4 декабря 1862 г. – Н Г Чернышевский приступает к написанию романа «Что делать?» 26 января 1863 г. – первые главы романа были направлены обер-полицмейстеру.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил: Ученик 10б Егоров Иван.. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» был написан в 1863 году. Чернышевский был настоящим борцом за счастье народа.
Advertisements

Литературный салон «Белая скатерть» Руководитель Патрушева Ф. С., учитель русского языка и литературы школы 119 г. Санкт-Петербург.
Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Роль семьи в формировании личности. С каким лицом вы общаетесь со своим ребенком? С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок? Каким, по вашему.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Как прожить счастливую жизнь!. Оглавление Смысл жизни – быть счастливым; Здоровье; Слушать сердце; Любить себя и родных; Быть порядочным; Найти дело;
Русская критика XIX века о романе И.А.Гончарова «Обломов»
Наши ошибки в воспитании детей Общешкольное родительское собрание МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
«Я дышу и значит я люблю, Я люблю и значит я живу…» В.Высоцкий Хохленко Г.В., учитель русского языка и литературы.
Когда появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: -Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит.
Первая встречаЖенитьба на Элен Дуэль с Долоховым Вступление в масонство Любовь к Наташе Бородинское поле Встреча с Платоном КаратаевымСчастливая семейная.
Литературный вечер «Тургеневские девушки»... Эпиграф: Носитель жизни, женщина, глубже всего воплощает в себе высоконравственное отношение к будущему человечества.
В ЧЕМ НАШИ ОШИБКИ? Никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать.
Классный час: «Искусство жить. Как быть счастливым.» Выполнила: учитель математики МКОУ СОШ 8 с. Приозерского Землянская А.Б.
Уроки семейной любви. Детей, которых любят искренне и безусловно, легко увидеть в детском коллективе.
Н.Г.Чернышевский Роман « Что делать?»
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Выбор профессии - это жизненный выбор. И все выборы в жизни ­часть единого Пути, который называется Предназначением. В древности считали, что все частички.
Транксрипт:

4 декабря 1862 г. – Н Г Чернышевский приступает к написанию романа «Что делать?» 26 января 1863 г. – первые главы романа были направлены обер-полицмейстеру для передачи редакции «Современни- ка» 4 апреля 1863 г. – роман был закончен

«Что делать?» Из рассказов о новых людях I. Дурак. II. Первое следствие дурацкого дела. III.Предисловие Глава первая. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе. Глава вторая. Первая любовь и законный брак. Глава третья. Замужество и вторая любовь. Глава четвертая. Второе замужество. Глава пятая. Новые лица и развязка. Глава шестая. Перемена декораций.

«Что делать?» философский, социально-политический роман энциклопедия знаний и жизни смысл названия программа действий каким трудлюбовь раскре- разумное надо в жизни и пощение будущее сочетание быть человекадружба женщин личных чувств и общественной деятельности философский, социально-политический роман энциклопедия знаний и жизни смысл названия программа действий каким трудлюбовь раскре- разумное надо в жизни и пощение будущее сочетание быть человекадружба женщин личных чувств и общественной деятельности философский, социально-политический роман энциклопедия знаний и жизни смысл названия программа действий каким трудлюбовь раскре- разумное надо в жизни и пощение будущее сочетание быть человекадружба женщин личных чувств и общественной деятельности философский, социально-политический роман энциклопедия знаний и жизни смысл названия программа действий каким трудлюбовь раскре- разумное надо в жизни и пощение будущее сочетание быть человекадружба женщин личных чувств и общественной деятельности три пласта действительности боротьсяпротив чего? как? ради чего? прошлоенастоящеебудущее

Художественные особенности романа: «эзопов язык»; сны Веры Павловны; беседы с проницательным читателем.

