Программа « Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни » Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения « Средняя общеобразовательная школа 6 с углубленным изучением отдельных предметов » г. Всеволожска
Школа является базовой (опорной) площадкой в рамках Федеральной стажировочной площадки ЛОИРО по направлению «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Программа включает 9 направлений: 1. Система работы, где отражены условия, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников. 2. Здоровьесберегающая инфраструктура. 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. 4. Эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы. 5. Просветительская работа с родителями и педагогами. 6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися. 7. Комплексное сопровождение системы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся. 8. Мониторинг сформированности экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся. 9. Реализация дополнительных образовательных программ.
Комплексная программа ЭКЗ и БОЖ направлена на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Мониторинг здоровья Проведен мониторинг состояния здоровья обучающихся школы, его анализ показал, показал, что обучающиеся МОБУ « СОШ 6» г. Всеволожска имеют патологии : Бронхиальная астма – 24 (2,9 %) Хронический бронхит – 8 (0,98%) Хронический тонзиллит – 11 (1,3 %) Хронический пиелонефрит – 5 (0,6%) ВПС – 3 (0,4%) ВСД – 27 (3,3%) Сколиоз - 15 (1,8%) Плоскостопие - 36 (4,4%) Болезни ЦНС – 3 (0,4%) Патология зрения – 80 (9,8%) Количество обучающихся, имеющих статус инвалида - 8 (0.98 %) Анализ данных позволяет сделать вывод, что учащиеся школы имеют патологию в развитии пищеварительной системы, мочеполовой системы, сердечно – сосудистой системы, опорно - двигательного аппарата, центральной нервной системы и патологию зрения.
Проведено исследование жизнедеятельности обучающихся в ОУ Анкета для обучающихся выявила ряд проблем, которые влияют на факторы здоровья детей, раскрывают культуру отношения школьников к здоровью : - отсутствие в школе помещений для отдыха ; - недостаточное внимание педагогов на выполнение правил посадки детей на рабочем месте ; - посещение школы детьми при недомогании ; - отсутствие или недостаток закаливания детей в семье ; - отсутствие утренней зарядки дома ; - недостаточные знания о гигиене полости рта и рук и ее влиянии на здоровье человека ; - слабые знания о режиме и культуре питания.
Школьные факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей 1 - трудности адаптации конкретного ребенка к школе ; 2 - уровень готовности детей противостоять тому своеобразному внешнему давлению, которое неизбежно сопровождает ребенка в процессе обучения в школе ;
Школьные факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей 3 - перегрузки детей, возникающие при усвоении программного материала, информационной избыточностью в отдельных разделах каждой предметной области ; 4 - низкая двигательная активность.
Система мер, предотвращающая влияние факторов риска в школе Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника. Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов. Ответственность учителя за соблюдение санитарно - технических норм. Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях.
Принципы программы, на которых строится воспитание здорового образа жизни Системный подход. Деятельностный подход. Принцип « не навреди !». Принцип гуманизма. Принцип альтруизма. Принцип меры.
ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ Недостаточный мониторинг сформированности экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся Недостаточная подготовленность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья Отсутствие банка данных педагогического опыта по формированию здорового образа жизни учащихся и связи с другими ОУ, специализирующимися в области здоровья обучающихся и педагогов Недостаточный уровень комплексного психолого-медико-социально- педагогического сопровождения системы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Отсутствие целостной научно обоснованной системы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся и педагогического коллектива Отсутствие системы в организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися Недостаточный уровень организации системы просветительской и методической работы по вопросам безопасного образа жизни Отсутствие системы в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении Недостаточный уровень рациональной организации образовательного процесса Недостаточный уровень материально- технической базы для оздоровления детей в современных условиях Не разработаны технологии психологического сопровождения обучения детей в школе «Дерево» проблем МОБУ «СОШ 6» г. Всеволожска
Стратегическая миссия школы : « Школьная образовательная среда - важнейшее условие развития личности, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию », в рамках которой особое место занимает вопрос формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Миссию нашей школы на г. г. реализовать поможет стратегический план развития школы, частью которого является целевая « Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ».
Цели программы - Создание образовательной среды, обеспечивающей условия для становления здоровья школьников и формирования у них установки на ответственное и активное отношение к своему здоровью. - Организация целенаправленной педагогической деятельности по формированию у школьников экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе здоровьесберегающих критериев модели выпускника школы.
