Сравнительный анализ Программ 4-5 классов по чтению. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВНЕДРЯЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ Программа интегрированного курса «Литература»
Advertisements

Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Предметные результаты 2 года обучения I.Представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа. II. Освоение правил совместной.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
* Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. * Для повышения.
Авторы программы: Суркова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7» Козлова Т.В. воспитатель МАДОУ «Д/с 7»
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Детская литература с практикумом по выразительному чтению Преподаватель Григорьева О.В.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Становление.
КНИЖНЫЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации книжных уголков доступность соответствие возрасту детей эстетичность разнообразие литературных.
Презентация к занятию (старшая группа) по теме: Презентация книжного уголка в старшей-подготовительной группе "Книжкин дом"
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
( Авт. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова ). Обеспечение учебного процесса и труда каждого ребенка полным УМК по литературному чтению Осуществление дифференцированного.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Транксрипт:

Сравнительный анализ Программ 4-5 классов по чтению. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М

Литературное образование в школе является неотъемлемой составляющей духовного развития современной личности. Сегодня изучение литературы призвано привлечь учащегося к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения, рождению в сознании школьника «собственного текста», обогащенного личностным «Я».

Однако реалии действительности свидетельствуют о стремительном падении интереса к чтению художественной литературы среди школьников. Поэтому главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование грамотного, эстетически развитого и творческого читателя, способного наслаждаться художественным текстом, общаться с произведением искусства на языке искусства, умеющего декодировать литературный текст, давать ему собственную аргументированную оценку 5 класс

Основной целью начального обучения русскому языку является формирование и развитие навыков речевой деятельности: слушания (аудирования), говорения, чтения, письма. Эта работа продолженная на последующих этапах обучения, должна обеспечить учащимся возможность полноценно пользоваться русским языком, как средством коммуникации, познания, приобщения к богатствам русской культуры. 4 класс

Задачи начального обучения чтению таковы: -расширять, активизировать словарный запас учащихся с учетом группы слов, устойчивых выражений народоведческой тематики; -Совершенствовать технику чтения; -Развивать умения, необходимые для полноценного восприятия устной речи; -Для построения диалогического и монологического высказывания; для чтения, монологической работы с книгой; -- Курс строится на интегрированном обучении русскому языку и чтению. 4 класс

Среди основных задач изучения курса выделим такие: - представить культурный «минимум», необходимый для духовной и психологической адаптации человека в поликультурном современном обществе; - формировать у учащихся устойчивую потребность в общении с произведением искусства, необходимость в собственной рефлексии над чувствами и мыслями, высказанными в художественном тексте; - воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к национальным традициям и культурам, толерантное отношение к другой точке зрения; - учить школьников воспринимать литературное произведение как искусство слова, понимать его художественное своеобразие, рассматривать его в контексте развития культуры; 5 класс

в процессе диалогических отношений с художественными произведениями расширять личностный культурно- эстетический тезаурус школьников на основе приобретенных новых знаний, практических умений и навыков; - развивать умения декодировать произведения искусства, давать им собственную аргументированную оценку. 5 класс

С данными целями и задачами обучения прямо соотносится проверка результатов обучения, которая предусматривает, главным образом, определение сформированности навыков речевой деятельности 4 класс

В качестве результата обучения рассматривается не сумма определенной разрозненной информации, а способность школьника комплексно использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях. 5 класс

В основу современного изучения литературы в школе положена не история литературы определенного периода, а художественный мир этой литературы, воспринятый и декодируемый учащимся – читателем ХХI столетия. 5 класс

Среди основных принципов изучения интегрированного курса русской и мировой литературы выделим следующее: -антропологический; -аксиологический; -диалогический; -эстетический; -культурологический; -украиноведческий; -поликультурный; -сравнительно-сопоставительный; -этический; -репрезентативный.

