Курс «Современные методы социологических исследований», 2014. Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курс «Современные методы социологических исследований», Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли.
Advertisements

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР ГОТОВНОСТИ К ВЫСШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Курс «Современные методы социологических исследований», 2014 © Пузанова Ж.В. Семантический дифференциал.
ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Бихевиоризм Когнитивная психология.
Практическое занятие, каким ему быть? МОУ ЦО «Прогресс» Буденновского района 2010 год.
Курс «Современные методы социологических исследований», Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли.
Юному исследователю Для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно Юному исследователю Для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно.
Научное познание природы общества. Социальное познание. Шпакова Любовь Ивановна учитель истории М Б ОУ СОШ 1 8 Ст. Ивановская Красноармейский район.
Личность педагога и его профессионально значимые качества.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Образец репертуарной решетки ЯМамаПапаЛучший друг Начальник или преподаватель, под чьи руководством Вам комфортно работать СходствоКонтраст не имеет высшее.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Моделирование. Работу выполнила Ирина Бахтина Ученица 9 и класса.
Описание опыта работы Повышение качества образования по биологии через применение исследовательского метода обучения в основной школе Автор: Шеламова Алена.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Информация Её виды и свойства вещества Все многообразие материальных объектов состоит из вещества энергией Все материальные объекты взаимодействуют.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Транксрипт:

Курс «Современные методы социологических исследований», Пузанова Ж.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли

А.Н Леонтьев Значение, как обобщенная форма отражения реальности и личностный смысл: Значение фиксируется в языке, надындивидуально, объективно и непсихологично. Смысл – индивидуален и субъективен

Дж. Келли (1955) Человек судит о своем мире с помощью понятийных схем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным… Конструкты суть способы истолкования мира, это «классификационно-оценочный эталон, сконструированный человеком, проверенный (валидизированный) им на практике, с помощью которого осуществляется восприятие и понимание окружающей действительности, прогноз и оценка событий. В самом общем виде конструкт – это биполярный признак, альтернатива, противоположные отношения и способы поведения

Конструкт - инструмент восприятия. Он имеет два полюса. Конструкты у каждого свои. Конструкт дает возможность отражать определенную сторону реальности. "умный-глупый" Два конструкта дают возможность отражать одновременно две стороны реальности. "умный-глупый", "сильный-слабый" Три конструкта дают возможность отражать одновременно три стороны реальности. "умный-глупый", "сильный-слабый", "добрый-злой" Чем больше конструктов, тем больше сторон реальности одновременно человек может воспринять. Кто имеет много конструктов - когнитивно – cложный, мало - когнитивно простой

Система конструктов отдельно взятой личности - это ее "Образ мира". Сколько людей, столько и "образов мира". Когнитивное сходство - похожесть образов мира у разных людей. Это значит, что некоторые конструкты у них совпадают. Сходство интересов и сходство конструктов - не одно и то же. Интерес - это объект. (Мы любим футбол. Мы любим балет). Конструкт - это способ восприятия (как мы любим футбол или балет)

Конструкты берутся из жизненного опыта Новый конструкт не появится, пока хватает старых, чтобы воспринять этот мир. Если в этом мире мы встречаем нечто, что в рамки наших конструктов не вмещается, мы либо игнорируем эту реальность (отказываемся от нового опыта), либо обзаводимся новым конструктом, позволяющим это нечто воспринять

Системы конструктов – это сложноорганизованные, иерархические образования, которые постоянно находятся в динамике, но при этом они обладают определенной структурой, что позволяет им руководить действиями индивида. теория или система конструктов должна иметь диапазон пригодности, в котором она служит пользователю надежным инструментом в предсказании событий. Диапазон пригодности конструкта охватывает все то, к чему исследователь счел его применение полезным.

Склейка он умный (конструкт "умный-глупый"), он сильный (конструкт"сильный-слабый") склейка конструктов: "умный-глупый" "сильный слабый" - "умный, сильный - глупый, слабый" Склейки есть у всех. Какие они - зависит от субъективного опыта каждого. Сколько их - зависит от когнитивной сложности.

