1. Знакомство с чувашской вышивкой в ходе изучения учебных предметов, обогащение знаний о чувашской вышивке. 2. Привитие любви к традициям своего народа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА – БОГАТЕЙШЕЕ ИСКУССТВО» Выполнила: Чувашова Ольга Руководитель: учитель Технологии Сагдеева Алёна Валентиновна.
Advertisements

Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Тема четверти: «Древние корни народного искусства». «Чувашский национальный орнамент» 5.
Особенности национального костюма верховых чувашей Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных.
Чуваши… Народ, о котором рассказывается в этой презентации, имеет богатое историческое прошлое. Сейчас он называется чуваши, но в древности у него было.
«Ручная вышивка как один из видов декоративно- прикладного искусства»
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.. Наши далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами. Они старались привлечь к себе добрые силы природы, а от.
«Древо Жизни» Узор салфетки Презентацию выполнила Ученица 6В класса Вотякова Виктория.
Работу выполнила Ученица 6 «Б» класса Шайдуллина Динара Руководитель: Антонова Г.В.- библиотекарь школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 11 им. И.
Задание для 5 класса, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, с использованием графического планшета по теме «Древние образы в народных игрушках.
Значение цвета в русской народной вышивке. Славянская символика С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду.
Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ.
Национальные традиции в народных ремёслах Интегрированный проект по географии и технологии Руководитель: учитель географии Хромыхина Л.В. учитель технологии.
Целью краеведческого направления является: создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Каримова Гузалия Радифовна Специальная (коррекционная) школа-интернат 11 для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей VIII вида Советского.
Традиционная культура Кубани Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 5 города Курганинска Краснодарского края Черепова Марина.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Чувашский орнамент Автор: учитель информатики Творогова Н.П.
Древние корни народного искусства Древние образы в народом искусстве.
Транксрипт:

1. Знакомство с чувашской вышивкой в ходе изучения учебных предметов, обогащение знаний о чувашской вышивке. 2. Привитие любви к традициям своего народа и изучение ее в школе в ходе прохождения других предметов. 3. Воспитание бережного отношения и уважения к национальной культуре.

Почему я выбрала эту тему? В свободное время я люблю вышивать. Еще в глубокой древности женщины украшали вышивкой одежду, предметы быта и различного рода обрядовые принадлежности. Домашний холст в их руках превращался в подлинное произведение искусства. Я не перестаю удивляться тонкому вкусу этих мастериц, их долготерпению, чистоте работы, чувству гармонии. Проходят века, но и в наши дни старинная вышивка выглядит современной, поражает своей красотой. Мир вступил в 21 век. Но без знания прошлого нельзя его осмыслить и оценить настоящее, подумать о будущем. Cвоеобразным знамением времени становится всевозрастающий интерес к национальным ценностям, к художественным традициям родного народа. Только зная духовно- традиционные корни, можно передать следующим поколениям философию жизни своего народа, особо значимые символы, которые отражаются в чувашской национальной вышивке. Нельзя нам, молодому поколению, забывать швы, узоры, секреты народной вышивки, которые через темень и дым курной избы, через тысячелетия донесли наши предки до нас. Почему я выбрала эту тему? В свободное время я люблю вышивать. Еще в глубокой древности женщины украшали вышивкой одежду, предметы быта и различного рода обрядовые принадлежности. Домашний холст в их руках превращался в подлинное произведение искусства. Я не перестаю удивляться тонкому вкусу этих мастериц, их долготерпению, чистоте работы, чувству гармонии. Проходят века, но и в наши дни старинная вышивка выглядит современной, поражает своей красотой. Мир вступил в 21 век. Но без знания прошлого нельзя его осмыслить и оценить настоящее, подумать о будущем. Cвоеобразным знамением времени становится всевозрастающий интерес к национальным ценностям, к художественным традициям родного народа. Только зная духовно- традиционные корни, можно передать следующим поколениям философию жизни своего народа, особо значимые символы, которые отражаются в чувашской национальной вышивке. Нельзя нам, молодому поколению, забывать швы, узоры, секреты народной вышивки, которые через темень и дым курной избы, через тысячелетия донесли наши предки до нас.

солнце связь неба с Землей небосвод, Вселенная поступь Неба и Земли движение свет, тепло

Названия швов: упа лаппи, кушак ури, пăру карти, курак ури, çеçке пуç, укçа тĕрри, хурăн çулçи, хурчка чĕрни

Применяли разнообразные красители: растительные (плоды, цветы, листья, стебли, корни растений, кора деревьев); минеральные (зола, сажа, глина); птичий помет, желчь. Использовали разные закрепители: муравьиную кислоту, рассол квашеной капусты, квасцы. Для подготовки красителей брали мягкую воду (дождевую или талую). В XVIII веке П.С.Паллас отмечал, что полученные растительные краски давали хороший цвет и изделия не линяли после стирки.

Еще в начале XV века чуваши по своим некоторым различиям в языке и культуре начали разделяться на 3 группы: верховые (вирьял), низовые (анатри), средненизовые (анат енчи). В древности группы отличались и по одежде, особенно женской. Схематическая карта этнических групп чувашей.

