Системный подход к написанию сочинения-рассуждения Системный подход к написанию сочинения-рассуждения 1. Выявление проблемы текста и формулировка её. 2. Комментирование проблемы и изложение авторской позиции по данной проблеме. 3. Изложение собственной позиции и её аргументация. 4. Выводы.
1-ая группа уроков. Проблема текста 1-ая группа уроков. Проблема текста Ключевые вопросы уроков: Что такое проблема? Как выявить проблему? Как сформулировать проблему? Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
философские ( затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления); социальные (касаются устройства и жизни общества); политические (связаны с деятельностью государственной власти, партий и общественных групп); экологические (отражают взаимодействие человека и окружающей среды); нравственные (связаны с внутренними духовными качествами человека). Виды проблем:
1.Помните! Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. 2. Помните! Описанная в тексте конкретная ситуация – это частный случай. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. 3. Проблему текста надо не только выявить, но и сформулировать. Определяем проблему
Два способа формулировки проблемы : 1. Проблема какая : автор размышляет над проблемой воспитания, в тексте поднимается проблема одиночества, текст автора заставил меня задуматься над проблемой выбора профессии и т.д. 2. Формулировка в виде вопроса : каким должно быть правильное воспитание ребёнка? Этой сложной проблеме посвящён данный текст. Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества? Чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию? – над этой проблемой размышляет в своём тексте автор. Д.З. Формулировка проблемы
Примерные задания учащимся. Цель: уметь находить проблемы в тексте и формулировать их. 1. Сформулируйте основную проблему исходного текста(проблема какая). 2. Сформулируйте основную проблему текста в форме вопроса. 3. К какому разряду можно отнести данную проблему( философская, нравственная, психологическая и т.д.). 4. Сформулируйте проблемы текста.
5. Какая из перечисленных проблем основная? 6. Какие проблемы не поднимаются в тексте(перечислены проблемы). 7. Прочитайте отрывок из сочинения и ответьте на вопрос:правильно ли понял ученик проблему, поднятую в тексте? Аргументируйте свой ответ. 8. Выберите из ряда высказываний только те, которые противоречат основной проблеме текста(проблемы и высказывания предлагаются).
Р.S. 9. Выберите из указанных высказываний(текстов) только те, в которых автор говорит о проблеме (истинного патриотизма, духовной деградации личности, милосердия…). 10. Проиллюстрируйте каким-либо известным вам фактом основную проблему текста.
Алгоритм рассуждения Исходный текстПовтор яем Получаем, определяем 1 О чём данный текст? ТемаТы увидишь тему 2 Какие вопросы рассматривает автор? Пробле ма Ты найдёшь проблемы 3 Какой вопрос волнует автора больше? Основна я пробле ма Ты найдёшь основную проблему 4 Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? Позици я автора Это поможет тебе понять авторскую позицию
Задания учащимся( слабый ) 1.Составьте назывной план текста(по абзацам, микротемы). 2.Преобразуйте его в вопросный план. Ответьте на вопросы. 3. Выберите вопрос, который можно задать ко всему тексту, т.е.использовать для формулировки основной проблемы текста. 4. Сформулируйте проблему текста( 2 способа). 5. Комментируем проблему(план перед глазами).
Р.S. 6. Определяем позицию автора, излагаем её, подтверждая примерами из текста.
2-ая группа уроков. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции Ключевые вопросы уроков: Что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста? Как выявить и cформулировать авторскую позицию? Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.
1. Текстуальный – представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. 2. Концеп туальный – в центре внимания интерпретация проблемы, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст! 2 типа комментария текста.
Текстуальный комментарий ( от текста к действительности) Вопросы к текстуальному комментарию: На каких примерах автор рассматривает проблему? Какие имена(факты, события)упоминает автор? Какие эмоции он выражает в тексте? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Концептуальный комментарий(от действительности к тексту) Вопросы к концептуальному комментарию: К какому типу проблем принадлежит эта? Актуальна ли она в наши дни? Значимость её для общества? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Почему она привлекла внимание автора? Какой аспект этой проблемы он рассматривает? К каким выводам автор подводит читателя?
Помните! Следует отличать комментарий от пересказа. Пересказывая, вы говорите, что делают герои, а комментируя, вы говорите о том, что делает( о чём думает, что говорит…) автор.
Памятка учащимся В комментарии не должно быть: пересказа исходного текста; рассуждений по поводу всех проблем текста; общих рассуждений о тексте( вам нужно прокомментировать одну проблему); комментариев о действиях героев текста.
Задания учащимся Цель: научиться комментировать проблему. 1. Напишите комментарий к сформулиро- ванной проблеме исходного текста(вопросы). 2. Прокомментируйте основную проблему текста, использовав языковые клише( набо- левшая проблема, актуальные вопросы, реальные жизненные ситуации, трагические последствия, опасная безнаказанность, процветающая бесхозяйственность и т.д.)
Р.S. 3.Прокомментируйте проблему, используя словосочетания(показное безразличие, наплевательское отношение к окружающим, достоинство личности, критическая оценка и т.п.). 4. Продолжите комментарий, сформулировав авторскую позицию… 5. Сравните ваш комментарий с предложенным (примеры комментариев).
