МОУ Пальминская основная общеобразовательная школа Реферат по литературе: Автор: ученица 9 класса Комарова Екатерина Александровна Научный руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федор Иванович Тютчев. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. Произведения Тютчева составляют единое поэтическое целое. Произведения Тютчева.
Advertisements

Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
Большую роль в романе Герой нашего времени играет пейзаж. В нем щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт.
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Лермонтовский период – время глубоких разочарований, вызванных разгромом декабристов МихаилЮрьевичЛермонтов Лермонтов – поэт совсем другой.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева Презентация учителя русского языка и литературы Киреевой Л.Н., МОУ СОШ 2 п.Новозавидовский Конаковского.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
«Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы» русский писатель, поэт, прозаик, переводчик из стародворянского рода, почётный академик.
Анализ стихотворения «Ветер принес из далека..». Александр Александрович Блок (1880 – 1921) на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно.
Илья Ильич Обломов. Изучение особенностей авторского стиля и композиции.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Транксрипт:

МОУ Пальминская основная общеобразовательная школа Реферат по литературе: Автор: ученица 9 класса Комарова Екатерина Александровна Научный руководитель: Учитель русского языка и литературы Адаменко Ольга Кондратьевна Пальмино год

ПЕЙЗАЖ - изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении (слово пейзаж происходит от французского pays страна, местность). Пейзаж - один из важнейших элементов культурной модели мира, отказ от которого искажает не только общую картину мироздания, но и ментальную природу личности сегодняшнего времени. Роль пейзажа в произведении различна: пейзаж имеет композиционное значение; является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать переживания, душевное состояние и думы героев.

1. Теоретический этап: 1.1.Актуальность темы. 1.2.Цель, задачи, направления деятельности. 1.3.Объект исследования. 2.Научно-исследовательская работа Пушкин - один из основоположников пейзажа Заместитель «под солнцем» - Лермонтов Лучший пейзажист мировой литературы Тургенев. 3. Выводы. 4. Список литературы.

Значение А.С.Пушкина в истории русской пейзажистики – очень велико. В раннем творчестве Пушкин закрепил достижения предыдущих поэтов в разработке таких эстетических канонов, как пейзаж - идеальный, бурный, мрачный, придав каждому из них художественное совершенство («Воспоминания в Царском Селе», 1814; «Городок», «Мечтатель», 1815). В период южной ссылки ( ) он узаконил в русской поэзии экзотические пейзажи, которые раньше выступали только в единичных стихотворениях Державина, Жуковского. У Пушкина они стали выражением целостного мироощущения, символом романтического свободолюбия («Погасло дневное светило...», «Кавказский пленник», «К морю»). Впервые поэт масштабно воссоздал пейзажи Бессарабии и Украины («Цыганы», 1824; «Полтава», 1828). Главная заслуга Пушкина-пейзажиста - запечатление особой грустной прелести среднерусской равнины и создание на этой основе самобытного национального пейзажа ( «Зимнее утро», 1829; «Осень», 1833). В русской природе соединяются смирение и разгул, печаль и просветленность, кротость осеннего увядания и бесовское буйство метели. Открытие осени, ее «прощальной красы», ее умирающей и умиротворяющей прелести составляет исключительную заслугу Пушкина. Одна из оригинальных черт пушкинских пейзажей, почти отсутствующая у предшественников, - пасмурное небо, закрытое тучами и облаками, низко нависшее над землей ( «Бесы», 1830). Наряду с национальным пейзажем и в рамках этой общей задачи поэт является одним из основоположников локального пейзажа, получившего развитие в реалистической поэзии XIX-XX веков.

Пушкин писал роман «Евгений Онегин с 1823 по 1831 годы. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность. Когда В. Г. Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», то, в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни. Но в этой «энциклопедии» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф. Автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В центре романа человеческие характеры, индивидуальное Я героев и самого автора. Краски поэта точно и просто обозначают предмет, они обобщённо схватывают явления природы. Пушкин не столько видит и слышит природу, сколько её переживает. Пушкинские пейзажи отличаются богатством психологических нюансов. Картины природы содействуют развитию действия в романе, сообщают новые импульсы сюжету. Природа в разные времена года выступает как одно из условий формирования характеров героев. Художественное время в «Евгении Онегине» складывается из двух временных потоков: событийного времени и авторского времени. Пушкин писал П. Вяземскому: «Роман мой расчислен по календарю». Смена времен года происходит пластически зримо в пейзажах, насыщенных объективным действием. Как бы ни было уплотнено время повествования, Пушкин никогда не забывает о чередовании времен года. Сочетание объективированного и субъективного плановэпической и лирической живописи и создавало глубокую развернутую картину природы, порождало тот взгляд на нее, который мы называем реалистическим. Понятие природы включает здесь в себя природу человеческих чувств и отношений. Природа раскрывается через человека, а человек через природу.

