Инновационная деятельность фирм: методологические основы ГОУ ДПО «Нижегородский научно-информационный центр»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Анализ и менеджмент экономической деятельности». Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Advertisements

14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Матрица возможностей по товарам и рынкам. Матрица Ансоффа Игорь Ансофф - математик, родившийся в России, но эмигрировавший в США в возрасте 19 лет. Получив.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра менеджмента Преподаватель: Копьёва Светлана Викторовна канд. экон. наук, доцент.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра маркетинга и коммерции СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ Автор: Салов А.Н., к.э.н.,
Инновационный менеджмент. Структура дисциплины Понятие «инновационный процесс» Цикличность и закономерность развития инновационного процесса Жизненный.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра менеджмента Преподаватель: Копьёва Светлана Викторовна канд. экон. наук, доцент.
Менеджмент и менеджер
1 СВОЯ ИГРА 2 Категории Инновационна я деятельность Интеллектуальная собственность Определени я
"Построение инновационной экономики невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, создания полноценного развития личности.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Интегрированные структуры как новая фаза развития региона Г.Я.Белякова, д.э.н., профессор.
Специфика технологии как товара. Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между отдельными.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные понятия Инновации – превращение потенциального научно- технического прогресса в реальный (новая продукция, новые.
Тема 2. Формирование инновационных процессов Инновационный менеджмент Губин Евгений Петрович, доцент каф. Управления инновациями ТУСУР.
Тема 1. Сущность и значение маркетинга. Вопросы: 1.Понятие, сущность и особенности развития маркетинга 2.Цели и функции маркетинга 3.Основные принципы.
Транксрипт:

Инновационная деятельность фирм: методологические основы ГОУ ДПО «Нижегородский научно-информационный центр»

Многогранность определения термина «инновация»: Ю. Морозов : И нновация - прибыльное использование новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально- экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера. Инновация –(от англ. innovation)- новый или принципиально усовершенствованный продукт или технология, созданная в результате использования новшества (от англ. invention), реализуемая на рынке или внедренная в производственную, управленческую или иную деятельность. Ю. Яковцом, К. Павловым, Р. Вайбером признана классификация инноваций по технико-экономическому принципу, а именно, на базисные и сопутствующие. В. Кабалина и С. Кларк выделяют три основных типа инноваций: продуктные, технологические и организационно-управленческие

Классификация инноваций I группа - базисные инновации - представляет собой как совершенно новые, так и более совершенные виды продукции, производство которых не было возможно ранее с применением уже существующего метода. Базисные инновации имеют своей целью производство такого продукта, все характеристики которого коренным образом отличаются от характеристик продукта - предшественника. II группа - сопутствующие инновации - объединяет те инновации, которые актуализируют базисные инновации, адаптируя новые технологии к специфике определенного сектора или рынка и, тем самым, позволяя улучшить характеристики новых видов продукции или технологии в рамках сложившегося технологического уклада.

Инновационная волна С помощью инновационной волны траектория жизненного цикла технологического уклада может быть рассмотрена в виде агрегированной производственное функции; в состав ее входят производства, обладающие признаками инновации.

Формы инновационного процесса 1.1.Простой внутриорганизационны й инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы Простой межорганизационный инновационный процесс: новшество выступает как предмет купли-продажи. Соответственно, предпринимательская деятельность строится в этом случае на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями.

1. Простой инновационный процесс 2. Расширенный инновационный процесс Распределение инновации Диффузия инновации

От идеи к товару Идея Исследование Разработка технологии Производство Разработка товара Маркетинг, продажи и поддержка Клиент От идеи к товару Источник: John Thompson, Lucent Technologies

Субъекты инновационного процесса Инноваторы постоянно гоняются за новыми технологическими товарами - как правило, это технические специалисты. Ранние последователи рано покупают, не являются техническими специалистами; при приеме решений руководствуются интуицией, а не рекомендациями. Раннее большинство связаны с технологиями, но действуют практически; покупают после завершения модной фазы. Позднее большинство не уютно себя чувствуют с техникой, им требуется устоявшийся стандарт. Отстающие не имеют отношения к новым технологиям, задерживают покупку по личным и экономическим причинам. Обычно воспринимают технологии встроенные в другой товар - автомобильный компьютер.