жилище древо рода, жизни, детство, юность близкие, родняоберег от зла, гнева трудолюбие Александра Фукс, изучавшая чувашскую культуру отметила «Чувашки мастерски вышивают по счету шелком свои рубашки и такими трудными узорами, что даже дама, мастерица шить по канве, полюбуется их работой».

Основными цветами в старинных вышивках были мареновый, красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый, желтый. В цветовой гамме большую роль играл белый фон.

Илемлĕ, илемлĕ, илемлĕ чăваш тĕрри, Илемлĕ чăваш тĕрри те тĕрлеме пĕлсен кăна. Илемлĕ, илемлĕ, илемлĕ чăваш юрри, Илемлĕ чăваш юрри те юрлама пĕлсен кăна. Композитор В.А.Ходяшев написал балет «Чудесная вышивальщица». Чувашская вышивка была массовым видом художественного творчества, которым владела каждая женщина. Наши прабабушки и бабушки вышивали, словно сочиняли песню – излагали на холсте свои самые глубокие душевные переживания. Очень точно отметил патриарх чувашского народа И.Я.Яковлев: «У чувашского народа сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок».

Любовь к вышиванию, привитая с раннего возраста, часто сохраняется на всю жизнь. Развивается и совершенствуется эстетический вкус. Украшая бытовые предметы, одежду развивается художественный вкус.

Знания о чувашской вышивке нужно и на уроках русского языка и литературы. У чувашей тоже была письменность. Они владели руническими знаками. Эти знаки можно увидеть на нагрудной части древних статуэток. Они найдены в Туркмении при археологических раскопках в 1947 году, датируются VIII веком до н.э. Рисунки чувашского узора находят параллели в рунических письменах Волжской и Дунайской Болгарии, древневенгерских знаках Средней Азии и Северного Кавказа. Многие образцы свидетельствуют, что искусные мастерицы даже в середине XIX века превосходно владели этим «письмом». В народе говорят: «Чăваш кĕпи çыруллă», т.е. в узорах угадываются своего рода письмена. По мнению А.А.Трофимова узоры некоторыми очертаниями напоминают знаки рун иранской ветви письма.

На уроках можно изучать названия инструментов, материалов, узоров, швов, изделий, предметов быта: холст – пир; вышивка – тĕрĕ; изделия – япаласем; наперсток - п ӱ рнеске; стежок – чикĕм; узор – тĕрленчĕк; мережка – чĕнтĕр; бахрома – ярапа. На уроках чувашского языка можно изучать стихотворения, считалки, пословицы, поговорки о вышивке.

Знакомство чувашской вышивкой на уроках иностранного языка можно организовать в форме игры. Проводится экскурсия для туристов, один из этапов экскурсии – ознакомление иностранцев с национальной вышивкой.

Вышивка способствует самовыражению, появлению и развитию творческих способностей и через это помогает почувствовать себя успешным, уверенным в себе, способствует к личностному росту. Она учит толерантности: шире смотреть на мир, принимать новое, налаживать контакты с другими людьми, находить что-то новое в себе. Мастерицы использовали не только швы родной вышивки, но и принимали методы и технологии вышивания у других народов. Например, мордовский и русский кресты. С помощью вышивки развивается мелкая моторика руки, внимание, память, воображение, восприятие, мышление, формирует в человеке такие качества, как наблюдательность, креативность (творчество), эмоциональная чувствительность, самостоятельность, прививается аккуратность, воспитывается волю, упорство, целеустремленность.

В древности вышивка жила в каждом доме. Постепенно стали забываться не только гаммы цветов, но и швы и узоры, их смысловое значение. Остались лишь единичные мастера, являющиеся оригинальными художниками, создающие из известных орнаментов свою композицию. Нельзя нам, молодому поколению, забывать швы, узоры, секреты народной вышивки, которые через темень и дым курной избы, через тысячелетия донесли наши предки до нас. С этой целью я рекомендую: 1) вышивку, как ведущую отрасль национальной культуры, необходимо ввести в школьную программу; 2) в районах и городах республики создавать центры художественных промыслов, с вовлечением детей в их деятельность; 3) издавать больше альбомов, книг, брошюр о чувашской вышивке.

достояние и гордость чувашского народа, свидетельство его неиссякаемого таланта и неиссякаемых способностей. И поэтому следует приложить все силы к тому, чтобы это творчество преумножалось, развивалось и обогащалось нашими и последующими поколениями, чтобы она в мировой художественной культуре заблистала яркой звездой.

Виноградов А.Н. Тайны чувашской вышивки: (исследование) – Новочебоксарск, Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. – Чебоксары, Трофимов А.А. Орнамент чувашской народной вышивки. Вопросы теории и истории. Чебоксары, Хузангай А. П., Трофимов А. А. Три солнца Татьяны Шарковой : (жизнь и творчество). – Чебоксары, Чувашское народное искусство. Чăваш халăх искусстви. Альбом. Сост. Э.Д.Меджитов, А.А.Трофимов. Чебоксары, 1981.