Прошлое: (Марья Алексеевна, Михаил Сторешников и его мать, Жанн, Серж и др.) На примере семейного воспитания Веры Павловны, её жизни в родительском доме, на образе её матери Марьи Алексеевны Розаль- ской. Изображая старый мир, показывая и мелкобуржуазную мещанскую среду, и людей дворянского круга, Чернышевский раскрывает зло классового неравенства: необеспеченность, приниженность, темнота одних – паразитизм, праздность, развращенность других. Указывая, что одни развращаются вследствие избытка материальных благ, другие, наоборот, вслед- ствие недостатка их, Чернышевский тем самым ставит вопрос о необходимости революцион- ного переустройства жизни. И здесь главная роль отводится новым людям.

Новые люди - люди нравственного совершенства. (Дмитрий Сергеевич Лопухов, Алексей Кирсанов, Вера Павловна и другие) а) революционные устремления и любовь к народу, просветительская работа; б) неиссякаемое трудолюбие – труд для них такая же потребность, как дышать, есть, эстетическое наслаждение, т. к. каждый занимается любимым трудом; в) чистые и красивые взаимоотношения (стремление к личной свободе и независи- мости, высокое благородство, нравственная чистота, честность, взаимоуважение, высокий уровень интеллектуального развития)

«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: "Можно ли положиться на этого человека безусловно?" Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть Эти общие черты так резки, что за ними сглаживаются все личные особенности.»

Мастерская Веры Павловны

Теория «разумного эгоизма» Нравственная теория, которая заклю- чается в свершении благородных и самоотверженных поступков для своей же пользы. Нет для человека большего счастья, больше нравственной «пользы», пусть это даже сопровождается болью и страданием, чем сознание того, что поступил справедливо, разумно, нравст- венно.

«Моральный кодекс» героев Чернышевского: Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно. А приятно издали думать о людях, с которы- ми поступил честно. Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми. Будь честен, и всё будет отлично. Полного счастья нет без полной независи- мости.

Особенный человек - Рахметов «Скажите же мне теперь, зачем выставлена и так подробно описана эта фигура?» «Человек, который не видывал ничего, кроме лачужек, сочтёт изображением дворца картинку, на которой нарисован так себе, обыкновенный дом. Как быть с таким человеком, чтобы дом показался ему именно домом, а не дворцом? Надобно на той же картинке нарисовать хоть маленький уголок дворца…»

«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались бы большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй даже лицами идеализированными... Нет, друзья мои, …это не так…» - пишет Чернышевский. «Я изображал их с любовью и уважением, потому что каждый порядочный человек стоит любви и уважения. Но где я преклонялся перед ними? Где проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли, что они бог знает как высоки и прекрасны, что я не могу представить себе ничего выше и лучше их, что они – идеалы людей? Как я о них думаю, так они и действуют у меня, - не больше, как обыкновенные порядочные люди нового поколения. Что они делают превыспреннего? Не делают подлостей, не трусят, имеют обыкновенные честные убеждения, стараются действовать по ним…»

Используя текст, раскройте каждое из этих положений «Рахметов был из фамилии, известной с XII века»; «ригорист»; Никитушка Ломов; «вздумал приобресть физическое богатство»; «стал искать знакомства с особенно умными студентами»; чтение книг; «стал вести самый суровый образ жизни»; «стал кормить себя»; «гнусная слабость»; «успевал делать страшно много»; «перемена занятия есть отдых»; «я должен дорожить временем» манера знакомиться с людьми; «моё правило: предлагать моё мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его»; «дела, не касавшиеся лично до него»; стипендиаты Рахметова; «проба»; «я не должен любить»; «кипучая натура»; «особенный человек».

«Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли.»

« Нет друзья мои,… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь, что они стоят просто на земле; это от того казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди, …тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть равными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет; славно жить на нём, и путь лёгок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердца, наблюдайте жизнь- наблюдать её интересно, думайте- думать завлекательно. Только и всего, жертв не требуется, лишений не спрашивается. Их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии: в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!

Сон Веры Павловны

«Будущее светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот это в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести.»