СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СЛОВОТВОРЧЕСТВО Мы живы острым и мгновенным, Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным, И что ни слово – то сюрприз. Игорь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Каким способом образовано слово ПОСЛЕЗАВТРА? 2. Каким способом образовано слово ОБИДНЫЙ? 3. Каким способом образовано слово ОБЛАЧНОСТЬ? 4. Каким способом.
Advertisements

Основные способы образования слов. В-1.. Определи способ образования слов: Обидный Безоблачный Взрыв Ледокол Правнук Учитель Больной (Больной уснул.)
Город есть в небесах. Нет в нем боли и слез, и не мучает страх. Там всегда яркий свет, Нет земной суеты и печали там нет.
Тема урока: Категория состояния как часть речи Презентация к уроку русского языка в 7 классе. Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4.
" ОБРАЗ МАТЕРИ В ПОЭЗИИ " Ученицы 11 " А " класса, школы 376 Евдокимовой Валерии.
Русский язык «Разграничение приставок и предлогов»
С.А. ЕСЕНИН «Персидские мотивы». Тема Востока полноправно вошла в русскую литературу уже в XIX веке - с поэзией М. Лермонтова и Я. Полонского. В начале.
Автор : Крайнова И.А. Учитель начальных классов МОУ Толбинская СОШ.
Раздел «Морфемика».. Русский кормит. Жил - был дед. Посадил дед репку. Выросла репка большая -большая. Пошёл дед тянуть репку, тянет - потянет вытянуть.
Морфемика и словообразование Урок русского языка в 6 классе. Автор: Зайцева М.К., учитель русского языка и литературы МБОУ Нехаевской СОШ Волгоградской.
Чувство Родины - устаревшее понятие «давно разоблаченная морока…» у каждого свое… делает нас людьми.
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
Описание местности Урок русского языка в 8 классе.
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловской сош», 2010.
В мире поэта: Марина Ивановна Цветаева ( )
Да, недолго глядел он на Русь голубыми глазами поэта… Н.Рубцов.
В греческую столицу Константинополь киевский князь Владимир отправил послов. Русские послы посетили богослужение в храме и были поражены красотой службы.
«ЖИВУТ СЛОВА, ПОКА ДУША ЖИВА» И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А. Ахматова.
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Мое восприятие творчества Марины Цветаевой. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как.
Транксрипт:

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СЛОВОТВОРЧЕСТВО Мы живы острым и мгновенным, Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным, И что ни слово – то сюрприз. Игорь Северянин Игорь Северянин

Н. Карамзин Промышлен- ность И. Тургенев шуршать Ф. Достоевский Стушевать- ся Поэты начала 20 века ?

Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучения

лист листок листочек

это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов Суффикс -

Суффиксы: 1 формообразующие; 2 словообразовательные

Синь – глубь – скрип – выход – зелень – синеть глубокий скрипеть выходить зеленеть

Ранним утром мы шли вдоль реки. Несколько чаек кружились высоко в небе. Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. Тишь кругом и красота. Ранним утром мы шли вдоль реки. Несколько чаек кружились высоко в небе. Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. Тишь кругом и красота. Выпишите из предложений существительные, образованные бессуффиксным способом. Задание 2 Задание 1 Выпишите из предложенийслово, образованное суффиксальным способом. Андрею приснился страшный сон. Будто из окна вылезает Никита и тянет свои ручищи к колыбели. Наутро Андрей пошёл к Тимошихе, чтоб та разгадала ему сон. Андрею приснился страшный сон. Будто из окна вылезает Никита и тянет свои ручищи к колыбели. Наутро Андрей пошёл к Тимошихе, чтоб та разгадала ему сон.

это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов Приставка -

Непродуктивные и продуктивные приставки и суффиксы и продуктивные приставки и суффиксы

В каком ряду расположены слова, образованные приставочно – суффиксальным способом. Задание 1 1) надомник, приусадебный, пресмешной 2) подбородок, бесстыдник, разнесчастный 3) по – братски, подводник, переувлажнить 4) подснежник, разбежаться, приморский

Марина Цветаева

Так вслушиваются ( в исток Вслушивается – устье ). Так внюхиваются в цветок: Вглубь – до потери чувства! Так в воздухе, который синь,- Жажда, которой дна простынь, Всматриваются в память. Так вчувствовывается в кровь Отрок – доселе лотос. … Так влюбливаются в любовь: Впадываются в пропасть. Задание 1 Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Выпишите слова, соответствующие одной словообразовательной модели. Объясните, для какой цели в этом стихотворении применен прием нанизывания одноструктурных слов.

Сергей Есенин Сергей Есенин

1. Как бабочка – я на костер 1. Как бабочка – я на костер Лечу и огненность целую. Лечу и огненность целую. 2. Мне нравится запах травы, морозом подожженной, И сентябрьского листолета протяжный свист. И сентябрьского листолета протяжный свист. 3. Полюбил я седых журавлей 3. Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали, С их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Потому что в просторах полей Они сытых хлебов не видали. Они сытых хлебов не видали. Только видели березь и цветь Только видели березь и цветь Да ракитник, кривой и безликий. Да ракитник, кривой и безликий. Выпишите из текста слова, придуманные С.Есениным. Объясните, в каком значении употреблено каждое слово и по какому образцу создано. Задание 2

Рас – стояние: версты, мили… Нас рас – ставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. Рас – стояние: версты, дали… Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распаяв, И не знали, что это сплав Вдохновенный и сухожилий… Задание 3 Посмотрите, как необычно записан текст. Зачем М. Цветаева выделила морфему? Графически отделила ее? Принято ли в современном языке членить основу расстояние?

Велимир Хлебников

3. Найдите стихотворении В. Хлебникова авторские неологизмы. По какой словообразовательной модели они созданы ? С какой целью используются. 1. Леса лысы. Леса обезлосили. Леса обезлисили. 2. Там, где жили свиристели, Где качались тихо ели, Пролетели, улетели Стая легких времирей… Ты поюнна и вабна, Душу ты пьянишь, как струны, В сердце входишь, как волна!

Мы живы острым и мгновенным, Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным, И что ни слово – то сюрприз. Игорь Северянин Игорь Северянин

Задания ЕГЭ по теме «Словообразование» 1.Назовите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯМИ 2.Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. Роли ? Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актер на амплуа хороших ролей ( есть и такой ). Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» ( т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания ). Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены… Но странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе.

3. Из предложений выпишите существительное, образованное приставочно-суффиксальным способом. Из глубины истории идет увлечение алхимией, долгое время остававшееся попечительницей химического знания. Идея телепатического общения оказалась в поле внимания наших соотечественников, заинтриговав В. Бехтерова и К. Циолковского. А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в котором находили приют телепаты и спириты.

4. Из предложений выпишите слово, образованное приставочно - суффиксальным способом. Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким – то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала. Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

5. Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксальным способом. - Я пришла к вам с просьбой… - продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. - Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. Вы, я слышала, даете… Я хочу ехать, а у меня… я небогата… Мне от Петербурга до Курска… - Гм… Так – с… А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится? -Нет, здесь нравится. Я к родителям. Давно уж у них не была… Мама, пишут, больна… - Гм… Вы здесь служите или учитесь?

6. Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом. Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго – тривиальным. Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для неё информативные.

Мы живы острым и мгновенным, Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным, И что ни слово – то сюрприз. Игорь Северянин Игорь Северянин

Домашнее задание По подсчётам учёных, в произведениях В. Маяковского почти 3 тысячи индивидуально – авторских образований. Выпишите такие слова, подумайте, как и для чего они образованы. Желаем успеха !