НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕГО ВОЖАТОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологии воспитания в условиях развивающегося образовательного пространства Презентацию подготовила: Рулева Л.Г., воспитатель ГПД МОУ «СОШ с.Верхняя.
Advertisements

Воспитательные технологии. Педагогическая технология - это строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Духовно-нравственное воспитание. Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности и духовности. От него зависит наша внутренняя устойчивость.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ПРОГРАММА воспитания и социализации «От творческой личности к творческому коллективу» Автор программы: Тарасова Юлия Николаевна МКОУ «Б-Керлегешская ООШ»
Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Программа воспитания классного руководителя Инкиной Н.С. 11Б класс.
Технологии воспитания Технология воспитания – это совокупность и строгая последовательность форм, методов, приёмов и средств, воспроизведение теоретически.
Боброва Елена Валентиновна доцент кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
Воспитательная программа 2б Тявина В.Я. «Цветок Дружбы» 1 – 4 класс.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Воспитательные концепции Системно-ролевая теория формирования личности ребенка ( Николай Михайлович Таланчук) Концепция системного построения процесса.
1 Кафедра теории и практики воспитания и дополнительного образования.
Педагогический совет «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов»
Колычева Зоя Ивановна Социально-педагогические технологии в профессиональной подготовке будущего учителя химии.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Наша личность – это сад, а наша воля – садовник. В. Шекспир.
Воспитательная система - это целостный социально- педагогический комплекс, возникающий в процессе интеграции основных компонентов воспитания.
Транксрипт:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕГО ВОЖАТОГО

Системный подход к построению воспитательного процесса Авторы Основные понятия Принципы Методы и приемы Аристотель, Платон, Б.Спиноза, И.Кант, Г.Гегель, В.Шеллинг, И.Винер, Л.С.Выготски й Система, воспитательн ая система, системность, компонент, элемент, структура, связь, системообра зующий фактор Целостности Коммуникативно сти СтруктурностиУправляемости Целенаправлен ности Развития Системный анализ Системный синтез МоделированиеПроектирование

Деятельный подход в воспитании учащихся Авторы Основные понятия Принципы Методы и приемы Фихте,Гегель,Л.С.Выготский,А.Н.Леонтьев,С.Л.Рубинштейн, Е.В.Бондаревска я, В.В.Сериков Деятельность, духовная деятельность, взаимодеятельн ость, общение, целеполагание как деятельность, смыслообразую щая деятельность, жизнетворчество как деятельность Субъективность воспитания, учет ведущих видов деятельности, учет сензитивных периодов развития, принцип сотрансформации, определение зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности взрослых и детей, апмлификация детского развития, проектирование, конструирование и создание ситуации воспитывающей деятельности, обязательная результативность, высокая мотивированность любых видов деятельности, обязательная рефлексивность, нравственное обогащение, сотрудничество Игра, учеба, рефлексия, оценка самого себя, коллективные единые требования, коллективное самообслуживание, коллективное соревнование, общение, уважение детской личности, педагогические требования, убеждение, доверие, побуждение, сочувствие, поддержка инициативы, самоорганизация, самоанализ, самокритика, самоконтроль, самоограничения, самонаказания

Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности Авторы Основные понятия Принципы Методы и приемы А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Бернс, Я.Корчак, С.Френе, Е.В.Бондаревска я, О.С.Газман, Э.Н.Гусинский, В.В.Сериков, Ю.И.Турчинова, И.С.Якиманская Индивидуально сть, личность, самоактуализир ованная личность, самовыражение, субъект, субъективность, Я-концепция, выбор, педагогическая поддержка Самоактуализац ии Индивидуальнос ти СубъективностиВыбора Творчества и успеха Доверия и поддержки Игровые, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации выбора и успеха

Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка Авторы Основные понятия Принципы Методы и приемы М.Шепер, Г.Рота, Г.Плесснер, О.Ф.Больно ва, И.А.Колесн икова 1-я группа - бытие, бытие в культуре, дух, духовность, духовное бытие, душа, душевность, жизнь, индивид, индивидуальность, кризис, незавершонность, неустойчивые формы бытия, субъек, человек, человеческое бытие и др. Антропологичес кий, онтологический, диалогизма, рассмотрение понимания и взаимопониман ия, рассмотрение способности человека к самовоспитани ю Событие воспитателя и воспитанника; понять человека: помочь, поддержать, предостеречь, вызвать доверие, диалогическое взаимодействие, самопознание, обеспечение «свободы от» и «свободы для»

Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка Авторы Основные понятия Принципы Методы и приемы М.Шепер, Г.Рота, Г.Плесснер, О.Ф.Больно ва, И.А.Колесн икова 2-я группа - как самосознание: безмасштабность, внутренний опыт, диалог, диалогическое взаимодействие, истина бытия, переживание, понимающее бытие, постижение, смысл жизни, цель жизни, ценность и др. Антропологичес кий, онтологический, диалогизма, рассмотрение понимания и взаимопониман ия, рассмотрение способности человека к самовоспитани ю Событие воспитателя и воспитанника; понять человека: помочь, поддержать, предостеречь, вызвать доверие, диалогическое взаимодействие, самопознание, обеспечение «свободы от» и «свободы для»

Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка Авторы Основные понятия Принципы Методы и приемы М.Шепер, Г.Рота, Г.Плесснер, О.Ф.Больно ва, И.А.Колесн икова 3-я группа - как самоопределен ие: воспитание, воспитывающее понимание, личность, самовоспитани е, саморазвитие, самореализаци я, совесть, творчество и др. Антропологичес кий, онтологический, диалогизма, рассмотрение понимания и взаимопониман ия, рассмотрение способности человека к самовоспитани ю Событие воспитателя и воспитанника; понять человека: помочь, поддержать, предостеречь, вызвать доверие, диалогическое взаимодействие, самопознание, обеспечение «свободы от» и «свободы для»

Философско-антропологический подход к воспитанию ребенка Авторы Основные понятия Принципы Методы и приемы М.Шепер, Г.Рота, Г.Плесснер, О.Ф.Больно ва, И.А.Колесн икова 4-я группа - как бытие: благодарност ь, вера, взаимопоним ание, доверие, любовь, надежда, терпимость. Антропологичес кий, онтологический, диалогизма, рассмотрение понимания и взаимопониман ия, рассмотрение способности человека к самовоспитани ю Событие воспитателя и воспитанника; понять человека: помочь, поддержать, предостеречь, вызвать доверие, диалогическое взаимодействие, самопознание, обеспечение «свободы от» и «свободы для»

Синергетический подход как современная методологическая ориентация Авторы Основные понятия Принципы Методы и приемы Г.Хакен, И.Пригожин, Н.П.Белоусов, А.Н.Жаботинс кий, Е.Н.Князева, С.В.Кульневи ч Самоорганизац ия, открытость, нелинейность, неравновесност ь, критические точки, бифуркация, флуктуация, диссипативные структуры, аттрактор Идея о нелинейности и открытости системы, конструктивная роль хаоса, взаимодействие случайности и необходимости, невозможность полного и точного прогноза 1. Диалог 2. Методики сценарного мышления: мозговой штурм, обсуждение сложной проблемы, поиск различных вариантов разрешения проблем

Современные воспитательные концепции Авторы и название Системное построение процесса воспитания (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова) Цель и задачи Всестороннее гармоничное развитие личности. Задачи: формирование представлений о себе и целостной картине мира; формирование гражданского самосознания; приобщение к общечеловеческим ценностям; развитие креативности и «творческости»; формирование самосознания собственного «я», самореализация Принципы Личностный подход в воспитании; гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе; средовой подход в воспитательной деятельности; дифференцированный подход воспитания; природосообразность воспитания; культуросообразность воспитания; эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка Содержание Общечеловеческие ценности: человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир Механизмы воспитания Целостность образа; событийный характер в организации жизнедеятельности; формирование здорового образа жизни; организация внутренней среды; защитные функции Критерии и показатели эффективности Упорядоченность жизнедеятельности; наличие сложившегося единого коллектива; интегрированность воспитательных возможностей в «крупные дозы»; степень соответствия воспитательной системы; комфортный психологический климат; уровень воспитанности