Задачи программы 1. Усиление оздоровительного компонента деятельности школы, создание условий для коррекции здоровья, реабилитации и оздоровления обучающихся. 2. Продолжение и расширение работы по обеспечению здоровьесберегающей направленности учебного процесса : повышение квалификации педагогов и информационное обеспечение их деятельности по повышению здоровьесберегающего потенциала уроков ; организация двигательного режима обучающихся на уроках и физкультурно - оздоровительной работы школы. 3. Создание условий для повышения уровня культуры здорового образа жизни обучающихся и родителей. 4. Повышение уровня компетентности педагогов школы для организации их деятельности по формированию у школьников экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 5. Расширение социального партнерства школы для создания здоровьесберегающей среды, обеспечивающей условия для становления здоровья школьников : работа с родителями, привлечение родителей в Управляющий совет, составление договора о предоставлении общего образования, сотрудничество с ДДЮТ, ЦРБ, ГАУП « Водоканал Санкт - Петербурга ».
Социальный заказ общества в сфере общего образования Модель выпускника школы Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Актуализация и постановка цели и задач здорового школьника Актуализация и постановка цели и задач здорового школьника Создание системы необходимых условий, обеспечиваю щих сохранение и укрепление физического и психологичес кого здоровья обучающихся Здоро вьесб ерега ющая инфр астру ктура ОУ Рацион альная органи зация учебно й и внеуче бной деятел ьности обучаю щихся Эффект ивная организ ация физкуль турно- оздоров ительно й работы Реали зация допо лните льны х образ овате льны х прогр амм Организ ация профила ктики употребл ения психоак тивных веществ обучаю щимися Компле ксное сопров ождени е систем ы ЭКЗ и БОЖ Систем ы ЭКЗ и БОЖ Мони торин г сформ ирова нност и ЭКЗ и БОЖ обуча ющих ся Прос ветит ельск ая работ а с родит елям и и педаг огам и Критерии оценки здоровья, безопасного образа жизни, уровня сформированности экологической культуры здорового школьника Критерии оценки здоровья, безопасного образа жизни, уровня сформированности экологической культуры здорового школьника СубъектыСубъекты СубъектыСубъекты направлениянаправления направлениянаправления Сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни ФГОС Закон «Об образовании в РФ» ФГОС Закон «Об образовании в РФ»
Основные компоненты экологической культуры обучающихся Аксиологический. Мотивационный. Когнитивный ( экологическое сознание и мышление ). Деятельностный.
Критерии сформированности экологической культуры : Мотивационно - ценностный критерий Когнитивный критерий Деятельностно - практический критерий
Основные компоненты здорового образа жизни 1) оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма движении ; 2) закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям ; 3) рациональное питание : полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ ( белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы ); 4) соблюдение режима труда и отдыха ; 5) личная гигиена ; 6) экологически грамотное поведение ; 7) психическая и эмоциональная устойчивость ; 8) сексуальное воспитание ; 9) отказ от вредных привычек : курения, употребления алкоголя и наркотиков ; 10) безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.
Критерии здорового образа жизни обучающихся 1. Режим дня. 2. Питание. 3. Физическая активность. 4. Соблюдение правил личной гигиены. 5. Отсутствие вредных привычек.