Программы также кроме своей традиционной функции – быть основой для планирования и осуществления учебного процесса – детально обозначают ожидаемые результаты обучения и тем самым определяют объективные критерии их оценки. 5 класс

10 ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 2 Устное народное творчество (с обобщением изученного в начальной школе) Пословицы, поговорки и загадки (русские и народов мира) Истоки устного народного творчества, его основные виды (сказки, легенды, песни, загадки, пословицы, поговорки и др.). Воплощение в произведениях фольклора народного опыта, идеалов и стремлений человека. Загадки, пословицы и поговорки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии. Теория литературы. Понятие о фольклоре. Развитие понятий о загадках, пословицах и поговорках. Межлитературные связи. Типологические схождения пословиц и поговорок разных народов. Межпредметные связи. Русский язык: крылатые слова и выражения. Математика: математическая загадка. Для внеклассного и семейного чтения. Английские народные детские песенки и стихи в переводах К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, Б.В.Заходера, И.И.Токмаковой. - различает малые фольклорные жанры, приводит примеры пословиц, поговорок и загадок на заданную тему; - объясняет, чем пословица отличается от поговорки; - дает определение загадке, подбирает загадки на предложенную тему; - комментирует суть прочитанных пословиц и поговорок, использует их в речи; - сравнивает пословицы и поговорки разных народов; - объясняет сущность понятия фольклор; - обосновывает тезис: «Фольклор – сокровищница народной мудрости»; 4 Русские народные сказки «Никита Кожемяка», «Морозко», «Перышко Финиста ясна сокола», «Марья Моревна», «Журавль и цапля», «Птичий язык», «Каша из топора», «Жадная старуха» (2 сказки по выбору учителя) Русская народная сказка как отражение представлений об окружающем мире. Особенности русской народной сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сюжет и проблематика сказок. Сказочные образы. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Отличие бытовой сказки от волшебной. Теория литературы. Народная сказка и ее виды. Межлитературные связи. Украинские народные сказки. Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации В.М. Васнецова, И.Я Билибина, и других к сказкам. Музыка. Фрагменты опер Н.А. Римского- Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Кащей бессмертный»; музыкальная пьеса М.П. Мусоргского «Баба-Яга или избушка на курьих ножках» (9 из цикла «Картинки с выставки») и др. Кино, мультипликация. Х/ф «Морозко» (реж. А. Роу, СССР, 1974), м/ф «Никита Кожемяка» (реж. Н. Василенко, СССР, 1965), «Цапля и журавль» (реж. Ю. Норштейн, СССР, 1974), «Каша из топора» (реж. И. Уфимцев, СССР, 1982) и др. Для внеклассного и семейного чтения. Русские народные сказки. - выразительно читает и пересказывает сюжет сказок; - раскрывает тему и проблематику прочитанных сказок; - характеризует главных сказочных персонажей; - оценивает поступки сказочных героев и выражает собственное отношение к ним в развернутой форме; - комментирует особенности русской народной сказки, приводит примеры; - объясняет сущность понятия народная сказка; - определяет и аргументирует, к какому типу сказок принадлежит прочитанная сказка; - выделяет структурные элементы сказки; - объясняет отличие волшебной сказки от бытовой;

5 класс 4 Сказки народов мира «Двенадцать месяцев» (словацкая), «Госпожа Метелица» (немецкая), «Волшебное кольцо» (итальянская), «Джек и золотая табакерка» (английская), «Кисть Маляна» (китайская), «Синдбад-мореход» (арабская), «Крашеный шакал» (индийская), «Сказка о мудром ишаке» (крымско- татарская) (2 сказки по выбору учителя). Противостояние добра и зла, прославление лучших человеческих качеств в сказках народов мира. Победа мудрости, трудолюбия и находчивости над жадностью и хитростью. Возвеличивание в сказках ума, мужества и отваги, жажды познания мира. Волшебные помощники (предметы и животные) и фантастические элементы в народных сказках. Теория литературы. Тема и сюжет художественного произведения. Развитие понятия о переводе. Межлитературные связи. Сравнение сказок разных народов. «Странствующие сюжеты» сказок народов мира. "Фарбований лис" И.Франка как переработка индийской сказки. Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации к сказкам художников И. Билибина, А. Андерсон, Й. Вестерманн, И. Маховой и др. Музыка. Н. Римский-Корсаков «Шехерезада» (опера-сюита), М. Равель «Шехерезада» (вокальний цикл). Кино и мультипликация. «Госпожа Метелица» (реж. Б. Фюрнайзен, Германия, 2008), «Синдбад и калиф Багдада» (реж. П. Францески, Италия, 1973), «Волшебная кисточка» (реж. В. Угаров, Россия, 1997) и др. Для внеклассного и семейного чтения. Сказки народов мира. - выразительно читает и пересказывает сюжет сказок; - использует элементы сравнения сказок разных народов; - размышляет о причинах подобия сюжетов сказок разных народов; - определяет роль волшебных помощников (предметов и животных) и фантастических элементов в сказке; - составляет простой план прочитанной сказки; - комментирует иллюстрации к сказке, ее экранизации; - объясняет понятия тема и сюжет художественного произведения; - определяет тему прочитанных сказок;

