Комитет по образованию Администрации МО «Ярцевский район» Районный методический кабинет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Образование: сокрытое сокровище» научиться познавать научиться познавать научиться делать научиться делать научиться жить вместе научиться жить вместе.
Advertisements

Компетентностный подход в современном образовании Юлия Залега, КК ИПКиПК РО Телефон: (8 391)
Егорова Наталья Николаевна, заместитель директора по ИКТ ГОУ ЦО 1985.
Компетентностный подход « Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения».
Ким Людмила Чухакиевна, старший методист ОГБУ « РЦРО »
Компетентностный подход в образовании как одно из направлений современной образовательной политики Пять групп ключевых компетенций, определенных Советом.
Понятие компетентности Компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся.
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность.
Компетентностный подход в образовании Автор: А.О. Зоткин, к.ф.н., зам. директора по проектной и научно-методической работе ОГКУ РЦРО.
Беляева О.А., учитель истории и обществознания. Информационное общество требует «новой» эрудиции, «…которая не представляет собой выученность наизусть.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Способствовать обучению учителей моделировать собственный педагогический опыт через компетентностный подход к образованию.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Транксрипт:

Комитет по образованию Администрации МО «Ярцевский район» Районный методический кабинет

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» Бернард Шоу

В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, а также уровень преподавания естественных наук. России в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение нашей школы формировать компетенции у школьников.

Модернизация образования – это обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества. Система образования должна адекватно реагировать на изменения в обществе и новые запросы.

1. Ускорение темпов развития общества. По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать невозможно. Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность.

2. Развитие процессов информатизации. Созданы условия для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является единственным источником получения знаний.

Модернизация образования осуществлялась всегда – в той или иной мере. Эта мера зависит от способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов.

Традиционная школа реагирует на изменения в обществе таким образом: изменение учебных программ; дополнение учебного плана новыми предметами. Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объема изучаемого материала. Это тупиковый путь, хотя бы вследствие ограниченности ресурсов учебного времени.

Запросы общества выражены в требованиях, предъявляемых к работникам на рынке труда. В современном обществе востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно- конструктивным и духовно-личностным опытом. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. Существует формула: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику.

Традиционный подход Компетентностный подход Цели ЗУНы (должны знать то-то и то- то, уметь то-то и то-то) «Что нового узнал?» Решение проблем как способ закрепления знаний Овладение способностью решать проблемы на основе полученных знаний и умений. «Чему научился?» Решение проблем как смысл образовательной деятельности Уровень образованности Объем полученных знаний Расширение круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники Содержание учебных программ Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга Программы по отдельным предметам являются элементами образовательной программы школы (включаются межпредметные связи) Отбор учебного материала Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу?» Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности (индивидуализация образовательных маршрутов) «С помощью чего учу?» Технологии Формы и методы соответствуют запланированной цели, т.е. формированию ЗУН Введение технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, направленную на достижение определенной цели и самооценку. Результат ЗУНыСформированность компетенций

Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода задач. Главной сегодняшней задачей, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования, американского ученого М. Ноулза, стало «производство компетентных людей – таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

В процессе обучения должны быть созданы такие условия, которые могут мотивировать школьника стать на путь саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Школа же на этом пути может привить лишь «вкус к учению», научить ориентироваться в мире, научить не бояться решать задачи разного характера и разной степени сложности. Таким образом, вырисовывается наиболее продуктивный путь модернизации образования: изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами; изменение характера связей и отношений между школой и системой дополнительного образования.

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционных понятий ЗУН. Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН+ способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентиры), гибкость мышления, самостоятельность, волевые качества. «Компетентность» – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.

1)ключевые – определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными; 2)межпредметные – относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3)предметные – формирующиеся в рамках конкретных учебных предметов.

Совет Европы определил следующие группы ключевых компетенций, которыми школа должна вооружить молодежь: познавательная компетенция; социальная компетенция; коммуникативная компетенция; информационная компетенция.

Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций? Можно выделить следующие действия: Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: организовывать связи прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному явлению; умение противостоять трудностям; занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь работать и сотрудничать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность за порученное дело; войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело; доказать солидарность с коллективом; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость к изменениям; стойкость перед трудностями. Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.

Это самый трудный вопрос: как перейти от одного состояния образовательной системы к другому? Каков оптимальный путь?

