Бородинское сражение и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бородинская битва 26 августа 1812 г.. «Если я возьму Киев – я схвачу Россию за ноги, если Петербург – за голову, если же я войду в Москву - поражу Россию.
Advertisements

Художественный анализ сцены Бородинского боя (Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»).
М.Ю. Лермонтов ( ). Славься битвой исполинской, Славься ввек Бородино! П.Вяземский.
Бородино Знакомство с личностью М. Ю. Лермонтова. Знакомство с композицией стихотворения «Бородино» и особенностями повествования. Воспитание уважения.
М.Ю. Лермонтов. Историческая основа стихотворения «Бородино» Урок литературы в 5 классе Автор: Васенина С.Н.
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия.
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся.
«- Скажи-ка, дядя…» - … ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
Стихотворение о великой битве. Немного об авторе Лермонтов Михаил Лермонтов ( ) русский поэт. Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским.
Бивак стоянка войск в поле для ночлега или отдыха. Добраться до картечи начать обстреливать врага картечью артиллерийскими снарядами. Драгун.
Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!
Бородинское сражение 1812 Prezentacii.com. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. « В этом сражении французы снискали себе славу быть победителями,
К уроку литературы в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс»
М. Ю. Лермонтов «Бородино». М. Ю. Лермонтов. «Скажи-ка, дядя…»
Поля ратной славы Страницы славного 1812 года.. Бородинское сражение. 26 августа 1812 года. «Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи…»
М. Ю. Лермонтов «Бородино» М. Ю. Лермонтов «Бородино» 5 класс Автор : учитель русского языка и литературы Крепкина Наталья Семеновна МОУ Первомайская СОШ.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия.
Подготовил ученик 2-а класса Кожевников Александр Классный руководитель Остапенко Ж.Б. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
М.Ю.Лермонтов «Бородино» Ведь были ж схватки боевые, Да говорят ещё какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина!
Транксрипт:

Бородинское сражение и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Проблемные вопросы урока. Как исторические факты помогли вам в понимании сюжета стихотворения и чувств лирического героя, участника событий 1812 года? Что сильнее воздействует на читателя: исторические факты или художественное произведение?

Из истории Бородинского сражения. 26 августа 1812 года в половине шестого утра началось крупнейшее сражение Отечественной войны. Русская армия насчитывала 132 тыс. человек и 640 орудий. Наполеон имел 135 тысяч человек и 587 орудий. Цели сторон были разные. Наполеон стремился разгромить русскую армию и захватить Москву. Кутузов планировал подорвать наступательный прорыв противника и обескровить его. Сражение не принесло победы никому. Количество погибших огромно. У французов – 60 тыс., у русских – 44 тыс. Позже Наполеон скажет: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

План Бородинского сражения

Полководцы. Михаил Илларионович Кутузов Петр Иванович Багратион( ) Николай Николаевич Раевский( )

Бородинскому сражению было посвящено много поэм и стихотворений год восхваляли Крылов И.А., Жуковский В.А., Давыдов Д.В., Глинка Ф.Н., Тютчев Ф.И., Пушкин А. С., Лермонтов М.Ю. и другие. Многие из них были участниками Бородинского сражения. В своих стихах поэты писали о решимости защищать Родину, исполнить свой патриотический долг.

М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841) Лермонтов с детства слышал рассказы о героических днях войны 1812 года. Эти рассказы о подвигах русских воинов, о любви к родной земле и Москве волновали мальчика. В 17 лет Лермонтов написал первое стихотворение о знаменитой битве « Поле Бородина». А в 1837 году, когда Россия отмечала 25-ую годовщину славной битвы, он вновь пишет об этом событии.

М.Ю.Лермонтов был на Кавказе, когда в журнале «Современник» появилось стихотворение «Бородино». Это был отклик на 25 – летнюю годовщину Бородинского сражения. Прочитаем стихотворение.

Объясним некоторые слова Кивер Высокий круглый военный головной убор из твердой кожи

Сеча сражение, битва. Подвиг солдат генерала Горчакова. Худ. Ю. Цыганков

Редут - полевое укрепление. Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии. Лафет – станок, на котором укреплялся ствол артиллерийского орудия. Бивак – стоянка войска под открытым небом. Хват – удалой, смелый человек. Басурманы – враги.

Драгуны солдаты кавалерийских частей

Уланы солдаты кавалерийских частей

Подвиг солдат Раевского. Худ. Н. Самокиш.

Исторические факты Строки из стихотворения июля 1812 года французская армия вторглась в пределы российской империи. К вечеру 5 августа был отдан приказ к общему отступлению августа, русская армия во главе с Кутузовым, остановилась у села Бородино. К югу от него, в пяти км, была деревня Утица. Развернувшись между ними на холмистой местности, русские преградили неприятелю путь на Москву. 3. В центре обороны, на Курганской высоте, была развернута батарея из 18 орудий. Левее от нее были вырыты земляные укрепления (флеши), на которых разместили 36 орудий августа неприятель штурмовал Шевардинский редут, защищавшийся небольшим отрядом русских войск. Подберите к историческим фактам подходящие по смыслу строки из стихотворения. «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали». «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле». «У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки…» «Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут!

Подберите к историческим фактам подходящие по смыслу строки из стихотворения августа 1812 г. в половине шестого утра началось Бородинское сражение. 6. Основной удар Наполеон обрушил на Багратионовы флеши. Их штурм продолжался почти непрерывно шесть часов. Багратион получил тяжелое ранение и умер от раны. 7. Большие потери русские несли от вражеской артиллерии. Русская армия имела небольшой перевес в количестве пушек, но французы вели более сосредоточенный огонь. 8. Потери русской армии были 44 тысячи, из них около тысячи офицеров и 23 генерала. 9. День закончился под грохот артиллерии. Канонада Бородинского сражения была слышна в Москве. «И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй». «Полковник наш рожден был хватом. Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой». «Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.» «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». «Тогда считать мы стали раны, товарищей считать».

Подведем итоги сопоставления. Что общего и в чем различие в описании Бородинского сражения историками и поэтом? Исторические факты и стихотворение дают описание битвы, ее напряженных моментов, больших потерь. Но исторические факты более точные и конкретные. Этого нет у М.Ю.Лермонтова. Его описание боя более поэтичное, емкое; за строчками стихотворения чувствуется боль и переживания автора, а также гордость за русский народ.

Ответим на главные вопросы урока. Как исторические факты помогли вам в понимании сюжета стихотворения и чувств лирического героя, участника событий 1812 года? Что сильнее воздействует на читателя: исторические факты или художественное произведение?

Спасибо за работу на уроке! Домашнее задание:

Об авторах Масагутова Галина Михайловна, учитель истории МОУ «СОШ 6», Ощепкова Светлана Валерьевна, Торсунова Наталья Дмитриевна, учителя литературы МОУ «СОШ 6».