Технологии рефлексии в педагогическом процессе Егорова Ольга Леонидовна Учитель этики Мангушской ОШ 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологии рефлексии в педагогическом процессе. Рефлексия в педагогике- это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния.
Advertisements

Рефлексия Учитель физической культуры Демина Т.А..
1 Учитель русского языка: Ананьева Надежда Степановна.
Особенности современного урока. Рефлексия на уроках английского языка. Выполнила Голодникова Нина Сергеевна, учитель английского языка.
Подготовила учитель русского языка и литературы Кунникова Наталья Серегбаевна.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Виды рефлексии: 1. рефлексия эмоционального состояния и настроения; 2. рефлексия деятельности на уроке; 3. рефлексия.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию.
Мастер - класс «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе» Учитель начальных классов МКОУ «Плосковская СОШ» Щекина Елена Михайловна.
Урок рефлексии Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Яманская СОШ» Потёмкина Татьяна Михайловна.
Подготовила – Ежовкина Е.П., учитель русского языка и литературы.
Определение рефлексии Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение.
ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ СТАНОВЛЕНИЮ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗАДАЧИ: ПОДОБРАТЬ.
Маршалова Г.И. МОУ гимназия 1 г. Балашова РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ В ФОРМИРОВАНИИ УДД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Н. В. Зиновьева МБОУ-гимназия 13 п.Краснообска 2011.
Рефлексия на уроках английского языка. Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Структура современного занятия Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В.
"Уроки рефлексии в технологии деятельностного подхода на уроках музыки" Подготовила: учитель музыки МОАУ «СОШ 53 г. Орска» Щетинина Виктория Анатольевна.
Использование.рефлексивных технологий в начальной школе. Педагог-психолог МБОУ «СОШ 1» МБОУ «СОШ 1» Черных Г.М. Черных Г.М.
Транксрипт:

Технологии рефлексии в педагогическом процессе Егорова Ольга Леонидовна Учитель этики Мангушской ОШ 1

Рефлексия в педагогике- это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

«Смысл образовательного пути – рефлексия»

Обращение к опыту как фиксация происходившего без анализа или интерпретации. Обращение к чувствам и переживаниям, сопровождающим опыт, их образная констатация. Повторное обращение к опыту, его переосмысление для формирования теоретических принципов, выступающих как гипотезы. Представление конкретного опыта, «выросшего» в результате рефлексии пережитого, обретение нового опыта. 4

Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом. Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности. Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности. 5

Ретроспективная – осмысление. Проспективная – проектирование. Интроспективная – регулирование деятельности «здесь и сейчас».

Компоненты рефлексии Педагог Деятельность учащихся Своя педагогическая деятельность Педагогическое взаимодействие Учащийся Своя деятельность Деятельность педагога Педагогическое взаимодействие 7

Функции рефлексии Проектировочная-моделирование, целеобразование. Организаторская-организация продуктивной деятельности и взаимодействия. Коммуникативная-общение педагога и воспитанника. Смыслотворческая-формирование в сознании участников пед. процесса смысла их деятельности.

Функции рефлексии Мотивационная- определение направленности характера, результативности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся. Коррекционная- побуждение участников пед. процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействия. 9

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития Сферы: Эмоционально-чувственная(положительные, или отрицательные эмоции-радость, огорчение, чувство разочарования, успех….. Потребностная-пассивное, или активное состояние, появилось ли стремление, желание к деятельности, к саморазвитию…. Мотивационная-насколько деятельность оказалась личностно значимой, внешние и внутренние мотивы.

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития Сферы: Сфера интересов-какие интересы появились,на что они направлены, уровень интереса… Сфера ценностных ориентаций-что явилось личностной ценностью, как обогатился спектр ценностей, в чем проявилась ценность… Деятельностная сфера-какую деятельность это взаимодействие провоцирует, какую корректирует, от какой заставляет отказаться, насколько обогащает опыт деятельности… 11

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития Сферы: Гностическая сфера-что произошло со знаниями (произошло ли их наращивание, углубление, систематизация), что нового узнал… Сфера сознания-произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом деятельности/взаимодействия, как изменилась «Я-концепция» (система представлений о себе), самооценка своей деятельности… Сфера умений-какие умения приобрел/не приобрел, как изменился уровень умений… 12

Компоненты рефлексии 2. Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития Возможные причины: успешность деятельности /взаимодействия; смена видов деятельности; интересное содержание; благоприятная атмосфера общения; возможность творчества; полилог; диалог; 13