Компоненты здоровья и показатели культуры здорового и безопасного образа жизни 1. Нравственное здоровье и культура здоровьесберегающего поведения 2. Психическое ( включая психологическое ) здоровье и культура здоровьесберегающего поведения 3. Соматическое здоровье и культура здоровьесберегающего поведения
Компоненты здоровья и показатели культуры здорового и безопасного образа жизни 4. Физическое здоровье и физическая культура личности 5. Социальное здоровье и культура безопасности 6. Интегральный показатель культуры здорового и безопасного образа жизни
Условия эффективности формирования экологической культуры в образовательном процессе мир природы - источник знаний, так как в природе заложены в доступной для ребенка форме факты, явления, зависимости, закономерности, что дает обучающимся возможность учиться анализировать, сравнивать, классифицировать, то есть развивать логические операции мышления ; деятельность обучающихся должна носить активный, поисковый характер ; будет создана атмосфера, способствующая развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей ; процесс формирования экологического мышления должен идти в условиях интеграции естественнонаучного и гуманитарного компонентов в содержании образования через такие способы деятельности, как наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, игра, художественная деятельность, прогнозирование ; использование педагогами развивающих технологий, нетрадиционных форм и методов организации учебного процесса : экологические игры, защита проектов, путешествия, праздники, комплексные экскурсии.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса Критерии здоровьесбережения : 1. Обстановка и гигиенические условия в классе. 2. Количество видов учебной деятельности. 3. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. 4. Количество видов преподавания. 5. Чередование видов преподавания.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса Критерии здоровьесбережения : 6. Наличие и место методов, способствующих активизации. 7. Место и длительность применения ТСО. 8. Поза обучающегося, чередование позы. 9. Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления. 10. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса Критерии здоровьесбережения : 11. Психологический климат на уроке. 12. Эмоциональные разрядки на уроке. 13. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности. 14. Темп окончания урока.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся Четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий : Правило 1. Правильная организация урока. Правило 2. Использование каналов восприятия. Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Психолого - педагогические технологии здоровьесбережения Снятие эмоционального напряжения Создание благоприятного психологического климата на уроке Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Комплексное использование личностно - ориентированных технологий
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности Педагогика сотрудничества Технологии развивающего обучения ( ТРО ) Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов « Технология раскрепощённого развития детей » Технология психологического сопровождения учебной группы
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни во внеучебной деятельности Творческие конкурсы Классные часы Утренники здоровья, устные журналы Тематические встречи Экскурсии Участие в акциях
Внеурочная деятельность Кружки и секции - Спортивно - оздоровительное направление - Общеинтеллектуальное направление - Общекультурное направление - Духовно - нравственное направление - Социальное направление
Школа является базовой (опорной) площадкой в рамках Федеральной стажировочной площадки ЛОИРО по направлению «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». Программа включает 9 направлений: 1. Система работы, где отражены условия, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников. 2. Здоровьесберегающая инфраструктура. 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. 4. Эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы. 5. Просветительская работа с родителями и педагогами. 6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися. 7. Комплексное сопровождение системы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся. 8. Мониторинг сформированности экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся. 9. Реализация дополнительных образовательных программ.
Целевые показатели программы : стабилизация не менее чем на 50 % с дальнейшим не менее чем на 10% улучшением здоровья школьников ; снижение острой и хронической заболеваемости на 3,5 %; 100% приведение уровня учебных нагрузок к нормативам ; создание надлежащих санитарно - гигиенических условий, через укрепление материально - технической базы ОУ ; повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи ; создание в целом здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ; формирование у всех участников образовательного процесса саногенного мышления ; обеспечение физиологического уровня потребности обучающихся в энергетических веществах через рацион питания ; увеличение охвата обучающихся горячим питанием на 12%; создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся ; высокая мотивация участников образовательного процесса к здоровому образу жизни ; создание системы профилактики вредных привычек в образовательных учреждениях ; эффективное взаимодействие системы образования с другими социальными институтами, участвующими в сохранении здоровья детей, подростков и молодежи ; приобретение обучающимися навыков экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
Показатели эффективности Показателями эффективности работы по формированию здорового образа жизни - непосредственные изменения, происходящие с учащимися : оценка показателей здоровья ( уровень физического здоровья ); оценка состояния иммунитета ( количество простудных и инфекционных заболеваний, количество хронических обострений в течение учебного года ); оценка адаптации ( качество обучения, участие во внеурочной деятельности ); оценка уровня валеологических показателей ( степень сформированности установки на формирование ЭКЗ и БОЖ ; уровень усвоения знаний и навыков, связанных с формированием ЭКЗ и БОЖ ).
В результате реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни будет обеспечено сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Охват горячим питанием 2011 – 2012 учебный год учебный год Количество обучающихся Охват обучающихся горячим питанием в % соотношении 82 %94%
Результаты анкетирования
Оценивание обучающимися своего здоровья Результаты анкетирования показали, что родители оценивают здоровье своих детей выше, чем сами дети.
Наиболее важные ценности для обучающихся Наблюдается рост процента ценностного отношения обучающихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни.
Приглашаем к сотрудничеству ! Сайт школы