На современном этапе модернизации образования выдвинут лозунг: «Формирование компетентностей должно стать массовой технологией». Педагогической концепцией новых «Государственных стандартов второго поколения» в России является системно- деятельностный компетентностный подход в обучении. Именно он в итоге должен дать основные результаты обучения и воспитания в виде сформированных общих и ключевых компетенций. Поэтому овладение этим подходом должно стать насущной задачей учителя.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, «репертуар» которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Учитель становится менеджером образования. Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя.

Нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность учителя». Компетентного специалиста отличает критическое мышление, способность среди множества решений выбрать оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения. Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. Иными словами, «компетентность – это способность к актуальному выполнению деятельности».

Проблемой является разработка УМК, соответствующих запросам времени. Отсутствие методических разработок, учебников, ориентированных на новые цели образования, осложняет процесс изменения содержания образования в школе в рамках компетентностного подхода. Однако именно здесь усиливается влияние центров дополнительного образования на процесс получения образования школьниками.

Дистанционная форма обучения предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, которые обеспечивают индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов. Основными преимуществами системы дистанционного образования (СДО) являются: доступность; модульность; высокая степень интерактивности; динамичность доступа к информации; возможность самоконтроля; активная справочная система; мультимедийность представления информации; возможность многократных повторений; усиление мотивации; высокая наглядность; развитие в процессе обучения; отсутствие «ошибкобоязни»; выбор личной образовательной траектории; возможность прохождения материала в индивидуальном темпе; конфиденциальность. Самая большая ценность этого образования, это то, что оно способствует формированию умения учиться.

Все те рефлексивные действия и операции, которые необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? Все те продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: как выучиться? Ответы на эти вопросы, несомненно, будут связаны с развитием ключевых компетенций.

По своей структуре каждый разрабатываемый курс разбит на 12 учебных модулей. Каждый учебный модуль посвящен отдельной теме. Он включает в себя 4 лекции, столько же тренингов и тестов самоконтроля (ТСК), от одного до четырех практических занятий и проверочный тест. Два учебных модуля объединяются в тематический блок, по завершении которого учащийся выполняет контрольную работу по пройденному материалу. Продолжительность каждого тематического блока составляет 40 учебных дней. Учебный год завершается экзаменом. Материал анимирован, снабжен учебными фильмами, что позволяет сделать изложение наглядным и привлекательным. Следует отметить и возможность получения дополнительной информации. Этой цели служит система гиперссылок, разъясняющих непонятные термины, а также глоссарий, войдя в который можно узнать много нового. Лекция завершается выводами, позволяющими обобщить материал и выделить из него главное. Разработанная система тематических тестов, тренингов, контрольных работ позволяет учащемуся самостоятельно прорабатывать изученный материал на любом доступном ему уровне сложности, а учителю контролировать уровень усвоения материала. Статистика мониторинга учебной деятельности может накапливаться и обобщаться.

В процессе выполнения заданий учащиеся могут общаться между собой на форумах (общем и частных), в чатах (общем и частных) и обмениваться личными сообщениями или вложенными файлами. Такие же возможности существуют для личного или группового общения с преподавателем. Все материалы можно распечатать и использовать как раздаточный материал при очной форме обучения. Обучаясь в системе дистанционного образования учащиеся получают широкую возможность формирования таких ключевых компетенций, как информационная, познавательная и коммуникативная.

Проблемой на пути становления компетентностного подхода в образовании является разработка критериев успешности достижения поставленных целей. Здесь существует некоторое противоречие между формой государственной (итоговой) аттестации – ЕГЭ - и идеями компетентностного подхода. На сегодняшний день ЕГЭ ориентирован в основном на проверку сформированности ЗУН выпускников, и лишь частично на проверку способов деятельности. Это в свою очередь тормозит и без того инерционную систему образования на пути перехода к компетентностной модели.

В рамках Международного исследования уровня школьного образования оценивались различные когнитивные умения, которые можно было объединить в три группы: нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде; интерпретация текста; рефлексия и оценка текста (в том числе и текста естественно-научного содержания с графиками, таблицами и т.п.) Система дистанционного обучения позволяет создать условия для формирования соответствующих когнитивных умений, а также проводить комплексную проверку их сформированности. Именно на основании такой проверки можно будет судить о сформированности ключевых и предметных компетенций. А система дистанционного обучения позволит не только отследить уровень компетентности каждого учащегося, но и сравнить его со «средним» уровнем или необходимым «минимумом», тем самым показать ученику необходимое направление его индивидуального продвижения по теме.

На данном этапе требуется более плотное взаимодействие школьного образования и дополнительного образования, в частности – дистанционного образования. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс во всех его формах позволит решить задачу перехода к компетентностной модели образования.