Современные воспитательные концепции Авторы и название Системно-ролевая теория формирования личности ребенка (Н.М.Таланчук) Цель и задачи Формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Задачи: формирование супружеской, педагогической культуры, чувства долга, ответственности перед родителями; формирование профессиональных ЗУН, трудолюбия, экономической, организаторской, коммуникативной культуры; воспитание патриотизма; воспитание здоровых потребностей; формирование ЗУН в самообразовании, самовоспитании, психологической саморегуляции Принципы Содержание Знание идеалов, норм, отношений в семейной сфере. Коллектив как «тренажер» в выполнении социальных ролей в профессионально- трудовой деятельности. Формирование готовности выполнения социальных ролей. Интерсоциальное воспитание ф духе общечеловеческих ценностей. Я-сфера - воспитание здоровых потр. Механизмы воспитания Диагностика воспитания и воспитанности. Целевая ориентация. Планирование. Организаторская. Коммуникативная. Формирующая. Контрольно-аналитическая. Координация и коррекция. Критерии и показатели эффективности Показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему ролей: социум, семья, коллектив, общество, мир, Я-сфера

Современные воспитательные концепции Авторы и название Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, О.С.Гребенюк, С.Л.Паладьев, В.Б.Успенский и др.) Цель и задачи Гармоническое развитие личности. Соответствие особенностям детей и условий. Задачи: формирование гуманистического мировоззрения. Развитие потребностей и мотивов нравственного поведения. Создание условий для реализации мотивов и стимулирование нравственных поступков. Принципы Гуманистическая ориентация воспитания. Социальная адективность.. Индивидуализация. Социальное закаливание. Создание воспитывающей среды. Содержание Обеспечение развития всех сущностных сфер человека Механизмы воспитания Доминирующий метод: убеждение, стимулирование, внушение, требование, коррекция, воспитывающие ситуации, метод диллем. Метод самовоспитания. Критерии и показатели эффективности Изучение воспитанности. Диагностика уровня развития коллектива и отношений в нем. Исследование организационных аспектов восп.деятельности

Современные воспитательные концепции Авторы и название Формирование образа жизни, достойной человека (Н.Е.Щуркова) Цель и задачи Личность, способная строить свою жизнь достойную Человека Принципы Ориентация на социально-ценностные отношения. Принцип субъективности. Принятие ребенка как данности. Содержание Механизмы воспитания Критерии и показатели эффективности

Современные воспитательные концепции Авторы и название Воспитание ребенка как человека культуры (Е.В.Бондаревская) Цель и задачи Целостный человек культуры, воплощенный в личностном образе ребенка. Принципы Природосообразность. Культуросообразность. Индивидуально- личностный подход. Ценностно-смысловой подход. Сотрудничество. Внеурочная сфера. Подготовка выпускников школы к жизни. Содержание Субъективный опыт личности как человека культуры, аксиологический, культурологический, жизнетворческий, морально-этический, гражданский, личностный, индивидуально- творческий Механизмы воспитания Личностный потенциал саморазвития Критерии и показатели эффективности Уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности

Современные воспитательные концепции Авторы и название Воспитание на основе потребностей человека (В.П.Созонов) Цель и задачи Обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности Принципы Природосообразности. Целостности. Деятельностный. Эгоцентрованный. Возрастной. Гуманизма. Содержание Организация разнообразной творческой деятельности. Создание условий для сохранения здоровья. Создание условий для самоутверждения личности в общественно-полезной деятельности. Механизмы воспитания Учет половозрастных особенностей. Критерии и показатели эффективности

Современные воспитательные концепции Авторы и название Самовоспитание школьника (Г.К.Селевко) Цель и задачи Воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию Принципы Самовоспитание, самосовершенствование, саморазвитие Содержание Главное - ЗУН, позволяющее ребенку целенаправленнно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению, самореализации личности Механизмы воспитания 3 подсистемы: самоадаптация, саморегуляция, самоопределение, самоутверждение, самообучение, самовоспитание, самопознание, этика поведения Критерии и показатели эффективности Диагностика и самодиагностика

