ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Фармацевтический колледж Гигиенические требования к оборудованию и благоустройству детских.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Одежда для школьников. Что выбрать: здоровье или моду?
Advertisements

Одежда для детей. Гигиенические требования к белью, комнатной одежде, одежде для прогулок и обуви детей от года до семи лет. Выполнила студентка 1 курса заочного отделения.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
Готовность ОУ к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Тема: ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Красноярский.
Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных.
Проект кабинета информатики 1,2 м окно дверь шкафшкаф шкафшкаф сейф огнетушители Мультимедийная доска шкаф для сумок Ученические столы Учительский стол.
Гигиена одежды Власова В. В., Дмитриев М. А.. Гигиенические качества одежды зависят от физических свойств тканевых волокон. Одежда служит человеку для.
Основное назначение одежды - защита человека от неблагоприятных условий внешней среды и сохранения необходимой температуры тела. Одежда должна быть достаточно.
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ. Назначение одежды Основное назначение одежды - защита человека от неблагоприятных условий внешней среды и сохранения необходимой.
Скоро в школу!. Скоро начало учебного года и многих родителей интересует глобально стоящий вопрос в чем ребенок пойдет в школу? Рассмотрим несколько вопросов:
Проект «Экологический паспорт кабинета». ЦЕЛЬ : комплексная оценка основных параметров и оборудования классного помещения в соответствии с санитарно- гигиеническими.
Скоро в школу!. Скоро начало учебного года и многих родителей интересует глобально стоящий вопрос в чем ребенок пойдет в школу? Рассмотрим несколько вопросов:
Новый САнПиН СанПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
Лекция Тема: Ассортимент одежды: классификация, основные классификационные признаки.
Скоро в школу!. Скоро начало учебного года и многих родителей интересует глобально стоящий вопрос в чем ребенок пойдет в школу? Рассмотрим несколько вопросов:
Правила личной гигиены и здоровье. Цель: вспомнить и расширить знания о правилах личной гигиены, связь гигиены и физической культуры.
Требования СанПиН к организации образовательного процесса Шиянова И.В., заместитель директора МБОУ – лицей 10 г. Белгорода.
Выполнила : студентка 2 курса ИНПО БП -2 группы Тере - Бижи Шенне Сергеева.
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства Зам. директора МОУ СОШ 16 Губина Т.В.
Транксрипт:

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Фармацевтический колледж Гигиенические требования к оборудованию и благоустройству детских дошкольных учреждений и предметов обихода детей лекция 9 Лопатина Т.Н. Красноярск, 2013

План: Гигиенические требования к учебной мебели, оборудованию и их размещению. Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Гигиенические требования к игрушкам и детским книгам.

Мебель дошкольных учреждений включает предметы различного функционального назначения. Набор мебели для яслей и детских садов обусловлен спецификой учебно- воспитательного процесса и включает предметы различного функционального назначения.

В дошкольных учреждениях спальни оборудуются в группах детей до 3 лет кроватями с переменной высотой ложа и четырехсторонним ограждением; в группах детей старше 3 лет детскими кроватями размером 140X60 см.

Кровати должны быть расставлены так, чтобы не затруднять подход к ним. Минимальное расстояние между кроватями должно быть 0,5 м.

Помещения для дневного сна оборудуются встроенной мебелью: встроенные откидные или выкатные кровати и шкафы для постельного белья. Кровати подбирают по росту.

В игральных и групповых помещениях должны быть установлены столы и стулья по числу детей в группах: во 2-й группе раннего возраста и 1-й младшей группе, во 2-й младшей и средней группах столы четырехместные и (дополнительно) двухместные трапециевидные; в старшей и подготовительной группах двухместные столы с изменяющимся наклоном крышки.

При размещении столов во время занятий необходимо учитывать гигиенические требования к освещенности рабочей поверхности столов. Четырехместные столы устанавливают не более чем в 2 ряда, двухместные в 3 ряда. Расстояние от светонесущей стены должно быть 1 м, между рядами столов не менее 0,5 м.

