Формирование коллектива Подготовила учитель физики Вавилина Валентина Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ Голицынская СОШ 1 Коллектив. Групповая сплоченность и методы ее создания Педагог-психолог Педагог-психолог Трипуть М.В. Голицыно, 2009.
Advertisements

Подготовили:Т Ф Колташева, И.И. Бабушкина 2 МКОУ Новомировской СОШ Юргамышского района, Курганской области.
Социально- психологические основы формирования ученического коллектива.
Психологический климат в коллективе. Что же такое «психологический климат?» Понятие "психологический климат школы" можно определить как динамическую обобщенную.
Общение – это процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу.
Педагогика в поддержке ребёнка в процессе его развития. Презентация Максимовой М.В.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
Педагогический совет «Взаимодействие классного руководителя с учителями- предметниками»
Психология формирования ученического коллектива. Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
Лидерство ЛИДЕР член группы, который способен оказывать существенное влияние на поведение остальных ее участников. В коллективе класса, в секции, студии,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Выполнили : гр. ПМНО -22 Гаджиева Э. Пилипишена О.
Развитие сплоченности Тренинг. Особенность тренинга Если мы имеем дело со школьным коллективом, то здесь важно Если мы имеем дело со школьным коллективом,
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Прибор - модель « Арка ». Прибор-модель «Арка» – предназначен для изучения таких компонентов организованности группы как: единство действий и мнений мотивация.
Система работы классного руководителя с учителями- предметниками Ленкина Светлана Владимировна, зам. директора по ВР МБОУ Жуланская средняя школа Кочковского.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Феномен лидерства и руководства Последнее слово – всегда за первым. Леонид С.Сухоруков.
ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Презентация подготовлена старшей вожатой ГОУ СОШ 496 Лищук Ангелиной Алексеевной.
Транксрипт:

Формирование коллектива Подготовила учитель физики Вавилина Валентина Сергеевна

Коллектив это группа людей, являющаяся частью общества, объединенная с ним общими целями, ставшими мотивами совместной деятельности. Иными словами, «коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества»

Главное требование коллектива к отдельной личности, входящей в него, сознательное подчинение личности целям, сплачивающим данную группу, превращая ее в коллектив. В группе всегда есть руководитель, вожак, лидер. Он может быть назначенным или официально выбранным либо неофициально, но фактически выдвинутым и признанным в силу положительных личных отношений к нему со стороны большинства, признающего его авторитет и по собственной инициативе прислушивающегося к нему. Когда у группы есть выраженный лидер, она называется авторитарной.

Наиболее крепкой становится группа, фактический лидер которой выбран или назначен руководителем. Но нередко такого совпадения нет тогда коллектив распадается на отдельные, неоформленные микрогруппы. В тех группах, где межличностные отношения в конечном счете подчинены общей цели и мотивам, вынесенным за их рамки, существование микрогрупп и лидеров может не только не мешать, но даже помогать коллективу в целом и его руководителю.

Основными показателями благоприятного социально-психологического климата в коллективе являются: терпимость членов коллектива по отношению друг к другу; защищенность личности каждого в коллективе; взаимная доброжелательность; глубокая заинтересованность коллектива в переживаниях каждого его члена; такт, деликатность, чуткость во взаимоотношениях.

Для того чтобы учебная группа стала сплоченным коллективом, необходимо: ставить перед учащимися общие для всей группы, трудные, но вполне посильные задачи достичь конкретных показателей в учебной, производственной, спортивной или какой-либо другой общественно-полезной работе; доводить до сознания каждого учащегося важность успешного решения каждой групповой задачи для самой группы, училища и общества; организовать решение группой задачи так, чтобы каждый учащийся имел конкретные обязанности в этой работе и мог показать товарищам свои силы, способности и в целом свою личность с лучшей стороны; организовать совместную работу учащихся, их взаимодействие и взаимопомощь так, чтобы каждый учащийся и группа в целом имели успех в решении коллективных задач; отмечать успехи группы в выполнении трудных работ и успех каждого учащегося в коллективной деятельности, с тем чтобы вызвать у учащихся чувства удовлетворения и радости достигнутым.

