И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, директор Российского тренингового центра ИУО РАО, кандидат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, директор Российского тренингового центра ИУО РАО, к.п.н.
Advertisements

Самооценка школы. Для чего, для кого и как? Семинар «Управление качеством образования в регионе: состояние, проблемы и перспективы» 4-5 апреля 2013 года,
Самооценка школы: назначение и базовые элементы Семинар « Управление качеством работы школы на основе самооценки » 12 – 13 июня 2013 года, г. Барнаул И.А.
Матвеева Светлана Вениаминовна заведующий МБДОУ детский сад 42 Мурманская область г. Апатиты.
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
Степанова Елена Олеговна ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», к.э.н. «Самооценка образовательного учреждения: цели, проведение.
Основные элементы и направления развития системы оценки качества образования в Российской Федерации Визит Российского тренингового центра ИУО РАО в Республику.
Степанова Елена Олеговна ректор ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования», к.э.н. Российский тренинговый центр Института управления образованием.
МОДЕЛЬ САМООЦЕНКИ ШКОЛЫ РОССИЯ – ФИНЛЯНДИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ РОССИЯ – ФИНЛЯНДИЯ.
Управление по результатам в системе образования ТМР Чеканова Оксана Яковлевна, заместитель директора Департамента образования Администрации ТМР.
Представление семинара и РТЦ Вальдман И.А. директор Российского тренингового центра ИУО РАО Семинар « Актуальные вопросы организации внутришкольной системы.
И.А. Вальдман директор Российского Тренингового центра ИУО РАО Учебный курс «Национальные экзамены и мониторинги учебных достижений: интерпретация и представление.
Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области Австрийский компонент.
Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки и самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное.
«Эффективная школа" С -Петербург 25 апреля Понятие ЭШ «Эффективная школа нацелена на достижение наилучших образовательных результатов у максимального.
Место формирующего оценивания в системе ОКО Вальдман И.А. Директор РТЦ ИУО РАО Семинар « Актуальные вопросы организации внутришкольной системы оценки качества.
Представление учебного курса Учебный курс «Использование результатов оценки учебных достижений школьников и результатов мониторинговых исследований для.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ гг. Авторы: Ходаков В.В.директор школы Лобкова Т.Н., зам.директора по учебно-воспитательной работе Писарева М.В.,
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Транксрипт:

И.А. Вальдман зав. лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, директор Российского тренингового центра ИУО РАО, кандидат пед. наук Самооценка школы. Для чего, для кого и как? Межрегиональный научно-практический семинар « Актуальные вопросы развития современной школы в условиях перехода к новым образовательным стандартам » Воронежская обл., г. Бутурлиновка, декабря 2011 года

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Управление качеством на основе самооценки Самооценка: характеристика и основные понятия План реализации проекта

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ОСНОВЕ САМООЦЕНКИ

Управление качеством - это ориентированная на потребителя концепция менеджмента, нацеленная на постоянное усовершенствование процессов с использованием аналитических инструментов и работу в команде с привлечением всех сотрудников. Управление качеством в школе обеспечивает достижение более высокого качества преподавательского состава, учебных планов и программ, качества преподавания, обучающих методик, средств педагогического оценивания, ресурсного обеспечения. Управление качеством на уровне ОУ

Развитие самостоятельности ОУ требует наличия в практике работы школ инструментов и технологий управления качеством образования, позволяющих получать на систематической основе достоверную и актуальную информацию о состоянии образовательной системы и педагогических процессов. Управление качеством на уровне ОУ

Во многих странах мира школы систематически проводят анализ результатов собственной деятельности с целью выработки стратегий, направленных на совершенствование своей работы и повышения качества достигаемых результатов. Самооценка (self-evaluation) позволяет формализовать процесс такого анализа и сделать его доступным и понятным всем участникам образовательного процесса – от учащихся и учителей до родителей и представителей местного сообщества. Анализ результатов работы школы: международный опыт.