Я уже упоминала о том, что природа в разные времена года выступает как одно из условий формирования характеров героев. Луна везде преследует Татьяну. Она символизирует одиночество, постоянную задумчивость и молчаливость Татьяны. Подбор эпитетов убедительно доказывает психологизм пушкинского пейзажа. Пушкин вскрывает свой субъективизм в отношении природы также с помощью сравнений. Городской пейзаж занимает достаточное место, и, главное, он динамичен, заключает в себе характерные особенности городского уклада жизни. Стилистика пушкинского пейзажа, вскрывающая то колебания, то предпочтения, то равные симпатии поэта по адресу «города» и «деревни», отражала социальные противоречия в мировоззрении Пушкина в эпоху борьбы и смены общественных классов. Роман насыщен движением света. Роман «Евгений Онегин» расцвечен не цветом, а светом. Световая палитра романа это серебристое ночное свечение звезд и луны, переходящее в золотой и алый свет камина или солнца. Картина природы это одновременно картина вселенной. Наиболее ярко свет как утверждение вечной жизни природы раскрывается в сцене дуэли Онегина и Ленского. Картины природы в творчестве Пушкина средство воспитания любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство. Природа делает нас нравственно чище. В «Евгении Онегине» Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил.

В 1837 – 1840 годах он пишет произведение – « Герой нашего времени ». Это произведение Лермонтова по жанровым признакам – психологический роман. Одна из основных черт романтизма двоемирие, когда романтический герой стремится к идеалу и томится реальной действительностью. Природа стала высшей ценностью романтиков, была символом свободы и являлась олицетворением недостижимого идеала. Поэтому в романтических произведениях большое значение приобрёл пейзаж, из фона действия превратившийся в форму выражения авторской позиции, средство психологического анализа. В романе « Герой нашего времени» природа изображается им уже не только романтически, в её изображении проявились и черты реализма. Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Впервые пейзаж появляется в самом начале романа - автор открывает повествование описанием Койшаурской долины. С одной стороны, пейзаж указывает на место действия, с другой - раскрывает характер самого офицера. Яркость, живописность изображения ( « золотая бахрома снегов », « серебряная нить » реки) указывают на то, что он творческий человек, восторг, который он испытывает, говорит о том, что автор воспринимает природу как романтик, видит в ней красоту, которой нет среди людей. Позже он скажет, что лишь « удаляясь от условий общества и приближаясь к природе », люди « невольно становятся детьми », ибо « все приобретённое отпадает от души ».

Почти повторяет слова автора Печорин, описывая вид, дорывающийся из окон его комнаты в Пятигорске; он также чувствует себя обезоруженным перед гармонией природы. Пейзаж раскрывает поэтичность натуры Печорина, его смелость и готовность рисковать. Отношение Печорина к природе показывает, что он тонко чувствующий человек. В отличие от Онегина, на которого « роща, холм и поле » « наводили сон », Печорин не перестает восхищаться пейзажем, именно « ночная роса и горный ветер » спасают его от тоски. Но, несмотря на то, что природа, возможно, единственная высшая ценность в глазах Печорина, она не может заменить ему света. Таким образом, в связи с природой возникает тема естественного и светского мира, в раскрытии которой немаловажную роль играет именно пейзаж. Кроме того, через пейзаж автор раскрывает внутренний мир Печорина. В критические моменты между жизнью и смертью, в светлые мгновения духовного прозрения Печорин погружается в созерцание природы, дающей реальное, чувственное представление о жизни, достойной человека. Вот Печорин и Вернер едут на дуэль. Сначала широкий, освещаемый слабыми лучами солнца путь, а затем постепенно сужающийся, куда свет солнца уже не проникает. Рождение и смерть, свет и тьма, возникая из нарисованной картины природы, не только предвещают мрачную развязку предстоящего поединка, но и определяют борьбу чувств в Печорине, обнажая его тайные, скрываемые даже от себя, лучшие стороны души.