Только при выполнении всех этих условий учебная группа станет коллективом, воспитывающим у каждого его члена коллективизм. Но создать такие условия деятельности учащихся нелегко от преподавателя требуется для этого большая организаторская и педагогическая работа. Мощный стимул любой работы соревнование. Однако если только один учащийся соревнуется с другим, такое соревнование может способствовать развитию у них индивидуализма и эгоизма и переродиться в конкуренцию, наносящую большой вред воспитанию коллективизма. Опасность этого всегда возможна и в любой учебной группе. Поэтому очень важно организовать соревнование между группами. В каждой из соревнующихся групп целесообразно и индивидуальное соревнование, но направленное на решение задач своих коллективов. Воспитательное значение сочетания индивидуального и коллективного соревнования для развития коллективизма во многом зависит от того, как организована совместная работа учащихся.

Порядок совместной учебной работы определяется методикой проведения занятий. Однако методика может предусматривать осуществление каждым учащимся только индивидуальной работы над учебным материалом под руководством педагога. На таких занятиях нет общей заинтересованности в успеваемости всей группы, исключается, а иногда и не допускается, даже пресекается взаимопомощь учащихся, не проявляется чувство сопереживания. Поэтому такая учебная работа не может быть названа коллективной и коллективизм в ней не развивается. Воспитание коллективизма в процессе учебных занятий возможно при одном или совокупности следующих условий: организованном соревновании данной учебной группы с какой-либо другой группой (или группами), в котором учащиеся взяли на себя конкретные обязательства достичь определенных ими показателей усвоения учебного материала темы, предмета или вида обучения; совместном самостоятельном изучении учебного материала малыми группами, по двое-трое учащихся в каждой, посредством коллективного чтения, обсуждений, решений задач, помощи друг другу в достижении учебной цели занятия;

Коллектив держится, растет, укрепляется и воспитывает своих членов достижениями и успехами в трудных, но полезных делах. Без таких дел и успехов в них коллектив существовать не может он превратится в административно созданную группу, не оказывающую никакого влияния на воспитание коллективизма. Поэтому организовать коллектив и ставить перед ним важные задачи это только начало воспитания у его членов коллективизма. Сущность же этого воспитания в успешной совместной деятельности. Обеспечивать успех работы ученических коллективов значит обеспечивать и воспитание у учащихся коллективизма, важнейшего качества личности гражданина своей страны.

По мнению педагогов, именно в новых классах, отмечаются наиболее конфликтные отношения между детьми и намечается определенный «кризис сплоченности». Это соответствует возрастным особенностям класса - основной потребностью и ведущим типом деятельности становится общение. Причем класс для школьника - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

Если мы имеем дело с учебным (школьным коллективом), то здесь важен еще один аспект его деятельности: не только сплоченность, но и вектор ее направленности. Часто класс является сплоченным, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных внеучебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация, тогда, когда сплоченность класса направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности подросткового коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.

Стадии развития сплоченности. Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченность определяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил удерживает индивида в группе. Так, на первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет, члены коллектива не знакомы или только что познакомились друг с другом. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение, не возникает чувства «мы». На этой стадии в школьном коллективе при возникновении каких- то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к педагогу. Например, если ученик забыл ручку, он сообщает об этом учителю, педагог просит запасную ручку у кого-то из одноклассников и передает ее ученику.

На следующей стадии в учебном коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными учениками. Как мы видим, на этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы в школьном классе часто предопределены местом жительства: дети в школу и из школы добираются вместе, обсуждают какие-то темы, завязываются дружеские отношения. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.

На третьей стадии в группе актуализируется борьба за лидерство. В классе появляются нормы общения, члены коллектива самостоятельно решают возникающие трудности. Развитие группы на этом этапе может быть драматичным, если не один, а несколько лидеров претендуют на власть. В этом случае класс может расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает конфликт. Но даже если лидер один, еще не вся группа объединяется вокруг него. Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и отдельные группировки.

И, наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структуре. Цели группы интериоризованы школьниками, класс выступает как единое целое. Ученики, говоря «мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.

День защиты детей