В учебно-воспитательном процессе широко используется настенная доска размером 0,75X1,5 м. Для обеспечения хороших условий видения доску размещают так, чтобы свет падал слева, расстояние от первых столов до доски было 2,53 м; высота подвеса настенной доски от пола должна быть 0,70,8 м.

Мебель учебных учреждений подбирается в соответствии с ростовой шкалой с интервалом 15 см, выделяют 5 групп: А, Б, В, Г, Д. Классные помещения для 6-летних оборудуют по типу классов для младшего школьного возраста, одноместными школьными партами типов А и Б, соответствующих росту.

Основные размеры столов и стульев для дошкольных учреждений

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять `. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты: на 4 см у парт 1-го номера, на см - 2-го и 3-го номеров, на см у парт 4-го номера.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния: между рядами двухместных столов - не менее 60 см; между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 – 70 см; между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 см; от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной – 100 см;

от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100 см; от первой парты до учебной доски - не менее 240 см; наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860 см; высота нижнего края учебной доски над полом - 70 – 90 см; расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300 см.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования. Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. В общеобразовательных учреждениях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м. При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием. Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола. Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Гигиена белья и одежды детей Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде. Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений.

У детей, в отличие от взрослых, хуже развита центральная нервная система, поэтому они более подвержены влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Это обуславливает повышенные требования к одежде у детей. Чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше. Также у детей недостаточно развиты процессы терморегуляции. Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обуславливают повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Защитные свойства одежды важны для детей, т.к.: в детском возрасте механизмы теплорегуляции несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья; дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза; кожа детей нежна и ранима; кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Гигиенические свойства ткани. Качества одежды зависят от многих условий и в первую очередь от свойств ткани. Взаимодействие между кожей ребенка и тканями одежды определяется гигиеническими свойствами ткани: толщиной, массой, воздухо - и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоёмкостью, гидро - и липофильностью, гидрофобностью, теплопроводностью.

Теплопроводность характеризует теплозащитные свойства материалов: чем она ниже, тем теплее материал. Толщина тканей измеряется в миллиметрах и влияет на теплозащитные свойства ткани (например, батист- 0.1 миллиметра, драп-5 мм, натуральный мех мм). В материалах имеющих большую толщину содержится больше воздуха, который обладает низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще материал, тем он теплее. Масса ткани измеряется в граммах по отношению к единице площади материала (1 кв. м или 1 кв. см) (например, драп-77 г/кв. м, натуральный мех-1000 г/кв. м). Гигиенически оптимальной является ткань с минимальной массой и сохранением всех необходимых ей свойств.

Воздухопроницаемость - измеряется в куб. дм. и означает способность материалов пропускать воздух через 1 кв. м в секунду путем фильтрации через поры. (например, шелк натуральный-341 куб. дм./ кв. м в секунду, капрон-125 куб. дм./кв. м в секунду). Поверхностный слой зимней и осенней одежды должен иметь низкую воздухопроницаемость в целях защиты от холодного воздуха. Летняя одежда должна обладать максимальной вентилируемостью, то есть большой воздухопроницаемостью. Паропроницаемость - измеряется в граммах водяного пара, проходящего за 1 час через 1 кв. м ткани, и определяет способность материалов пропускать через себя водяные пары, постоянно образующиеся в пододёжном пространстве, путем диффузии их через волокна (например, х/б ткани -16,2 г/кв. м в час, шелк натуральный- 4,62 г/кв. м в час, капрон- 1,09 г/кв. м в час). В местностях с жарким климатом, когда теплоотдача осуществляется в значительной мере за счет испарения, одежда должна иметь наибольшую паропроницаемость.

Гигроскопичность - характеризует способность тканей поглощать водяные пары, выражается в % (например, батист, ситец > 90%, х/б ткани – 18%, драп облегченный – 16,5%, шерсть – 14%). Хорошая гигроскопичность является положительным свойством материалов, используемых для внутренних слоев одежды; способствует удалению пота с поверхности кожи. Гигроскопичность тканей, применяемых для верхних слоев зимней и демисезонной одежды, должна быть минимальной, что предотвращает её промокание при атмосферных осадках и снижение теплозащитных свойств.