Восприятие - это исследование мира. Конструкт - это гипотеза Восприятие - это процесс, подтверждения гипотезы. Склейка конструктов - это гипотеза причинно-следственного характера Чем чаще подтверждается гипотеза, тем она крепче. Расхождение ожидаемого и реальности - когнитивный диссонанс. Система конструктов требует изменений.

Когнитивная система активно ищет выходы из диссонанса Выход первый: Расклейка конструктов Выход второй: Переключение полюсов Выход третий: Искажение событий: (сказала неумное, или не баба) – Так и склейка сохраняется, и из диссонанса выход

Основной постулат Теории личностных конструктов гласит: поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. Иначе говоря, все поведение человека (мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Вывод об истолковании: «конкретный человек антиципирует события путем истолкования их повторений» (от лат. anticipatio - предвосхищаю). Вывод об организации: «каждый человек по-своему, сообразно собственным интересам при антиципировании событий, развивает систему истолкования, включающую порядковые отношения между конструктами». Вывод о дихотомии: «у каждого человека система истолкования состоит из конечного числа дихотомических конструктов». Вывод о диапазоне пригодности: «конструкт пригоден для антиципации только ограниченного круга событий».

ПРОЦЕДУРА ВЫЯВЛЕНИЯ КОНСТРУКТОВ – Интервьюирование («метод триад» - что объединяет два понятия и отличает от третьего (удобней карточки)) имеет колеса– имеет ноги твердый– пушистый перевозит немного пассажиров– перевозит много пассажиров ездит по рельсам– ездит там, где хочется полезный конечный продукт– конечный продукт загрязняет среду органическое топливо– неорганическое топливо рожденный– изготовленный быстрый– медленный в личном пользовании– принадлежит организации неразборный– открыт доступ к деталям привлекателен для детей– не привлекает детей АВТОМОБИЛЬ – ПОЕЗД – ОСЕЛ :

Метод триад (личностный конструкт): теплый– холодный счастливый– несчастный все еще надеющийся– оставивший надежды мужчина– женщина нравится музыка– туг на ухо голосует за Единую Россию– голосует за коммунистов с высшим образованием– без образования Мама - Я - Начальник Мама - Начальник- Я

Задание 1: Подумайте о Вашей учебе в университете, тех действиях которые Вы обычно осуществляете в процессе обучения. Запишите на первой карточке краткое описание действия, которое Вы считаете наиболее важным в процессе Вашей учебы. Чем определеннее Вы сможете это сделать, тем лучше. На второй карточке запишите краткое описание действия, которое, как Вы находите, предъявляет наибольшие требования к Вашим способностям, навыкам. На третьей карточке составьте краткое описание действия, которое Вы расцениваете как достаточно рутинное в Вашей учебе.

Моя учеба/работа (очень важно / профессионализм / рутина) : (чтение литературы – подготовка к семинарам – посещение занятий) (подготовка документов – проведение занятий - еженедельные совещания) я получаю удовольствие–я не получаю удовольствия предсказуемый результат–непредсказуемый результат влияет на мои оценки–не влияет на оценки расходую много времени–расходую мало времени один–с моими коллегами я руковожу процессом–управляют мной Элементы (объекты) (схожесть /различие) Конструкты (шкалы) Процедура: Структурированное интервью. Элементов ?

Задание 2: Получите как можно больше конструктов к следующим триадам элементов («протестируйте» сначала себя, а потом 2-3 своих друзей, посмотрите, насколько отличаются Ваши конструкты): Выявите конструкты своего друга, используя в качестве элементов 9 программ телевидения (радио) или фильмов. Попытайтесь сделать то же самое с другим товарищем, вкусы которого отличны от вкусов первого, и сравните результаты. Лучше сравнивать их следующим образом: Билл КлинтонБорис Ельцин Джордж БушВладимир Путин Барак ОбамаДмитрий Медведев Владимир ЖириновскийДжонни Депп Геннадий ЗюгановБрэд Питт Михаил ПрохоровКиану Ривз

Литература по теме: Келли Дж. Теория личности. СПб.: Речь, Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб, Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии//Социология: 4М, Тарарухина М.И., Ионцева М.В. Техника репертуарных решеток Дж. Келли// Социология: методология, методы, математические модели, Батыков И.В. Техника ранговых решеток в исследовании малых социальных групп // Социология: 4М