МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ. Проблема: медлительный ребенок В семье и в детском учреждении большие трудности вызывают дети по сравнению с другими более медлительные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Медлительные дети Подготовила: педагог-психолог высшей категории Кимберг О.С. Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 30 открытого.
Advertisements

ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям.
Родительское собрание МОУ Гимназия 3 городского округа город Шарья.
Адаптация учащихся к обучению в школе Мир будущего первоклашки При поступлении в первый класс детям обязательно задают вопрос общего характера: об их поле.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
Тревожность Рекомендации родителям. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной.
Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Адаптация первоклассников. адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности адаптация к новой социальной среде при смене сферы и круга.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Подготовила: школьный психолог Красногорской средней школы 1 Машина Вероника Юрьевна.
Трудности обучения письму и чтению медлительных детей Выполнила учитель ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» Белоусова Е.Г.
(Адаптация детей в пятом классе) Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 1 г. Сыктывкар 2010.
Адаптация первоклассников к школе.. Адаптация первоклассников к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер ребёнка.
В первом классе – без проблем Семинар-практикум по психолого- педагогическому сопровождению учащихся 1 класса в адаптационный период.
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто Сократ Оздоровительная работа в начальной школе. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с.
(Адаптация детей в пятом классе). Первый этап – ориентировочный, когда на весь комплекс новых воздействий организм отвечает бурной реакцией и значительным.
Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Педагог-психолог.
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ? Педагог-психолог Казина К. А. Южное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное образовательное.
Транксрипт:

МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ

Проблема: медлительный ребенок В семье и в детском учреждении большие трудности вызывают дети по сравнению с другими более медлительные («копуши», как их горестно называют в детских садах). Количество медлительных детей стабильно составляет 21-23% от общего числа детей.

Медлительные дети очень осложняют жизнь как семьи, так и детского коллектива Медлительные дети очень осложняют жизнь как семьи, так и детского коллектива они медлительны в действиях, в реакциях на слова взрослых, их нужно постоянно торопить, а при этом они затормаживаются еще больше, в детском учреждении они не укладываются во время, отведенное для выполнения заданий, другие должны их ждать. Более всего страдают сами «копуши»: взрослые на них раздражаются, то и дело бранят и наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры, они испытывают трудности в обучении.

Умственная работоспособность, т.е. способность длительно и продуктивно заниматься, у медлительных детей в два раза ниже, чем у обычных. Медлительные дети испытывают затруднения при обучении уже в детском саду. Медлительные дети больше подвержены развитию неврозов. Ведь при длительном напряжении подвижности нервных процессов происходит нарушение деятельности нервной системы (появляются колебания артериального давления, аритмия сердечных сокращений, расстройства сна, общие сдвиги возбудимости). Неблагоприятные последствия напряжения (или перенапряжения) подвижности нервных процессов у детей развиваются быстрее и носят более стойкий характер, чем у взрослых. Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе.

Причины медлительности 1. индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы (слабость и инертность нервных процессов); 2. особенности воспитания; 3. отставание в развитии отдельных функций (моторных, речи); 4. общее состояние здоровья ребенка.

Особенности развития медлительных детей 1. Ребенок - медлительный, но в семье к его медлительности относятся спокойно, без раздражения, что-то помогают сделать, когда-то терпеливо ждут. И он не чувствует своей медлительности, не воспринимает ее как недостаток, а значит, не суетится, не нервничает. Фактически он будет испытывать особых осложнений ни в детском саду, ни в дошкольной гимназии до тех пор, пока интенсивность работы не превысит его возможностей. 2. Ребенок – медлительный, но окружающие взрослые (дома и в детском саду) не понимают, не считаются с этой особенностью.

Психотравмирующие факторы для медлительных детей Хронический дефицит времени; Хронический дефицит времени; Ограничение времени на отдых; Ограничение времени на отдых; Наказания со стороны взрослых (педагогов, родителей). Наказания со стороны взрослых (педагогов, родителей).

Особенности организации деятельности медлительных детей Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у их сверстников (скорость письма ниже почти в 2 раза, скорость выполнения простых движений – в 1,6 раза, скорость решения логических задач – более чем в 1,5 раза). Они могут все прекрасно знать и уметь, но не успевать выполнять.

У медлительных детей в два раза ниже продуктивность работоспособности. Они могут работать качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования педагогов и родителей увеличить темп толкают детей на снижение качества работы.

У медлительных детей почти в два раза длиннее латентная реакция (время от сигнала к действию до начала действия). Эта особенность проявляется при включении ребенка в работу и при переключении его на новый вид деятельности. Функциональные особенности высшей нервной деятельности не позволяют медлительному ребенку сразу начать выполнение любого задания, ему необходимо достаточно длительное время на врабатывание. Но так же трудно отвлечь его и направить на новый вид деятельности.

При форсировании скорости выполнения задания время выполнения не только не уменьшается, но увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности «подгонки». Новые навыки у медлительных детей формируются значительно дольше.