Влагоёмкость – определяет способность тканей впитывать воду при погружении в неё, выражается в %. Свойства ткани сохранять значительную часть пор свободными после увлажнения имеет большое значение, т.к. при этом достигается определенный уровень воздухопроницаемости и меньше изменяется тепловые свойства данного материала.

Гидрофильность – отражает способность ткани быстро и полно впитывать влагу, выражается в % (например, батист, ситец > 90%, репс с водоотталкивающей пропиткой – около 0%). Высокая гидрофильность должна быть у тканей, непосредственно соприкасающихся с кожными покровами и поглощающих водяные пары с кожи. Гидрофобность (несмачиваемость) – свойство противоположное гидрофильности. Высокая гидрофобность должна быть у ткани, образующих верхний слой одежды и защищающих её от снега, дождя, тумана. Липофильность – характеризует способность тканей впитывать в себя жир с поверхности кожи, выражается в %. Высокие её свойства являются отрицательным свойством, присущим в основном синтетическим тканям, т.к. капельки жира заполняют воздушные пространства между волокнами и ухудшают тем самым физико-гигиенические свойства материалов.

Ткани, рекомендуемые для пошива белья и одежды. В одежде различают три слоя: 1.бельё; 2.платье (или костюм); 3.верхнюю одежду для улицы. Для детской одежды разрешается использовать ткани, произведенные из натуральных волокон, а также ткани с добавкой химических волокон, но в строгом соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

В материалах, из которых шьют бельё: для новорожденных, детей ясельного, младшего, дошкольного возраста (до 30 размера) не должно быть синтетических волокон (ПЭ - лавсан, ПАН – нитрон, ПА - капрон) и ацетатных волокон; для детей более старшего возраста может быть сделана из капровискозного полотна и полотна из хлопколавсановой пряжи, но с содержанием капрона и лавсана не более 40%, а также из хлопчатобумажного полотна с капроновой нитью и ластик (не более 28%).

Производство летней и зимней одежды (2-ой слой): для новорожденных, детей ясельного возраста запрещается применение синтетических тканей; для дошкольников и школьников содержание синтетических и искусственных волокон в тканях должно быть не более 35-40%; для детей старшего ясельного возраста при изготовлении верхних трикотажных изделий допускается применение, как чистых синтетических волокон, так и в сочетании с натуральными и искусственными.

Третий слой одежды для детей (утепление): для младшего ясельного возраста используются только натуральные материалы; в других возрастных группах допускается применение материалов, содержащих до 50% процентов синтетических и искусственных волокон. В качестве подкладки для третьего слоя применяются только натуральные ткани.

При изготовлении одежды для детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста (до 40 размера) не допускается использование синтетических швейных ниток.

Гигиенические требования к покрою одежды Необходимо обращать внимание на покрой одежды, т.к. не правильно сшитая одежда может принести вред. Детское бельё не должно иметь толстых, грубых швов. Перетягивание верхней части живота тугими резинками (в трусах резинка должна быть только сзади), ремнями, корсажами вызывает изменения в висцеральных органах, нарушает координацию движения мышц, поддерживающих позвоночник, и может способствовать появлению сколиоза, кифоза. Кроме того, стягивание резинками талии кистей рук нарушает кровообращение, создает застой крови в капиллярах кожи, ограничивает питание её.

Бельё – это одежда, непосредственно соприкасающаяся с кожными покровами (телом). Это рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, колготки, лифчики. Белье должно способствовать удалению из пододежного пространства продуктов обмена (газов, паров влаги, жира). Для белья используются мягкие тонкие ткани трикотажной структуры, обеспечивающие воздухопроницаемость, паропроницаемость, гигроскопичность, влагоёмкость, гидрофильность. Такими качествами обладают шерстяные, х/б, льняные и шелковые ткани. Для детского белья особенно хороши х/б ткани (трикотаж, фланель). Они отличаются высокими теплозащитными свойствами, хорошо пропускает воздух, и почти не теряют своих качеств после стирки и кипячения. Покрой должен быть свободным и удобным. Ночная рубашка должна быть свободной, без воротника, манжет, достаточно длинной. Длинная ночная рубашка равномерно согревает тело, предохраняет организм ребёнка от охлаждения.

