Дошкольный возраст имеет временные рамки от 3 до 7 лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ Выполнили: Оразбаева А. Нурматова А. Достарбаев Р. Копбаев Е. Проверила: к.п.н. Рысбекова Ж.К.
Advertisements

КАРИМОВА Ш.А 17 ГРУППА 2 КУРС ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ВИДЫ, ФУНКЦИИ И РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.
Мышление и Воображение. План: 1.Понятие мышления 1.1 Особенности мышления 1.1 Особенности мышления 1.2 Классификация явлений мышления 1.2 Классификация.
Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение.
Особенности развития детей 3- 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям.
В ООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ Выполнили: Веселов Андрей и Тытюк Полина Проверила:
Педагог-психолог Балаганская О.А.. Игра форма деятельности, доступная каждому ребенку Игра – это самовыражение.
Формирование социально-активной личности дошкольника в театрализованной игре Старший воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада общеразвивающего вида.
Психическое развитие ребенка в раннем детстве от года до трёх.
Психолого- педагогические условия формирования и развития речевого творчества у дошкольников Составила учитель-логопед д/с 162 Савченко Ирина Александровна.
Поект Проект «Я расту здоровым и счастливым». На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. В дошкольном.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Развитие воображения на уроках математики в младшем школьном возрасте Мирских Марина Генриховна, учитель начальных классов МОУ гимназии 23 г. Челябинска,
Стимулирование игрового интереса как условие и фактор развития дошкольника к опыту работы воспитателя МДОУ д/с 24 «Аленький цветочек» города Георгиевска.
Познавательная сфера личности Для ФСПО Анашкиной Е.В. Никитиной А.С.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Подготовка дошкольника к обучению в школе это очень важный процесс, необходимый для формирования личности будущего школьника. Семья играет важную роль.
Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Общая структура учебной деятельности Подготовила студентка 5 курса вечернего отделения факультета КП и СР Ильенко М.М.
Транксрипт:

Дошкольный возраст имеет временные рамки от 3 до 7 лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Сензитивным этот период является для развития творческого воображения, то есть фантазии. Ребенок умнеет «на глазах», постоянно любопытничает, фантазирует, что-то умозаключает, сравнивает, обобщает, ищет причины и следствия, стремится выделить главное, и сочиняет, придумывает, проявляет способность к творчеству. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Таким образом, одна и та же задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи, однако в данном случае пути решения проблемы недостаточно точны и в этом ограниченность воображения. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление, домысел, плод фантазии /по Ожегову/. Способность мыслить образами, воображать /по Ефремовой/. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности /Энциклопедический словарь/. Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте/Психологический словарь/. Психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств, путем проведения имеющихся у человека знаний в новое /по А.В. Петровскому/.

Виды воображения Непроизвольное (пассивное)характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Преднамеренное воображение - создающее образы (грезы), связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь. Непреднамеренное воображение - наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Произвольное (активное)создание новых образов с помощью волевых усилий Воссоздающее воображение создание образа предмета по его описанию. Творческое воображение создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом.

Формы воображения Мечта создание образа желаемого будущего Фантазия форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании Грёзы своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы Сновидения – образы рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга Галлюцинации форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции.

представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи регулирование эмоциональных состояний произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций формирование внутреннего плана действий способности выполнять их внутри, манипулируя образами планирование и программирование деятельности, составление про грамм, оценка их правильности, процесса реализации

МЫШЛЕНИЕ Воображение и мышление процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их чрезвычайно родственными, отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения ВОСПРИЯТИЕ Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. ПАМЯТЬ Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти. РЕЧЬ Речь является главным средством воображения. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней.Речь способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. ЭМОЦИИ Между воображением и эмоциями существует глубокая взаимосвязь. Одно из ее проявлений состоит в том, что при возникновении в сознании человека воображаемого образа он испытывает истинные, действительные, а не воображаемые эмоции, что позволяет избегать нежелательных воздействий и воплощать в жизнь желаемые образы. Л. С. Выготский назвал это законом эмоциональной реальности воображения

ситуации незавершенности разрешение и даже поощрение множества вопросов стимулирование независимости, самостоятельных разработок билингвистический опыт позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых. Развитию воображения способствуют комфортность неодобрение воображения жесткие полоролевые стереотипы разделение игры и обучения готовность к изменению точки зрения преклонение перед авторитетами Развитию воображения препятствуют

1 ЭТАП До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В 3 года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. 2 ЭТАП В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. 3 ЭТАП В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

эмоциональное общение с взрослыми предметно- манипулятивная деятельность необходимость разных видов деятельности.

1 Сформировать мотивацию! 2 Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна 3 Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям. 4 Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка. 5 Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?" 6 Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике: в нежном возрасте (2–6 лет) – сказки, фантастические рассказы. 7 "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории. 8 Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить? 9 Учить детей разрешать противоречия.(Что надо сделать, чтобы перенести воду в решете). 10 Игры каждый день 11 Беседы с детьми на исторические темы. (История изобретения книги, колеса…)

1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д. 2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили. 3. Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное. 4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи. 5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. 6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение 7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Андреева И.Н. 30 уроков для развития творческих способностей и воображения. Современная школа (Букмастер), Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей.Мозаика-Синтез, Агаева Е. Л., Брофман В. В., Булычева А. И. и др. Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет.М.: Просвещение, Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: "Академия развития", 1997.

Воображение – творческий процесс сознания, который поможет ребенку дошкольного возраста хорошо подготовиться и в дальнейшем успешно учиться в школе. Для наиболее полного развития творческих способностей дошкольника необходимо участие не только педагогов, но и родителей. Поэтому мы обращаем особое внимание на значимость участия родителей в воспитательном процессе. Развивая воображение, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.