Словно предсказывает дальнейшее развитие событий пейзаж в главе « Бэла». Пейзаж в романе не только предвосхищает сюжет, но и инициирует его. Так, пережидая метель, Максим Максимыч рассказывает автору о Бэле, гроза задержала в гроте Веру и Печорина; взбираясь на гору, он подает руку княжне Мери, которую та « не покидает в продолжение целой прогулки. Но пейзаж далеко не всегда даётся в унисон с происходящими событиями. Так, в главе « Тамань » природа таинственна, центральными становятся образы луны и моря. В действительности же ничего не происходит, а девушка, представлявшаяся Печорину ундиной, таинственный слепой и отважный Янко оказываются обыкновенными контрабандистами. Романтическая модель в « Тамани » рушится, и это проявляется даже на уровне пейзажа. Возникает абсолютно реалистическое описание « грязных переулков », древних лачужек « ветхих заборов » Тамани. Такой же контраст наблюдается и в « Княжне Мери » : Печорин подробно и восторженно пишет о природе Пятигорска, но лишь упоминает о самом городе. В романе не случайно нет городских пейзажей они напоминают Печорину о людях, а те лишь вызывают у него злость. Природа, напротив, заставляет его забыть о суетном и наводит на философские размышления. Так, глядя на звезды ( « Фаталист » ), Печорин сначала вспоминает наивную веру предков и затем переходит к мыслям о целом поколении, воле и фатуме. Автор называет себя « восторженным рассказчиком на словах и бумаге », Максим Максимыч же привык к « великолепным картинам », как к свисту пуль. Он лишь раз вспоминает о « прекрасном виде » с вала перед их крепостью, но все его изображение сводится к нескольким словам о поляне, изрытой балками, и мелкой речке. Таким образом, элементы пейзажа встречаются не только в развернутых описаниях Печорина или автора, но и в отдельных репликах, даже на уровне сравнений: душу Мери Печорин называет едва распустившимся цветком. Важно отметить, что люди сравниваются в романе с природой, а пейзаж - с человеком ( « воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка » ); этим Лермонтов подчёркивает тесную связь мира естественного и светского (природы и человека).

Пейзаж играет в романе не только идейно- художественную, но и композиционную роль. Описаниями природы открываются три из пяти глав « Героя вашего времени » ; пейзажи служат логическими связками между эпизодами романа. Играя немаловажную композиционную и сюжетообразующую роль, пейзаж в то же время помогает раскрыть образы автора, Печорина и Максима Максимыча. Большое внимание Лермонтов уделял не только романтическим и символическим описаниям, но и конкретным, реалистическим пейзажам, создающим фон действия или имеющим самостоятельную ценность; не случайно изображения природы изобилуют эпитетами и сравнениями. Лермонтов был одним из первых писателей, отводивших пейзажу значительное место в произведении.

Он запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Его пейзажи отличаются безыскусной красотой, жизненностью, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью. Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса первые страницы книги природы, которую Тургенев не устает читать всю жизнь. Непревзойденным мастером русского пейзажа остается Тургенев и в романе « Отцы и дети ». Пейзаж в « Отцах и детях » приобретает важное значение. Самая первая пейзажная зарисовка возникает уже в начале романа. Здесь пейзаж выполняет функцию социальной характеристики. При знакомстве с Марьиным автор рисует достаточно удручающую картину, которая заставляет читателя вспомнить о столь же удручающем положении дел во всей стране. Все попытки что-то изменить владельца этих мест, Николая Петровича Кирсанова, не приводят ни к каким положительным результатам. Тургеневский ПЕЙЗАЖ ПРОНИЗАН ЛЮБОВЬЮ К КРЕСТЬЯНСТВУ, к родной стране. Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит. Через отношение к природе автор раскрывает души своих героев. Главным героем в романе является Евгений Базаров. Это представитель нового поколения, мечтающий переустроить жизнь. Здесь Базаров как человек поддался влиянию природы, расслабился, чтобы отдохнуть от постоянной работы, и здесь природа уже не служит ему мастерской. Окружающая обстановка заставляет его вспомнить детство. Пейзажем одиннадцатой главы описанием летнего вечера Тургенев изображает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей. В романах Тургенева нет ничего « лишнего » : каждое слово, каждый жест, деталь - все значимо.