Source: Moore Жизненный цикл инновации Кол-во купленных единиц товара Время Инноваторы Ранние последо- ватели Раннее большин- ство Позднее большин- ство Отстающие Разрывы между сегментами

-1785–1845:использование энергии воды, текстильное производство, телеграф; -1845–1890:паровой двигатель, железная дорога, сталелитейное производство, радио; -1890–1950:электроэнергетика, двигатель внутреннего сгорания, станкостроение, конвейерное производство, химическая промышленность (пластмассы); -1950–1990:нефтехимия, электроника, телевидение, авиация, атомная энергетика, электронно-вычислительная техника; -1990–2020:информационно-коммуникационные технологии, программное обеспечение; мобильная связь; биотехнологии; начиная с 2020 г.: производство на основе относительно замкнутых вещественно-энергетических циклов. 5 инновационных волн – 5 технологических укладов:

Стратегические технологии 2020 г. Генетические и медицинские Высокомощные электрические батареи Экологически интегрированные технологии - мировая окружающая среда Вездесущая вычислительная техника Наноустановки Индивидуальный общественный транспорт Продукты питания и зерновые продукты Интеллектуальные товары и бытовые приборы Дешевая и безопасная вода во всем мире Супердатчики

Обычные и революционные технологии Обычные технологии Могут вызвать нарушение последовательности на кривой жизненного цикла, но обычно этого не происходит. Улучшают характеристики созданных продуктов. Характеристики продуктов определяются ведущими клиентами на основных рынках. Революционные технологии Инновации, которые приводят к более худшим характеристикам продукта - в краткосрочный период. Привносят на рынок иные ценности. Товары, в основном, дешевле, проще в обращении, меньше и удобнее. Выход на рынок сначала в малом количестве регионов, затем товар становится доминирующим. Основная причина провалов ведущих фирм на отдельных рынках.

Революционные технологии - примеры Обычная технология Революционная технология Проводная телефония Мобильная телефония Ноутбуки Карманные цифровые устройства Серебряная галогенидная фотопленка Цифровая фотография Традиционная торговля Он-лайн торговля Электростанции общего пользования Распределенное производство энергии Стандартные книгиМодульные цифровые книги, собранные пользователями Открытая хирургия Артроскопияеская и эндоскопическая хирургия Хирургия на сердце с использованием Ангиопластика обходных каналов Вузы, обучающие менеджменту Корпоративные университеты и тренинг менеджеров в компании

Основные характеристики Конфигурации фордистской технологической парадигмы ( гг., или IV технологический уклад) Конфигурации современной экономики ( гг., или V технологический уклад) и экономики будущего (VI технологический уклад, начиная с 2020 г.) Главные векторы технологического развития Развитие материальных элементов производительных сил, механизация и автоматизация производства Развитие неосязаемых элементов производительных сил (софтизация); интеграция информатики и телекоммуникаций; сфера услуг Точки роста ЭВМ, лазерная и оптоволоконная технология производства транзисторов, нефтехимия, авиация Биотехнологии, космическое производство, сверхпроводимость, термоядерный синтез; искусственный интеллект, здравоохранение, образование Организация производства Система массового производства стандартизированной продукции (тейлоризм) Гибкая система производства (диверсификация) Межфирменные отношенияНезависимость, разобщенностьСтратегические альянсы, сетевые структуры Конкурентные преимущества Экономия на масштабеЭкономия на разнообразии Организация трудового процесса Вертикальная интеграция и дивизионализация Сетевая (аутсорсинг, субподряды); модульная (автономные группы специалистов) Профессиональная специализацияУзкаяПолифункциональная Управление человеческими ресурсамиСистема иерархического подчинения Делегирование полномочий Сравнительная характеристика конфигураций четвертого, пятого и шестого технологических укладов

Продвижение технологии на рынок Факторы реализации факторы развития Рынки Пользователи технологий Технологические ресурсы Частные компании РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКА ТОВАРА/ПРОЦЕССА НОВЫЕ ТОВАРЫ, ПРОЦЕССЫ И УСЛУГИ Лаборатории промышленность, университет и правительство КОНЦЕПЦИИ/ИДЕИ НИОКР ИЗОБРЕТЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТ И НОУ-ХАУ Пользователи ВНУРЕННИЕ РЫНКИ потребительский коммерческий/ промышленный и правительственный МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ Финансирование исследований мощности опыт Менеджмент бизнес техника капитал Маркетинг/продажи новый товар идеи Источник: STAC

Финансовое планирование Долгосрочное планирование Стратегическое планирование Стратегическое управление Управление издержками Управление на основе экстраполяции прошлых тенденций Управление на основе предвидения изменений Управление на основе гибких экстренных решений – по настоящее время Управление лабораториями Корпоративное управление инновационными проектами Формирование корпоративного портфеля продуктовых новаций и инноваций Управление на основе совместно принятых решений Критерии эффективности: Контроль над исполнением, грамотное финансовое планирование Бюджетирование Выстраивание долгосрочных стратегий Моделирование и прогнозирование 4 ПОКОЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НИОКР И ИННОВАЦИЯМИ