятия.

Проблема – выяснить, можно ли причислять научно-познавательные произведения Л.Н. Толстого к научно- художественной литературе. Цель – выявить своеобразие этих произведений. Задачи: анализ имеющейся по проблеме литературы; систематизация и обобщение данных по этому вопросу; социологический опрос учащихся начальной школы написание отзывов

Объектом исследования в работе является творчество Л.Н. Толстого. Предмет исследования – особенности и своеобразие научно- познавательных произведений Л.Н. Толстого для детей. Гипотеза – изучение произведений Л.Н. Толстого научно- познавательного характера даст возможность детям разного возраста к разумному постижению знаний о мире и душе человека.

Одним из первых научно- познавательные произведения для детей начал писать Л.Н. Толстой, работая в Яснополянской школе, где он обучал крестьянских детей и создавал учебные книги для народных школ России. «Азбука» и «Новая азбука» с четырьмя «Русскими книгами для чтения» написаны в 70-ые годы XXвека

«Новая азбука» решала важные педагогические задачи: она обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы, помогала нравственному воспитанию. Писатель стремился к тому, чтобы в ней было как можно больше интересного и поучительного материала. Язык книг народный, потому что Толстой учился языку у крестьянских детей.

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно- познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно- сказочная форма помогают ребенку усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен («Шат и Дон»). Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала

Точная, конкретная образность сохраняется у Толстого и в научно- познавательных рассказах. Методика его была строго научной: знания он преподносил с постепенным нарастанием их сложности. От мини рассказов («Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него мед целый год белый») ребенок движется к более глубокому взгляду на явления окружающего мира («Старый тополь», «Как ходят деревья»), а иногда и к освоению предметов, вовсе ему до того не знакомых («Как делают воздушные шары», «Рассказ аэронавта»).

Лев Толстой впервые сближает стиль научно- популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в форме рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов.

Знания о явлениях природы Толстой стремился закрепить с помощью художественных образов. Характерен в этом смысле рассказ «Солнце-тепло», дан поэтический образ могучего и благотворного светила. «Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно- познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает детям анализировать, обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу.

Писатель учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное действие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности. В зообеллетристических рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, наделяя индивидуальными чертами характера.

Своеобразен взгляд Толстого на популяризацию исторических знаний. Он был уверен, что историю как науку в школе преподавать не следует, а нужно лишь «возбуждать чувство», давать детям впечатление от исторических событий. В повести «Кавказский пленник», напечатанной в четвертой «Русской книге для чтения», нашли воплощение эти мысли.

Какие произведения Льва Николаевича вы знаете?

Чему учат научно- познавательные произведения Л.Н. Толстого? Учат доброте дружбе любви к животным познавать мир

Результаты анкетирования показали, что рассказы Толстого ученики знают и любят. Это еще раз доказывает, что произведения Л.Н. Толстого сохраняют свое значение и поныне. Даже дети русских эмигрантов не забывали «Азбуку» Толстого. Многие из них, читая ее, учились понимать строй речи и русской души. С конца 20-го века началось возвращение «Азбуки» Л.Н. Толстого. Первоклассники в «Школах Л.Н. Толстого» учатся читать и понимать мир по «Азбуке Льва Толстого». Координаты для контактов: физический адрес:300041, г.Тула, ул.Ленина, 22 почтовый адрес для корреспонденции: , г.Тула, ул.Ленина, 22 телефоны: (4872) , (495) факс: (4872) , (495) (495) адрес электронной почты: адрес интернет-сайта:

"Школа Л.Н.Толстого" - связующая цепь педагогических эпох, образованность в сочетании с духовным отношением к жизни, непрерывность образования от рождения через детство, юность, зрелость, мудрость старости к бессмертию, школа любви и ненасилия, единство общечеловеческого, национально-исторического, индивидуально-неповторимого, переход от развития к саморазвитию, от совершенствования к самоусовершенствованию, социальное партнерство, когда ребенок осознает свою особенность и уважает в другом дар природы, давшей кому "золотую голову", кому "золотое сердце", кому "золотые руки". "Толстовский" эксперимент проходит в школах Тульского края и других регионах России - Дальний Восток, Западная Сибирь, Урал, Центральное Поволжье, Центр России, а также в Полоцке (Беларусь).

Рассказы Л.Н.Толстого научно-познавательного характера, которые, как мы видим, можно назвать и научно- художественными, формируют на основании личного опыта и анализа содержания произведений, способности планировать деятельность, прогнозировать ход событий, предвидеть и предупреждать ошибки в целях мирного сосуществования человека и природы, человека и общества, овладевать различными видами мыслительной деятельности: рассуждением на основе прочитанного, ведением дискуссии, сравнением по форме и содержанию, абстрагированием, выстраиванием ассоциативных рядов, духовным отношением к жизни. Это попытка обратить ребенка, входящего в мир, к разумному постижению знаний о мире и душе человека, что по сей день остается актуальным.

Использованная литература Л.Н. Толстой. Ясная Поляна Рассказы из азбуки, сказки, басни, пословицы, загадки. Составил И. Халтурин. – М.: Детская литература, Л.Н. Толстой. Для детей. Рассказы, басни, сказки, былины. – М.: Детская литература, Ломунов К.Н. Лев Толстой: Очерк жизни и творчества. – М.: Детская литература, Детская литература: Учеб. Пособие для учащихся пед. Уч-щ Д38 по спец «Дошк. воспитание» / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева – М.: Издательский центр «Академия», О литературе для детей. Выпуск 19-й. – Ленинград: Детская литература, Книга – друг ребенка. Воспитатели о детских книгах. Составитель П. Дымшиц. – М.: Просвещение, Маршак С.Я. Новый мир, 1952, 6, с.201.