5 класс 20 ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ 5Александр Сергеевич ПУШКИН ( ) «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Роль книги и чтения в жизни маленького Пушкина. Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной» (С.Я. Маршак). Волшебное в сказке. Воспевание истинной красоты и душевного богатства, осуждение зависти и подлости. Прославление веры в победу добра над злом. Богатство выразительных средств сказки. Теория литературы. Литературная сказка. Прозаическая и стихотворная речь. Понятие о ритме и рифме. Межлитературные связи. Сравнение пушкинской сказки с народными и литературными сказками о злой мачехе и доброй падчерице. Взаимодействие искусств. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Портреты А. С. Пушкина работы Е. Гейтмана (гравюра), О. Кипренского; иллюстрации И. Билибина, Т. Мавриной, Б. Зворыкина, А. Куркина, Б. Дехтерёва, роспись В. Панина к сказкам А. С. Пушкина. Музыка. В. Плешак «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (опера). А.Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (балет). Театр. Чтение пролога к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в исп. А. Шварца, «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» в исп. О. Табакова. Мультипликация. М/ф «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (реж. И. Иванов-Вано, СССР, 1951) и др. Скульптура. Памятник А. С. Пушкину в Пушкине (Россия, скульпт. Р. Бах). Для внеклассного и семейного чтения. Сказки А.С. Пушкина. - выразительно читает наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила»; - знает содержание сказки, раскрывает ее тему и идею; - характеризует и сравнивает главных героев сказки, выражает собственное отношение к ним и их поступкам; - выделяет волшебные элементы в сказке, определяет их роль; - раскрывает понятие литературная сказка, объясняет отличие литературной сказки от народной; - отмечает богатство выразительных средств сказки; - объясняет особенности стихотворной речи, ее отличие от прозаической, приводит примеры произведений, написанных прозаической и стихотворной речью; - раскрывает понятия ритм, рифма, определяет роль ритма и рифмы в стихотворной речи;

5 класс 5Ханс Кристиан АНДЕРСЕН ( ) «Снежная королева» или «Соловей» (по выбору учителя) Краткие сведения о писателе, его детстве. «Снежная королева». Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке. Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки. Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью. Авторская оценка героев произведения. «Соловей». Противопоставление в сказке подлинной и мнимой красоты. Торжество всепобеждающей силы искусства в сказке. Теория литературы. Понятие о литературном герое (персонаже). Межлитературные связи. Общие и различные черты сказок А.С. Пушкина и Х.К. Андерсена. К.Малицкая. "Соловей". Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Г. Х. Андерсена работы К. Йенсена.. Иллюстрации к сказкам Андерсена художников В. Педерсена, Э. Дюлака, А. Барретт, В. Алфеевського, А. Лебедева, В. Ерко и др. Музыка. С. Баневич «История Герды и Кая» (опера), Г. Сасько «Ледяной дворец Снежной королевы» (фортепианная миниатюра), Б. Асафьев «Снежная королева» (детская опера), балеты «Снежная королева» М. Раухвергера и Л. Колодуба. Кино, мультипликация. Х/ф «Снежная королева» (реж. Г. Казанский, СССР, 1967), м/ф «Снежная королева» (реж. Н. Фёдоров, СССР, 1957). Архитектура и скульптура. Памятник Г. Х. Андерсену в Копенгагене (Дания, скульпт. А. Собю), скульптура «Русалочка» в Копенгагене (Дания, скульпт. Э. Эриксен. Для внеклассного и семейного чтения. Х.К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», «Девочка со спичками» и др. - знает содержание прочитанной сказки; - определяет связи между событиями сказки; - раскрывает тему и идею сказки, рассуждает об основных проблемах; - характеризует главных персонажей произведения, обосновывает мотивы поведения литературных героев; - определяет авторское отношение к персонажам; - высказывает собственное мнение о прочитанном произведении; - устно или письменно пересказывает фрагмент сказки; - составляет простой план сказки; - раскрывает понятие литературный герой (персонаж); - определяет общие черты сказок А.С. Пушкина и Х.К. Андерсена; - сопоставляет сказки Х.К. Андерсена с их экранизациями, определяет черты отличия и схожести;