1. Лидерство и сильное руководство в образовательном процессе. 2. Ясная и сфокусированная цель для всех. 3. Безопасная и здоровая окружающая среда. 4. Климат высоких ожиданий от всех детей. 5. Регулярное отслеживание результатов и коррекция действий. 6. Положительные отношения семьи и школы. Эффективная школа способна преодолевать образовательное неравенство и компенсировать дефициты образовательных возможностей для детей из семей низким социально-экономическим статусом Эффективная школа Подотчётность Стимулирующая и безопасная образов. среда Профес-ное лидерство Фокус на обучение и учение Обучающееся сообщество Эффективная школа Высокие ожидания от учеников Целенаправленное преподавание Общие цели и видение

К чему она стремится. Насколько успешна она в достижении поставленных целей. Что нужно поддерживать на достигнутом уровне, а что улучшать. Выполняют ли свою задачу проведённые изменения. Хорошая школа знает:

Основа самооценки. Европейская модель CAF для учреждений, финансируемых из гос. бюджета (Common Assessment Framework)(Общая рамка оценки)

Основа самооценки. Цикл Дёминга 1. Планируй 2. Выполняй 3. Контролируй 4. Действуй 1.Планируй Решите, как вы будете действовать Структура, процессы, ресурсы 2. Выполняй Действуйте по плану 3. Контролируй Проведите измерения, получите обратную связь Оцените свою деятельность 4. Действуй Скорректируйте свои планы Усовершенствуйте свои планы

Основа самооценки. Пример Германии Рамка качества работы школы Профессиона лизм Условия и Требования Руководство и управление Результаты и эффекты РЕСУРСЫ ПРОЦЕСС РЕЗУЛЬТАТЫ Учение и преподавание Культура школы Цели и стратегии обеспечения качества Области качества развития школы

Международный опыт Шотландия. «Насколько хороша наша школа (How Good is Our School?)» Австралия, Штат Виктория. Самооценка школы. Является частью Рамки подотчётности и улучшения работы школ на уровне штата Штат Мичиган, США. Рамка улучшения работы школы. Является частью Рамки подотчётности и улучшения работы школ на уровне штата Уэльс. Самооценка для средних школ. Англия. Самооценка школы. Германия, Земля Хессен. Рамка качества работы школы. Новая Зеландия. Рамка для проведения обзора работы школы.

Комбинация внутренней и внешней оценки. Международный опыт. Внутренняя оценка Внешняя оценка Школа своими глазамиШкола глазами других Инспекция фокусируется на тех проблемах и недостатках, которые выявлены самой школой при проведении самооценки

Ярославская область Российский опыт «Программа развития образования в Ярославской области на годы», направления «Самооценка школ» Ленинградская область Международный проект «Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области», г.г. С.-Петербург Международный проект «Обеспечение качества общего образования. Самооценка деятельности ОУ», г.г.

САМООЦЕНКА ШКОЛЫ Характеристика и основные понятия

Понятие самооценки Самооценка школы – процедура оценки всеми представителями школьного сообщества состояния различных элементов образовательной системы школы, проводимая на систематической основе и направленная на повышение качества деятельности общеобразовательного учреждения.

Цель самооценки Главная цель Самооценки - повысить образовательные результаты учащихся. Другие цели: Получение информации о состоянии и результатах работы школы; Разработка системы изменений деятельности школы, направленных на ее развитие и преодоление имеющихся проблем.

В центре самооценки находятся три главных вопроса: Ключевые вопросы Каких результатов мы сумели достичь? Каким образом мы можем подтвердить суждения о достигнутых результатах? Как мы можем улучшить свою работу? Что нам делать дальше?

Основные характеристики Является неотъемлемой частью процесса планирования улучшения результатов и ключевым инструментом управления школой; Дает информацию для стратегического планирования и совершенствования процесса обучения, помогая тем самым школам сфокусироваться на определенных приоритетах развития; Позволяет получать обратную связь, благодаря которой школа видит успехи или неудачи в разных аспектах своей деятельности.

Эффективная самооценка уделяет главное внимание достижениям учащихся; непрерывный процесс, а не одномоментный срез; задействует весь персонал школы; базируется на мнении всех заинтересованными лиц – ученики, родители, представители местного сообщества и др.; стремится представлять выводы в виде измеряемых параметров деятельности; ведет к составлению планов по усовершенствованию.

Насколько эффективно преподавание в ОУ? Оцените: Основа самооценки – ответы на вопросы. Очень мало 1234 Превосходно Почему Вы так считаете? Какие особенности преподавания являются самыми сильными и почему? Какие аспекты преподавания более всего нуждаются в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять? Пример Ярославской области

Пример: критерии и индикаторы

Просмотрите документацию и проанализируйте данные Спросите людей, что они думают Займитесь непосредственным наблюдением Как собрать фактический материал? ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ ВЗГЛЯДЫ ЛЮДЕЙ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

Самооценка базируется на количественных и качественных данных, учитывает мнение заинтересованных лиц Информационная основа самооценки анализ результатов экзаменов, тестов и других процедур оценки учебных достижений; посещение уроков специалистами-коллегами и руководством школы; оценка качества письменных и практических работ учащихся; анализ школьных отчётов и документов; анализ данных системы внутришкольного мониторинга; анализ результатов независимых исследований, в которых школа принимала участие; проведение изучения мнений (анкетирование, фокус-группы и др.) и точек зрения учащихся, персонала, родителей/тех, кто отвечает за ребенка или других заинтересованных лиц; критический анализ достигнутого прогресса относительно того, что заявлено в планах развития.