Школьники старшего возраста могут спать в трусах и майке из х/б трикотажа. Детское бельё шьют из светлых тканей. Бельё меняют детям и подросткам не реже одного раза в неделю, а колготки и носки через 2-3 дня.

Требование к носкам и колготам зависит от сезона их использования. Как слой, прилегающей к поверхности кожи они должны изготавливаться из материалов, обладающих достаточной гигроскопичностью, воздухо– и паропроницаемостью. Лучшими материалами являются х/б и шерстяной трикотаж.

Летом в зависимости от климатических и метеорологических условий дети носят одно или двухслойную одежду. Первый слой – бельё (рубашка, майка, трусы). Второй слой для девочек: платье короткое и расклёшенное, сарафан с различными х/б кофточками. Причем сарафан может быть сделан из шерстяной ткани

Второй слой для мальчиков: рубашки с шортиками на бретельках. Очень удобны комбинезоны с короткими или длинными штанишками. Комбинезоны могут быть и более открытыми – на бретельках и более закрытыми – типа жилета. Комбинезоны могут быть сшиты из х/б тканей или из более плотных тканей.

В жаркую погоду при повышенном потоотделении одежда должна способствовать лучшему испарению пота, чтобы предохранить организм от перегревания, способствовать притоку свежего воздуха и ультрафиолетовых лучей. Ткани должны обладать высокой воздухо - и паропроницаемостью и быть проницаемы для ультрафиолетовых лучей, по возможности отражать тепловые лучи и хорошо сохранять свойства при многократной стирке. Такие свойства имеют батист, ситец, лён, натуральные и искусственные шелковые ткани. Последние уступают х/б тканям по показателям паропроницаемости и гигроскопичности. Лучшей паропроницаемостью обладают льняные ткани. Пропускает больше всего ультрафиолетовых лучей искусственный шелк. Летняя одежда должна быть светлой, чтобы лучше отражать солнечные лучи и препятствовать перегреву тела. В зонах умеренного климата одежда может быть зеленоватого, сиреневого, голубого цветов. Ткани этих расцветок лучше пропускают ультрафиолетовые лучи.

Комнатная одежда. Комнатная одежда подбирается в соответствии с сезоном и температурой воздуха в помещении. Для теплого времени года и зимой в помещениях с температурой воздуха выше 20°С дети носят двухслойную одежду, аналогичную летней из ситца, полотна, сатина и др. Если температура воздуха в помещении ниже 19°С, рекомендуется использовать для одежды более толстые или ворсовые ткани (фланель, бумазею, байку, трикотаж, вельвет и др.), а также ткани из шерстяных и полушерстяных волокон, обладающие более высокими теплозащитными свойствами. Допускается изготовление детского платья из шерстяных тканей с добавкой химических волокон (вискозы не более 25%, лавсана не более 25%).

Одежда в осенне-весенний период. Одежда для прогулок в холодную погоду состоит из трёх слоёв. Одежда должна способствовать нормальному теплообмену и не пропускать холодный ветер через застёжки, воротники, рукава. Осенью и весной, в зависимости от погоды, дети могут надевать байковые или шерстяные трикотажные костюмы, кофточки и рейтузы, демисезонное пальто, плащи.

Предпочтительно надевать на ребёнка легкие на одной подкладке комбинезон (лучше не цельнокроеный, а в виде полукомбинезона с курточкой). Для их изготовления может быть использован репс или другая плотная ткань с низкой воздухопроницаемостью.

Зимняя одежда. Зимняя верхняя одежда должна выполнять свою основную задачу – тепловой изоляции, а также защиты от атмосферной влаги и ветра. Высокими теплозащитными свойствами обладает меховая одежда. Однако меховая одежда из овчины очень тяжела и груба, что лишает ребёнка необходимой двигательной активности во время прогулки, ведет к перегреву, поэтому детям не рекомендуется. Драповые, на вате или шерстяном ватине, зимнее пальто с меховым воротником страдают теми же недостатками.

Наилучшей зимней одеждой является комплект, состоящий из брюк с высоким поясом на бретелях и удлиненной куртке с капюшоном, манжетами и стягивающей резинкой внизу. Такая конструкция одежды обеспечивает высокий и равномерный теплозащитный эффект и не стесняет движений ребёнка. Эта одежда состоит из трёх слоёв: 1. Верхний, покровный слой изготавливается из тканей, имеющих низкие воздухопроницаемость, гигроскопичность, влагоёмкость и высокую гидрофобность (могут быть использованы тканевые материалы из натуральных волокон с водоотталкивающей пропиткой или синтетические ткани). 2.Второй слой (теплозащитный) состоит из пористых материалов, содержащих воздух (вата, ватин, синтепон и д.р.). 3.Внутренний слой (подкладка) изготавливается из тканей, имеющих высокие воздухонепроницаемость, паропроницаемость, влагоёмкость и гигроскопичность, т.к. должен обеспечивать оптимальные гигиенические условия в пододёжном пространстве.

Головные уборы. Головной убор должен соответствовать времени года и климатическим условиям. В зимнее время лучшим головным убором для школьников служит меховая шапка-ушанка, уши которой могут быть подняты или опущены. Для девочек – меховые шапки на подкладке. Их следует носить лишь в сильные морозы. В прохладную погоду рекомендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). Весенне-осеннее время, если не очень холодно и ветрено, мальчики могут надевать береты, кепи на лёгкой подкладке, а девочки – береты, вязаные шапочки. Летом головной убор защищает голову от прямых солнечных лучей. Для этой цели хороши панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготавливают из лёгкой светлой ткани – светлой парусины или соломки.

Гигиенические требования к обуви детей. Обувь является составной частью комплекта одежды. Для детей выпускаются различные виды обуви: круглосезонная, летняя, зимняя, весенне-осенняя, повседневная, модельная, домашняя, спортивная и др.

Обувь с гигиенической точки зрения должна: обеспечивать защиту организма от охлаждения и перегревания, предохранять стопу от механических повреждений, помогать мышцам и связкам, удерживать свод стопы в нормальном положении, обеспечивать благоприятный микроклимат вокруг стопы, способствовать поддержанию необходимого температурно-влажностного режима при любых микроклиматических условиях внешней среды.

Обувь должна отвечать гигиеническим требованиям: быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размеру стопы.

Зимой обувь обязательно должна быть тёплой. С этой целью используют мех, фетр, сукно, войлок. В условиях холодных зим с устойчивым снежным покровом применяется валяная обувь (валенки). Её достоинствами являются высокие теплозащитные свойства и малая масса, недостатком – ограничение подвижности стопы.

В холодные зимние дни не ниже –10°С школьники могут носить ботинки и сапожки на пористой резине, утеплённые синтетическим мехом (лавсан с хлопком) или на шерстяной или войлочной подкладке. При хроническом охлаждении ног возникают спазмы сосудов и развиваются серьёзные нарушения питания тканей ноги вследствие затруднения тока крови.

В летние месяцы наиболее гигиенична лёгкая открытая обувь с широким вырезом – сандалеты, босоножки, туфли кожаные, или туфли на кожаной подошве с верхом из текстиля и других материалов с пористой структурой (рогожка, джинсовая ткань и др.). Такая обувь способствует хорошему проветриванию и быстрому испарению пота за счет циркуляции воздуха вокруг стопы (благодаря подбору материала, но чаще ажурному узору верха обуви).

В сырую дождливую погоду удобны резиновые сапожки или обувь с подошвами из водонепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др. Однако, эта обувь отличается низкой воздухопроницаемостью, поэтому носить её необходимо только со стельками, хорошо впитывающими пот: войлочными, суконными, а летом – из плетеной соломы или картона. Необходимо следить, чтобы подкладка не становилось влажной. На ноги рекомендуется надевать тонкие шерстяные носки, т.к. шерсть хорошо поглощает влагу. Иногда резиновая обувь приходится носить в холодное время года. В этом случае её надо носить с двумя парами носок или чулок, т.к. воздух между носками создаёт дополнительную теплозащиту.

Литература Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. М.: Медицина, с.: ил. (Учеб.лит. Для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов медицинских вузов).