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Способы формулирования авторской позиции (языковые клише): Позиция автора такова… Решая проблему, автор приходит к выводу… В тексте доказывается мысль, что… Автор убеждает нас в том, что… В этом предложении звучит прямая авторская оценка… Это высказывание точно отражает позицию автора… Формулировка авторской позиции
Авторская позиция Памятка учащимся. Авторская позиция может быть выражена прямо, непосредственно: * в названии текста; * в отдельных предложениях; * через ряд аргументов.
Авторская позиция может быть выражена через модальный план текста: * риторические вопросы и восклицания; * порядок слов; * лексические повторы; * оценочную лексику; * модальные слова и частицы; * вводные слова, словосочетания, предло- жения.
Задания учащимся Цель: научиться излагать авторскую позицию. 1. В каких предложениях текста открыто звучит авторская позиция? 2. Используя памятку, найдите и запишите несколько примеров способов выражения авторской позиции в тексте. 3. Изложите авторскую позицию, используя языковые клише. 4. Определите, какое средство выразительности использовано автором в следующем фрагменте…
Р.S. 5. На основании проблем, поднятых автором, сформулируйте авторскую позицию по ним Проблемы, поднятые автором Авторская позиция 1. Проблема духовной стойкости Проблема воспитания молодого поколения Проблема бесчеловечного отношения к животным 3.
3-я группа уроков. Аргументация собственной позиции 3-я группа уроков. Аргументация собственной позиции Ключевые вопросы уроков: Что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов? Сформулировав позицию автора, выпускник должен выразить своё отношение к его точке зрения на данную проблему, подкрепив её двумя аргументами.
Формулировка собственной позиции ( тезис). Помните, что без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной! -К сожалению,.. -Нельзя остаться равнодушным… -Разделяя негодование автора, хочу сказать, что… -Интересно то, как автор … -Меня возмущает (радует, огорчает и т.п.) то, что… -С удовольствием прочитал…
Эта часть работы – сочинение-рассуждение: 1.Тезис (положение, которое надо доказывать). 2.Аргументация ( доказательства ). 3.Вывод ( общий итог ). Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед собеседником. Типичная ошибка: если поддерживаете позицию автора, то не следует анализировать его аргументы, приводите свои.
Аргументы Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. Аргументы должны быть: а) правдивыми, опираться на авторитетный источник; б) доступными, простыми, понятными; в) отражающими объективную реальность.
Р.S. Аргументы могут быть за и против. Аргументыпротив должны убедить в том, что позиция автора ошибочна. Аргументация в этом случае должна быть тактична, корректна( я не вполне согласна.., позволю себе не согласиться…). Аргументов должно быть 2, но не более трёх, последний должен быть самым сильным.
Типы аргументов 1. Логические(рациональные): выводы науки, результаты экспериментов, статистика, законы природы, положения юридических законов…
Р.S. 2. Иллюстративные: примеры из художественной литературы ( см. банк аргументов); пример из личной жизни близких, знакомых, который мог бы иметь место быть в жизни при определённых условиях.
Р.S. 3. Предположительные(авторитетные): ссылки на авторитет : высказывания выдающихся людей, деятелей науки или литературы, которые воспринимаются всеми как аксиомы; пословицы, поговорки как народная мудрость, опыт народа.
Задания учащимся 1. Используя читательский и жизненный опыт, подберите известные вам аргументы, высказывая своё мнение( даны тезисы). Читательский опытЖизненный опыт 1. Художественная, историческая литература 1.Реальные факты из жизни окружающих 2. СМИ2. Собственные наблюдения, выводы 3. Научно-популярная литература 3. Традиционно- исторический опыт
Р.S. 2. Аргументируйте свой ответ примерами из художественной литературы ( можно использовать банк аргументов; составлен на уроках литературы). 3. Какие из приведённых мудрых мыслей можно выбрать в качестве аргументов к вашему сочинению? 4. Подберите аргументы к тезисам:
Не трать время зря. Это материал, из которого соткана жизнь. Нет героев от рожденья. Они рождаются в боях. Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наивысшей опасности. Не бойся ошибиться. Страх ошибки мешает движению вперёд. Дети – цветы жизни. Не давай им, однако, распускаться…
Р.S. 5. Какие из приведённых ниже мудрых мыслей можно выбрать в качестве аргументов к вашему сочинению? (Предлагаются пословицы, высказывания писателей, учёных…или через интернет). 6. Приведите примеры из житейского опыта к следующему суждению(на выбор): вежливость позволяет многого добиваться; злой язык – признак злого сердца; милосердие в наше время умирает и т.п.
Р.S. 7. К какому тезису приведены следующие аргументы ( предложены тезисы и отрывки из художественных произведений в качестве аргументов). 8. Выберите фрагмент сочинения, не содержащий аргумент, который подтверждает тезис(дан тезис и два-три фрагмента сочинения).
Концовка сочинения 1. Оформите заключение сочинения: Таким образом,.. Итак,.. В заключение ещё раз подчеркну… Хочу закончить своё сочинение…
План сочинения-рассуждения. 1.Выявление проблемы текста и её формулировка. 2.Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. 3. Высказывание собственной позиции, её аргументация и выводы.
Спасибо за внимание!