Компоненты рефлексии 2. Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития Возможные причины: личностная ценность; значимость обсуждаемых проблем, или осуществляемой деятельности; инновационные педагогические технологии 14

Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. Мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения,педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия. 15

Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия Критерии оценки- компоненты состояния развития (эмоциональное состояние, состояние мотивов, деятельности и т.д.). 16

Технологии рефлексии 1. Рефлексивный круг Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце; -что нового вы узнали, чему научились; -каковы причины этого; -как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг. 17

Технологии рефлексии 2. Рефлексивная мишень Деятельность учащегося Содержание Деятельность педагога Форма, методы После заполнения мишени, педагог вывешивает ее и делает краткий анализ. 18 /по С.С. Кашлеву/

Технологии рефлексии Рефлексивная мишень Желание работатьПонимание материала Настроение на уроке Работоспособность 19

Технологии рефлексии «Мини-сочинение» Возможные темы: «Я-в уроке, урок-во мне». Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д. «Мои мысли о своем участии в деле». «Как я оцениваю результаты мероприятия». «Что мне дал этот урок». 20

Технологии рефлексии Ключевое слово С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д. «Зарядка» Оценка деятельности, или ее компонента производится с помощью условных движений. «Анкета-газета» Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д. 21

Технологии рефлексии «Заверши фразу» Во время занятия я научился /почувствовал, приобрел и т.д./…. Игра заставила меня задуматься…. На занятии мне особенно понравилось…. Обращение с природой для меня-это… «Цепочка пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ. 22

Технологии рефлексии «Острова» Бермудский треугольник о. Грусти О. удовольствия о.Тревоги о.Просветления о. Воодушевления О.Неопределенности о. Недоумения о.Радости 23

Технологии рефлексии «Острова» Бермудский треугольник о. Грусти о. удовольствия о.Тревоги о.Просветления о. Воодушевления о.Неопределенности о. Недоумения о.Радости 24

Рефлексия настроения и эмоционального состояния Методы: * карточки с изображением действия, * цветовое изображение настроения, * эмоционально-художественное оформление, * оценка эмоционального состояния.

Рефлексия усвоения содержания учебного материала рефлексия достижения цели Приемы: Цель записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения; Таблица «Знаю – хочу знать - узнал» рефлексия деятельности. Приемы: «Лестница успеха»; Использование алгоритмов или составление их; технология «распаковка урока»; «звездочка» или синквейн

Рефлексия усвоения содержания учебного материала Рефлексия отношения к проблеме (теме) Приемы: Прием выбора афоризма Прием синквейна Рефлексия оценки приращения знаний и достижения целей. Приемы: Прием незаконченного предложения, высказывания «Я не знал…», «Теперь я знаю…», «Я хотел бы узнать…»

Рефлексии учебного содержания 1.Тестовые задания: - проведение контрольных тестов различной методологии, а именно: - задачи по группам по фиксированию дат и имен; - фиксирование топографических названий; - сопоставительные тесты: «дата – событие», «имя – деятельность», «действие - эмоции» Напрмер: 1. Этикет а) способ поведения 2. Этика б) представление о добре и зле 3. Мораль в) правила поведения 4. Манеры г) наука о правилах поведения

Рефлексии учебного содержания 2. График знаний. «Да» или «нет» можно фиксировать графически. Учитель предлагает до десяти утверждений, на которые ученик в тетради фиксирует точку положительное поле Отрицательное поле

Рефлексии учебного содержания 3. Логическая цепочка Учащимся предлагается фраза или определение, в котором пропущены несколько звеньев и ставится задача – дополнить прощенные места или термином, или датой, или действием, или результатом. 4. Древо знаний Используется при изучении причинно-следственных связей. Составляется «древо знаний», где корни- причины, ствол – ход событий, ветви и листья – результат с наполнением листья –имена, листья – термины.

Рефлексии учебного содержания 5. Составь алгоритм Использование межпредметных связей, математического подхода. Учащимся предлагается составить алгоритм решения проблемы. Это задание требует помощи учителя и как бы снижает уровень самостоятельности, но зато делает итог урока более лаконичным и памятным, активизирует мыслительную деятельность. Несоединимые, казалось бы, математика и этика, можно сондинить на примере «Составь алгоритм дружбы». дружба Верность Ложь Симпатия предательство Честность мелочность взаимопомощь Учащимся предлагается расположить качества, которые повышают или понижают коэффициент дружбы.