5 класс 5Оскар УАЙЛЬД ( ) «Мальчик-звезда» Краткие сведения о писателе. Внутренняя и внешняя красота человека, конфликт жестокости, эгоизма и добра в сказке. Прославление материнской любви. Воспевание добросердечия, человечности и милосердия, преодоление эгоизма, жестокости и высокомерия в сказке. Утверждение в сказке любви к матери как одной из основных ценностей в жизни человека. Теория литературы. Развитие понятий о теме, идее и сюжете литературного произведения. Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации к сказкам Уайльда художников Д. Гордеева, Т. Бочарова, Е. Комраковой и др. Кино. Х/ф «Сказка о Звездном мальчике» (реж. Л. Нечаев, СССР, 1983). - знает содержание сказки, пересказывает ее сюжет; - определяет основную тему и идею сказки; - характеризует главного героя произведения, дает оценку его поступкам; - высказывает собственное суждение об истинной красоте, о значении матери в жизни каждого человека;

Для заучивания наизусть Пословицы, поговорки, загадки А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» М.Ю.Лермонтов «Тучи» Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Одно стихотворение (по выбору учащихся) И.А.Бунин, С.А.Есенин. Одно стихотворение (по выбору учащихся) 5 класс

Основные виды устной и письменной речи учащихся 5 класса: - осознанное, вдумчивое чтение художественных произведений; - выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения; - различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с творческим заданием); - устные ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - устный рассказ о литературном герое произведения; - составление простого плана к тексту изучаемого произведения; - составление индивидуальной характеристики литературных персонажей; - высказывание собственных суждений о прочитанном произведении (в устной и письменной форме). 5 класс

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса Учащиеся должны знать: авторов, названия, национальную принадлежность прочитанных произведений; содержание, главных героев, последовательность и связь событий в изученном произведении; тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть; основные признаки теоретических понятий: художественная литература (переводная и оригинальная), фольклор, народная и литературная сказка, тема, идея, проблематика и сюжет художественного произведения, прозаическая и стихотворная речь, ритм и рифма, литературный герой, рассказ, комическое в художественном произведении, портрет литературного героя. 5 класс

Учащиеся должны уметь: правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное; выделять смысловые эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изученном произведении; определять и формулировать тему, идею, проблематику художественного произведения; осознанно выделять и объяснять роль изученных изобразительно-выразительных средств в произведении; владеть различными видами пересказа; 5 класс

устно и письменно составлять простой план к тексту художественного произведения, статье учебника; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом; участвовать в диалоге по прочитанному художественному произведению; воссоздавать в воображении художественные образы и картины, созданные писателем, словесно воспроизводить их; комментировать интерпретации изученного художественного произведения в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного отношения к произведениям искусства; устно рассказывать о писателе на основе рассказа учителя или статьи учебника; выполнять устные и письменные творческие работы по литературным произведениям. 5 класс

Главная цель изучения курса в этих классах – научиться читать художественное произведение, использовать элементы анализа художественного текста. Работа над отобранными для этих классов произведениями дает возможность расширить и углубить жизненный опыт школьников, закладывает и формирует их художественный вкус и читательские интересы. Построение курса в 5-6 классах осуществляется на основе проблемно- тематического подхода с учетом хронологического порядка подачи материала, что позволяет готовить учащихся к восприятию литературы в ее историческом развитии. 5 класс

Литературное образование в школе является неотъемлемой составляющей духовного развития современной личности. Сегодня изучение литературы призвано привлечь учащегося к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения, рождению в сознании школьника «собственного текста», обогащенного личностным «Я». Однако реалии действительности свидетельствуют о стремительном падении интереса к чтению художественной литературы среди школьников. Поэтому главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование грамотного, эстетически развитого и творческого читателя, способного наслаждаться художественным текстом, общаться с произведением искусства на языке искусства, умеющего декодировать литературный текст, давать ему собственную аргументированную оценку.