Современные воспитательные концепции Авторы и название Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (О.С.Газман, Т.В.Анохина, В.П.Бедерханова, Н.Б.Крылова, Н.Н.Михайлова, С.Д.Поляков, С.М.Юсфин) Цель и задачи Формирование гармоничной всесторонне развитой личности. Дать каждому ребенку базовое образование и культуру. ПринципыГуманизма. Содержание Базовая культура личности. Механизмы воспитания Этапы: динамический, поисковый, договорной, деятельностный, рефлексивный Критерии и показатели эффективности Готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самореабилитации

Современные воспитательные концепции Авторы и название Система школы самовыражения личности (Е.Н.Степанов) Цель и задачи Эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации Принципы Самоактуализации. Индивидуальности. Субъективности. Выбора. Творчества и успеха. Доверия и поддержки. Содержание Создание условий для самовыражения в деятельности, занятиях физической культурой и спортом Механизмы воспитания Развивающие. Интегрирующие. Регулирующие. Защитные. Компенсирующие. Корректирующие. Критерии и показатели эффективности Методики: анкетирование, тест П.Торренса, тест Н.Е.Щурковой, методика А.А.Андреева

Воспитательная технология - это совокупность и последовательность реализации форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

Воспитательные технологии: Воспитательная система (ОУ, детского лагеря, детского объединения, коллектива и др.);Воспитательная система (ОУ, детского лагеря, детского объединения, коллектива и др.); Технология создания воспитательного пространства как сетевого взаимодействия ОУ с социумом (учреждениями культуры, спорта и др.);Технология создания воспитательного пространства как сетевого взаимодействия ОУ с социумом (учреждениями культуры, спорта и др.); Технология КТД И.П.Иванова;Технология КТД И.П.Иванова; «Творческая комната» И.П.Волкова; «Творческая комната» И.П.Волкова; Технология «Самосовершенствования личности» Г.К.Селевко;Технология «Самосовершенствования личности» Г.К.Селевко; Технология педагогической поддержки О.С.Газман;Технология педагогической поддержки О.С.Газман;

Воспитательные технологии: Технология организации ученического самоуправления;Технология организации ученического самоуправления; Технология организации и проведения воспитательных мероприятий;Технология организации и проведения воспитательных мероприятий; Игровые технологии;Игровые технологии; Информационные технологии;Информационные технологии; Проектные технологии;Проектные технологии; Технология тьюторской поддержки детей и молодёжи;Технология тьюторской поддержки детей и молодёжи; Технологии диалогового взаимодействия (дебаты, дискуссии, диспуты и др.);Технологии диалогового взаимодействия (дебаты, дискуссии, диспуты и др.); Образовательные технологии: ТРИЗ, портфолио, педагогическая мастерская, развития критического мышления и др.Образовательные технологии: ТРИЗ, портфолио, педагогическая мастерская, развития критического мышления и др.

Компоненты воспитательной технологии Субъект-объектный компонентСубъект-объектный компонент признается основным в модели воспитательной технологии. Под ним понимается лицо или группа лиц, осуществляющих воспитание, а также лицо или группа лиц, в интересах которых организуется воспитательное взаимодействие. целевым компонентомНаправленность воспитательной технологии в ее модели представляется целевым компонентом, содержание которого формируется на этапе целеполагания. Содержательный компонентСодержательный компонент также выступает одной из составных частей модели воспитательной технологии и отражает то, какие личностные качества должны быть сформированы у воспитуемых. Он обязательно соответствует целевому компоненту. деятельностный компонент.Весьма важным в модели воспитательной технологии является деятельностный компонент. В зависимости от различных педагогических ситуаций он включает определенную систему форм, методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. результативный компонентЗаключительным компонентом модели воспитательной технологии выступает результативный компонент. Он характеризует ту или иную воспитательную технологию по степени достижения поставленных целей воспитания.

Формы воспитания это организационная сторона педагогической деятельности, раскрывающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.

Методы воспитания раскрывают технологическую сторону и представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств) осуществления воспитательного взаимодействий.

Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) в отечественной педагогике рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого (например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения.

Средства воспитания это относительно независимые источники формирования и развития личностной сферы человека, обеспечивающие реализацию педагогического приема в рамках конкретного метода воспитания.

Общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы»