ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Рекомендации по учету инновационной деятельности на предприятии и заполнению формы статистической отчетности 4-инновация Г. Калуга, 17 февраля 2014 г. 1
Организаторы семинара Ассоциация инновационных регионов России Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Министерство развития информационного общества и инноваций Калужской области 2
3 Зинов Владимир Глебович, главный научный сотрудник РАНХиГС Сорокина Алла Валерьевна, старший научный сотрудник РАНХиГС, эксперт АИРР
4 Кому нужна информация по инновациям? Федеральные министерства Выбор регионов для поддержки, оценка проводимой политики и ее корректировка Институты развития Оценка эффективности вложенных средств, поиск новых направлений для инвестиций Региональные власти Оценка развития региона, сравнительный анализ Аналитические центры Рейтинги инновационного развития регионов, консультационные услуги Инвесторы Оценка потенциала развития территорий и окупаемости инвестиций Предприятия Принятие управленческих решений, оценка конкурентоспособности
5 Из Послания Президента РФ (12 декабря 2013 г.) «… надо провести серьёзную инвентаризацию институтов развития. В последнее время их деятельность рассыпалась на множество разрозненных проектов, порой напрямую не связанных с инновациями. Мы не для этого создавали эти институты развития. Проекты, может быть, и хорошие. Но создавались эти институты для поддержки именно инновационного развития экономики. Нужно восстановить в их работе стратегический вектор на технологический прорыв». Как оценить влияние институтов развития на инновационное развитие экономики регионов?
И.М. Бортник, исполнительный директор АИРР: «Корректное заполнение статистических форм по инновациям должно являться гражданской позицией компаний, т.к. эти данные нужны для принятия управленческих решений по развитию регионов и страны в целом»
Цели и задачи семинара Цель текущий момент: мониторинг реализации существующих мер поддержки инноваций в России перспектива: разработка стимулирующих мер федеральной и региональной политики Задачи Повышение качества заполнения форм статистической отчетности об инновационной деятельности в России Метод Обучение представителей промышленных предприятий в регионах АИРР 7
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА «ЧЕЛОВЕК – ЦЕНТР ИНВЕСТИЦИЙ» ?
Переговоры с зарубежными партнерами 9 Наша компания ежегодно тратит 30% выручки на инновации. Надо посчитать!
Статистика инноваций в России 10 Обследования промышленных организаций проводятся ежегодно с 1994 года на основе формы статистической отчетности 4- инновация Основные разделы формы, требующие количественной оценки: Раздел 3 (инновационная продукция) Раздел 5 (затраты на инновации)
Основные проблемы Неоднозначность восприятия инновационной деятельности и термина «инновации» Отсутствие контроля за заполнением и механизмов принуждения Непонимание, насколько формируемая информация может быть полезна самому предприятию Отсутствие взаимодействия между различными подразделениями компании при заполнении формы 11
Осуществлялись ли инновации? Рост реальной выручки организации может являться результатом внедрения технологических, организационных или маркетинговых инноваций Снижение себестоимости продукции может быть следствием внедрения технологических, организационных или маркетинговых инноваций Рост реальной прибыли организации может быть следствием внедрения технологических, организационных или маркетинговых инноваций ! Осуществление затрат на инновации не обязательно должно приводить к отдаче в текущем году 12
Калужская область 13
14
Опыт Европейского Союза (ЕС-27) (данные за период гг., обследования проводятся с 1993 г.) 15 Доля инновационных компаний (организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации) Германия: 80% Люксембург : 68% Бельгия: 61% … Среднее по ЕС: 53% … Латвия: 30% Польша: 28% Болгария: 27% Комбинирование инноваций (доля компаний, осуществлявших одновременно технологические, маркетинговые и организационные инновации) Германия: 47% Люксембург : 42% Бельгия: 34% Комплексный подход к инновационной деятельности организации Около 13% компаний в ЕС при внедрении инноваций осуществляли кооперацию с внешними организациями Доля компаний, осуществлявших отдельные виды затрат на технологические инновации (в среднем по ЕС, 2010 г.) внутрифирменные НИОКР – 30% компаний внешние НИОКР – 16 % компаний производственное проектирование и дизайн – 20% компаний приобретение новых машин, оборудования и программного обеспечения – 37% компаний приобретение новых технологий – 16% компаний обучение, связанное с инновационной продукцией – 28% компаний
ФОРМА 4-ИННОВАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ СДАНА В КАЛУЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССТАТА 2 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА 16
17 Раздел 3: основные пункты
Раздел 3: основные понятия Стр. 302: Инновационные товары, работы, услуги - новые или подвергавшиеся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям (в результате продуктовых и процессных инноваций) Стр. 303: Вновь внедренные или подвергшиеся значительным технологическим изменениям – новые или значительно отличающиеся область применения, эксплуатационные свойства, конструктивное выполнение, состав применяемых материалов и компонентов (=«Продуктовые инновации») Стр. 304: Подвергшиеся усовершенствованию – основаны на внедрении новых или значительно улучшенных производственных методов (новое производственное оборудование или новые методы организации производства) (=«Процессные инновации») 18
Раздел 3 - Примеры 19 Стр. 303 ПРОДУКЦИЯ, ПОДВЕРГШАЯСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ: Оснащение автомобилей системами навигации, внедрение антиблокировочных тормозных систем Производство моющего средства с использованием нового химического соединения Использование «дышащих» тканей в производстве одежды Стр. 304 ПРОДУКЦИЯ, ПОДВЕРГШАЯСЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ: Произведенная на новом автоматизированном оборудовании Созданная с использованием новой компьтеризированной системы организации проектно-конструкторских работ Стр. 308 ПРОДУКЦИЯ, ПРОИЗВЕДЕННАЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ ИННОВАЦИЙ Имеющая существенные изменения в дизайне, упаковке Реализованная с использованием новых каналов продаж, новых ценовых стратегий, новых способов продвижения на рынки сбыта
Раздел 5: основные пункты 20
Раздел 5: основные понятия (начало) 505 Исследование и разработка новых продуктов, производственных процессов, методов производства: з/пл, сырье, материалы, инструменты, оборудование, капитальные расходы, оплата внешних услуги и работ 506 Производственное проектирование, дизайн и прочие разработки новых продуктов, производственных процессов, методов производства Проектно-конструкторские работы на этапе запуска (расходы на создание промышленного образца, проведение пробных испытаний, подготовку производства) 507 Приобретение машин и оборудования Прогрессивных видов машин и оборудования, необходимых для производства инновационной продукции; Обычных видов машин и оборудования, необходимых для производства инновационной продукции (например, формовочные и упаковочные машины) 21
Раздел 5: основные понятия (продолжение) 508 Приобретение новых технологий патентных лицензий (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) беспатентных лицензий (ноу-хау, инжиниринговых и консалтинговых услуг, товарных знаков, технологий в разукомплектованном виде) 511 Другие виды работ по подготовке выпуска инновационной продукции Изменение процедур контроля производства и качества товаров, разработка новых стандартов и методов 512 Затраты на обучение персонала для выпуска инновационной продукции Использование услуг сторонних организаций Затраты на обучение и подготовку в самой организации 513 Маркетинговые исследования для выпуска на рынок инновационной продукции Предварительное зондирование рынка, адаптацию изделия для различных сегментов, начальная реклама 22
Маркетинговые и организационные инновации 23 Внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в: дизайне или упаковке продукта (новый дизайн мебели для повышения привлекательности) размещении, продвижении на рынок (внедрение франчайзинга, ребрэндинг) назначении цены (новый метод варьирования цены в соответствии с текущим спросом) (может быть самостоятельно разработан предприятием, либо заимствован у других организаций) (стр. 515) Маркетинговые инновации (цель – увеличение объемов продаж и доли рынка) Внедрение нового организационного метода в: деловой практике предприятия (новые методы повышения квалификации кадров и снижения их текучести, установка нового ПО для обмена знаниями) организации рабочих мест (создание «кружков качества», внедрение процедур «изготовления на заказ») осуществлении внешних связей (внедрение аутсорсинга, первое привлечение коммерческих субподрядчиков) (стр. 516) Организационные инновации (цель – повышение эффективности организации работ и деятельности персонала) Ключевое: 1.Впервые реализуются на Вашем предприятии 2.Нацелены на повышение эффективности, снижение издержек 3.Результат стратегических решений руководства
Рекомендации по заполнению 24 Проведение консультаций с представителями других подразделений (инженерным, маркетинговым, управления персоналом и пр.) Взаимодействие Начать заполнение формы с разделов 3 и 5. Справочник: Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения 4-инновация (прилагаются к форме) Приоритетность Использование информации для анализа эффективности инновационной деятельности на предприятии (соотношение затрат и выручки) Полезность
Результаты обучения промышленных предприятий в Республике Чувашия ДОЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ, ВЫРОСЛА С 14% ДО 27% (ПЕРВОЕ МЕСТО В РОССИИ)
Конкурс «ТехУспех» 26 Организаторы - РВК, АИРР Подтверждающий документ - копия заполненной формы 4-инновация
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 27
Что такое инновация? 28 Инновация Критерий: изменения, содержащие значительную степень новизны для данного предприятия Может быть приобретена у других предприятий и внедрена на Вашем Концепции новизны Новое для предприятия (минимальное требование, отражает диффузию) Новое для рынка Новое для всего мира Революционная инновация Инновационная деятельность Все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, которые необходимы для осуществления инновации Некоторые из них могут быть инновационными по своей природе, другие – нет, но также необходимы для того, чтобы инновация состоялась Включает исследования и разработки, не связанные напрямую с какой- либо конкретной инноваций Информация о стоимости инновационной деятельности является полезной для самого предприятия
Типы инновационных решений 29 1.Предприятия, которые разработали инновации своими силами или в сотрудничестве с другими организациями - активные инноваторы; 2.Предприятия, которые заимствовали инновации (например, приобрели новое оборудование, разработанное другим предприятием) - пассивные инноваторы. Для развития экономики страны важны как активные, так и пассивные инноваторы.
Источники: 1.Сайт Росстата, раздел «Наука и инновации» (URL: 2.Сайт Евростата, раздел « Science and technology», подраздел «Results of the community innovation survey 2010 (CIS2010)» (URL: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). Совместная публикация ОЭСР и Евростата (Третье издание. – Москва: 2010) (URL: Бланк формы федерального статистического наблюдения 4-инновация Сведения об инновационной деятельности организации (Утверждено приказом Росстата от 29 августа 2013 г. N 349) 30