Медлительные дети усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи. Но если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного.

Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит вся учебная деятельность медлительного ребенка и в образовательном учреждении, и дома.

Медлительные дети очень склонны к стереотипам (шаблонам) в поведении и в речи, с трудом преодолевают эту стереотипию и делают при этом много ошибок. Любая нагрузка на свойство подвижности (ограничение времени, необходимость торопиться, ускорить свои реакции) вызывает дальнейшее углубление торможение и замедление реакции.

У медлительных детей внешнее торможение ( на внешние раздражители) является сильным. Внутреннее торможение (дифференцировочное, запаздывательное) сравнительно слабо развито.

У медлительных детей преобладает тонус парасимпатической нервной системы (у детей с высокой подвижностью нервных процессов – симпатический). Вегетативные показатели при повышенном симпатическом тонусе ближе к норме, чем при повышенном парасимпатическом. Это свидетельствует о меньших приспособительных возможностях организма медлительных детей.

Влияние условий жизни и воспитания на скорость деятельности медлительных детей Уровень подвижности нервных процессов обусловливает определенный личностный темп, проявляющийся равно в двигательной и умственной сферах. Но могут быть (и не очень редкие) случаи расхождения в скорости протекания умственных и двигательных реакций и связано это с влияниями условий жизни и воспитания. В одних случаях эти влияния имеют тормозящий характер, в других – стимулирующий.

Нервная система ребенка с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждается в постоянной тренировке, в противном случае будут ограничены возможности приспособления его к социальной среде, трудности обучения.

Тренировка подвижности нервных процессов наиболее успешна в возрасте с 4-х до 6-ти лет. В этот период онтогенеза происходит интенсивное созревание биохимических механизмов нервной системы и формирование свойств нервных процессов. Естественная тренировка (условия жизни) не могут не сказаться на особенностях протекания нервных процессов. Однако необходимы и нагрузки на свойство подвижности нервных процессов. Родители должны выделить время для специальных занятий-игр (10 минут ежедневно).

Условия организации жизни медлительного ребенка 1. Выполнение следующих условий 1) Медлительность – свойство нервных процессов ребенка и он «копается» не назло вам, просто иначе он не может. Поэтому разговаривать и обращаться с ним нужно спокойно, без попреков и понуканий. Иногда это бывает трудно, но ровный тон и доброжелательное обращение с медлительным ребенком гораздо эффективнее, чем крик и наказание.

2) Не проявляйте спешки и не нервничайте, делая что-то с медлительным ребенком. Собираетесь ли в детский сад, кормите его, складываете игрушки и т.д. – держитесь спокойно, даже если время у вас ограничено. Всякая спешка сейчас же вызовет у медлительного ребенка углубление торможения и еще большее замедление реакций (а у вас – раздражение). Рассчитайте время утром, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться, позавтракать без конфликта. Педагог тоже должен об этом помнить и, например, направить медлительного ребенка одеваться перед прогулкой или мыть руки перед едой немного раньше остальных.

3) Ребенку с инертными нервными процессами легче приспособиться к определенному порядку выполнения всех повседневных дел: какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном, даже мытье рук. Если каждая процедура имеет определенный порядок, то ему легче справиться со стоящими перед ним задачами.

4) Любую нагрузку на свойство подвижности нервных процессов (более быстрое выполнение задания, ограничение времени и т.д.) давать на хорошем эмоциональном фоне. Хороший эмоциональный фон, т.е. веселое, оживленное настроение создается лучше всего в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка. Попытки ускорить двигательные реакции ребенка в подобных случаях не сопровождаются развитием торможения, как это происходит при окриках и понукании.

2. Систематическая тренировка подвижности нервных процессов в специально подобранных играх. 3. В занятия должны быть включены игры, направленные на тренировку некоторых видов внутреннего торможения (дифференцировочного, запаздывательного). Это повышает эффективность тренировки, развитие внутреннего торможения автоматически подавляет внешнее торможение.

Тренировка с помощью постепенно усложняющихся движений мало успешна. Использование предельных скоростей эффективнее, но приводит к утомлению. Наиболее успешна работа по тренировке скорости двигательных реакций у детей идет с применением приема, когда имеются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.

Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, т.к. это создает у них спешку и тревожное состояние. Каждое занятие не должно превышать 10 минут, можно проводить в два приема в разное время дня. Важно фиксировать получаемые результаты, чтобы видеть эффективность занятий.

Медлительный ребенок может все, что может подвижный, но дается это ему очень дорогой ценой ( нередко – невротизацией), если мы не поможем ему своевременно компенсировать недостаток подвижности нервных процессов. Не жалейте в сущности небольшого времени, которое требуют занятия с ребенком, чтобы облегчить ему приспособление к требованиям социальной среды.

Литература Кольцова М.М. Медлительные дети.- СПб.:Речь, 2003 Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей.- М.: Дрофа, 2004 Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной.- СПб.: Питер, 2004