«он сидел как на угольях и только украдкой болезненно взглядывал на Аркадия». В X главе мы становимся свидетелями спора Базарова и Павла Петровича, так называемой «словесной дуэли». Во все время спора Николай Петрович практически не говорил, «он сидел как на угольях и только украдкой болезненно взглядывал на Аркадия». Именно в этот момент Николай Петрович понял, что его Аркаша отдалился от отца. Теперь не он, а Базаров - идеал, авторитет, учитель сына. И Николаю Петровичу безумно больно, что его сын пошел по стопам беспринципного нигилиста Базарова. Чтобы все обдумать Николай Петрович отправляется в сад. Что же такое сад в жизни этого героя? Это прошлое, от которого Николай Петрович не хочет отказываться- его первая жена Маша. И, входя туда, герой поневоле связывается с милым сердцу и далеким прошлым. Здесь, он думает о разъединении с сыном, которое с каждым днем становится все глубже и глубже. Перед нами картина заката, ведь этот пейзаж, в отличие от социального пейзажа III главы, психологический. В нем отражается внутренний мир Николая Петровича. Но в переживаниях Николая Петровича, нет ни тени трагизма, но есть некая гармония и умиротворенность. Тургенев использует здесь прием психологического параллелизма: вечер в природе и «вечер» в жизни Николая Петровича. Образ Николая Петровича овеян такой авторской любовью, какой не чувствуется по отношению ни к одному герою романа. Пейзаж XI главы дан автором для того, чтобы в полной мере показать нам чуткую натуру героя, полную сострадания, сочувствия ко всему и ко всем. В мечтах Николаю Петровичу является его жена Маша. Однако в этом портрете можно увидеть черты юной Фенечки. И в этот миг голос Фенечки прерывает его мечтания и Николай Петрович понимает, что Фенечка - его настоящее и будущее. Но герой не уходит с Фенечкой из сада, он остается, следовательно, не отказывается от прошлого, не хочет его забывать. Тургеневский пейзаж не статичен, он передает ход времени. Благодаря переплетению «человеческого» и «природного » планов повествования, вместе с движением времени в природе происходит и движение во внутреннем мире Николая Петровича.

Тревоги, переживания, грусть - все это переполняет его сердце и изливается слезами. Слезы на глазах Николая Петровича - сияющие звезды на ночном небе. Он плачет, значит, у него есть чувства и сердце. И природа вокруг него также прекрасна, как душа героя. Ведь для него природа - это храм. Николай Петрович не понимает, как можно отказываться от прошлого, на котором строится вся будущая жизнь! Николай Петрович так же дорожит своим прошлым, как и настоящим. С появлением брата Николай Петрович удаляется, исчезает описание природы. Пейзаж этот чрезвычайно значим, так как именно здесь ему открывается душа Николая Петровича. Не Павел Петрович ( «идейный противник» ) является главным оппонентом нигилиста Базарова, а скромный человек, просто живущий по законам красоты, добра, справедливости, исполняющий извечный закон природы - быть отцом. Таким образом, в этом эпизоде Тургеневым опровергаются многие базаровские идеи: их опровергает сама жизнь. Именно здесь становится очевидным, что в человеческой жизни обязательно должны быть любовь, прошлое, природа, способная лечить душу человека. Усадьба Николая Петровича - его двойник. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, есть символ его чистой души. Сад Одинцовой – создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины «катится, как по рельсам», размеренно и однообразно. Образ «неживой природы» перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Все принимая ее материалистически, он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово «небо», написанное у Тургенева в кавычках и подразумевающее собой высшее начало, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.

Одинцова равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не важное для жизни. Для Николая Петровича природа – источник вдохновения, самое важное в жизни. Именно поэтому все события, связанные с ними, происходят на лоне природы. Павел Петрович не понимает природы, его душа «сухая и страстная», он не умеет взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит «неба». А Екатерина и Аркадий по детски влюблены в природу. Среди персонажей романа можно еще упомянуть отца Базарова – Василия Ивановича. Он похож на Николая Петровича. Василий Иванович также имеет сад, где любит философствовать и старается идти в ногу со временем. Настроение и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажами. Так Фенечка, «такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа, а Аркадий и Катя так же молоды и беззаботны, как и окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу, все же подсознательно един с нею. Именно на природу отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться. Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев наделяет пейзаж психологической функцией. Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет. Обращает на себя внимание и пейзаж, на фоне которого происходит дуэль Павла Петровича и Базарова. Снова пейзаж помогает нам понять отношение автора к происходящему: по мнению Тургенева, эта дуэль несерьезна и даже «необычайна до смешного». Пейзаж передает ощущение простора, незамкнутости пространства. И это приводит к расширению пространства в романе. Перед нами возникает образ России. В эпилоге, в последних строках романа автор показывает то, что действительно важно в этом мире: РОДИТЕЛЕЙ, помнящих и любящих своего рано умершего сына. И пейзаж выражает их чувства и отношение автора к герою. Автор как бы подчеркивает, что ничего не изменилось с уходом из жизни Базарова, что не он стал человеком, изменившим мир. И далее социальный пейзаж перерастает в картину глубокого философского обобщения. Эти последние строки романа, похожие на стихотворение в прозе, звучат как реквием, как прощание с героем, пытавшимся, пусть по-своему, не всегда правильно, изменить жизнь к лучшему и потерпевшим поражение в борьбе с самим собой.

Проанализировав произведения, мы видим, что пейзаж в русской литературе, приобретя на ранних этапах развития литературы свою особенную роль, не менял своего значения. Его роль осталась неизменной, он по-прежнему выражает мысли, чувства и отношение автора и его героев, является фоном, на котором происходят события, рассказывает о месте и времени.

. 1. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. 2. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 3.Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»