Отслеживание результатов на уровне школы. Пример Шотландии. Что отслеживаетсяЧастотаПКавг.сен.окт.нояб.дек.янв.фев.мартапр.майиюнь Обще национальные данные по успеваемости ежегодно2.1х Ученические тетради и классные работы выборочно каждый месяц 3.3ххххххххххх Мнения персоналакаждое полугодие 5.1, 7.1 ххх Выборочное изучение мнений учащихся ежегодно 5.1, 7.1 х Выборочное изучение мнений родителей ежегодно 5.1, 7.1 х Ход выполнения Плана развития школы раз в полугодие7.3хххх ПК – показатели качества

ПРОЦЕСС САМООЦЕНКИ

Основные этапы процесса Самооценки I этап - создание рабочей группы по самооценке; II этап - обучение группы; III этап - подбор необходимых материалов; IV этап - индивидуальная самооценка; V этап - рабочая встреча группы по самооценке; VI этап - отчёт, обсуждение результатов; VII этап - планы проектов по совершенствованию; VIII этап - обсуждение планов развития с коллективом, родителями, партнёрами; IX этап - реализация намеченных планов.

Цикл самооценки и использование её результатов Самооценка ОУ Определение «сильных сторон» и «областей для улучшений» в работе ОУ Проведение улучшения работы ОУ Управленческий анализ работы ОУ Публичный доклад школы Информирование органов управления образованием о работе ОУ Получение внешней экспертной оценки работы ОУ Отчет о состоянии ОУ Информирование потребителей и партнеров о работе ОУ

Использование результатов самооценки Самооценка Публичный доклад Отчёт перед учредителем Годовой план ОУ Программа развития Аккредитация ОУ Формирование системы внутришкольного мониторинга

Рефлексивность, так она построена на системе обратной связи и учёте мнений всех заинтересованных лиц. Результативность, так как она подразумевает личные и независимые решения. Непрерывность, так как она становится неотъемлемой частью планирования и регулярного процесса работы школы. Обучающий эффект, так как Самооценка основывается на опыте и обучении в ходе этого действия. Характеризуется личной ответственностью, что усиливает чувство причастности. Приносит гордость за достижения в развитии. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ САМООЦЕНКИ

Она связывается системой социальных отношений внутри рабочего коллектива. Часто носит субъективный характер, особенно при отсутствии сравнительной информации. Объективность самооценки может быть ниже, чем при внешней оценке. Преобладают позитивные характеристики, т. к. трудно принимать критическую точку зрения. Люди предпочитают видеть свою деятельность в позитивном свете. Неадекватность оценочного мышления и потенциала рабочего коллектива. Сравнение результатов может быть проблематичным. Оценочные навыки приобретаются только с опытом. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ САМООЦЕНКИ

ПЛАН ПРОЕКТА Самооценка как инструмент управления качеством образования на уровне школы

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА I этап (2011/2012 уч. г.) III этап (2013/2014 уч. г.) II этап (2012/2013 уч. г.) Разработка системы индикаторов и процедуры Самооценки Апробация процедуры Самооценки (полный цикл) Проведение Самооценки в штатном режиме

ЭТАП I: основные шаги Установочный семинар Подготовка школьных планов реализации проекта в 2012 г. Декабрь 2011 Формирование школьных проектных команд Изучение и обсуждение текстов по самооценке Разработка системы индикаторов и определение способов сбора данных Январь-Март 2012 Семинар по разработке процедуры С и обсуждению системы индикаторов (2 дня) Подготовка план по разработке процедуры С на уровне школы Апрель 2012 Разработка процедуры Самооценки. Подготовка плана реализации проекта на 2012/2013 уч. г. Май-Июнь 2012

ЭТАП I: задание на декабрь 2011 – апрель Формирование школьной команды и плана работы 2 Знакомство с текстами и их обсуждение 3 Отбор индикаторов и определение способов сбора данных 4 Взаимоэкспертиза и подготовка к семинару в апреле 2012

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!