Шевелев А.Н., д.п.н., проф., заведующий кафедрой педагогики и андрагогики СПбАППО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
Advertisements

РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.
Самоопределение в пространстве инноваций Автор презентации – Марина Григорьевна Ермолаева, к.п.н., доцент кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО.
Основные направления программы деятельности педагога в межаттестационный период. Система мониторинга. Авторы: слушатели курсов ПК.
Мастер - класс Методические рекомендации по проведению.
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Организация методической работы в учреждениях дополнительного образования в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей Руженцева.
Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЯХ Автор презентации – Марина Григорьевна Ермолаева, к.п.н., профессор кафедры педагогики и и андрагогики СПбАППО.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО Лукович Анжелика Витальевна, методист ГПСП учителей.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Мокрецова Н.Н., зам. директора по УР. Качество образованияПроцессуальные показатели Организация УП Методический потенциал Организация воспитательного.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ И « ЖИЗНЕННОСТЬ » РЕАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.
М астер-класс как форма распространения собственного педагогического опыта Антоневич А.Ю., методист по управлению инновационными процессами МОУ МЦ.
Основные федеральные тренды Институциональный характер изменений в образовании Деньги в обмен на обязательства и на эффективность Формульное финансирование.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Транксрипт:

Шевелев А.Н., д.п.н., проф., заведующий кафедрой педагогики и андрагогики СПбАППО

Сложности системного внедрения 70% - слышали 30% - читали 14% - попробовали 2-3% - внедряют системно и целостно

Педагогическая инновация Статус (мода, всеохватность) новый или усовершенствованный продукт (услуга), процесс используется в практике Системное изменение Научное обоснование Новое качество Общественное признание Прогрессивные и актуальные образовательные тенденции Готов к распространению

Уровни и виды инноваций Макроуровень и микроуровень ; Модернизации и трансформации; Реновации и интеграции

Новшество, инновация, инновационный процесс Новшество - средство решения актуальных педагогических проблем Инновация - управляемый процесс создания, освоения и применения новшеств Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств

Инновационная деятельность мотивированная совокупность последовательно совершаемых социальным субъектом - индивидом, сообществом, организацией - действий, направленная на создание, освоение, использование и распространение новшеств, способствующих повышению качества образования

Проблемы сопровождения ИД (Ларина, 2011) Недостаточная эффективность сопровождения ИД; Равенство и чередование низовой ИД и управленческих действий; Для развития РСО нужны не все инновации (конкурсы, конкуренция, четкость образовательной политики); Нужно обучать ОУ и педагогов такой ИД

Уровни ИПО Практический (описание и показ отдельных приемов, результатов, системы работы. Методический (ведущая идея, условия). Научный (теоретическое обоснование, комплекс, значение опыта ). Эмоционально-стимулирующий (анализ индивидуальности автора).

Мастерство педагога, которое даёт высокие результаты, одно из высших проявлений пед. культуры Педагогическ ий опыт Состоявшаяся, свершившаяся практика, материзовавшаяся в разных формах Пе дагогическая практика, творчески использующая все лучшее из теории и методики Связь теории и практики Средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах, существенных повторяющихся компонентах пе дагогической деятельности Экспериментальна я, исследовательская деятельность Совокупность знаний, умений, навыков, которыми овладе л педагог Реальная педагогическая практика, в т.ч. ее результаты, отражаемые в качествах учащихся

Инновационный, передовой, массовый? Инновационный педагогический опыт - это обоснованная научно практика, дающая наилучший результат. Передовой педагогический опыт - не содержит нового, но является образцом Массовый педагогический опыт

Опыт – по-разному осознаваемый и систематизированный профессиональный «багаж» педагога во всех сферах его деятельности, позволяющий ему самоопределяться в условиях меняющегося образования. Инновации – задаваемые и официально обоснованные приоритеты развития образования как массовый стандарт профессиональной компетентности современного педагога, определяющий его соответствие требованиям развития системы образования, инструмент управления развитием. Достижения - формализованные и организованные формы демонстрации профессионального роста педагога, значимые как для него самого, так и для образовательного сообщества и возникающие на стыке опыта и инноватики как управляемого развития образования. Стимулирование, обобщение, сопровождение, тиражирование – общие этапы - различный эффект.

Инновационный педагогический опыт высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупности идей, в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса

Высокие показатели результатов учебно- воспитательного процесса Оптимальность (достижение наилучших результатов при наименьших затратах Устойчивость, стабильность опыта, длительность его функционирования. Перспективность опыта для других Научно-педагогическая обоснованность опыта. ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Критерии передового опыта Признаки передового педагогического опыта новизна; высокая результативность репрезентативность (проверка временем, получение тех же результатов другими); преемственность (передовой опыт согласуется с массовым, не противоречит ему); актуальность и перспективность (перспектива развития и применения в практике);

Основные этапы работы с ИПО 1 этап. Создание ППО 2 этап. Выявление ППО 3 этап. Изучение (интерпретация). 4 этап. Обобщение ППО (Оценка) 5 этап. Диссеминация (внедрение, распространение, тиражирование, пропаганда, презентация, информирование, освоение)

Диссеминация («disseminatio» - лат.) - «рассеивание», «распространение» (путем посева) - действия по распространению идей, ценностей, продуктов и результатов проектов это процесс, направленный на доведение идей, методов осуществления, продуктов и (или) результатов инновационного опыта до целевой аудитории

Что тиражируем? Знания – коммуникативные средства; Практические умения, навыки – совместная деятельность; Ценности – личное общение с носителем.

Модели диссеминации ИПО (Немова – Муштавинская, 2007) Прямого действия (в практике); Опосредованного действия (дистант); Каскадного действия (конкурс ИПО – базы данных – мероприятия тиражирования при информационной поддержке); Кластерная (донорско-реципиентная); Сетевая; Тьюторская

Модели диссеминации (Яркова, 2010) Новаторская (практика впереди теории); Пилотная (теория впереди практики); Модернизационная (частный управляемый эксперимент); Реформаторская (практика равна теории); Общественно-сетевая (естественная); Маркетинговая (выявлять и представлять ИПО решения актуальных проблем).

Коллективные формы (Минск) активная лекция; деловая игра; защита авторских проектов; «круглый стол»; мастер – класс; консилиум; мастерская; КВН; тренинг; мозговой штурм научно – практические конференции; семинары (дидактические, проблемные, психолого- педагогические, пр.); панорама педагогических достижений; педагогическая дискуссия; педагогические чтения; практикумы; проблемно-ситуационная игра; ролевая игра; творческий диалог; творческий отчет; школа передового опыта; ярмарка,фестиваль, аукцион калейдоскоп уроков; рекламная акция;

Индивидуальные формы консультация; Программа самообразования; наставничество; самомониторинг; методическая тема разработка авторского курса, Самостоятельное исследование; собеседование с администрацией; стажировка.

Формы диссеминации (Оренбург) открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка. Методические рекомендации, педагогические чтения, школа педагогического опыта, мастер- класс, авторская школа, технологические карты, мультимедийный методический продукт, видеофильм публикации.

Основные формы диссеминации (Тюмень) Целевая Программа диссеминации ИПО Консультирование и информирование педагогические мастерские и мастер- классы открытые уроки, творческие отчеты, курсы повышения квалификации, выступления, представление опыта на сайтах, участие в конкурсах профессионального мастерства Технологические карты ИПО

Пройти все этапы Погружение в теорию (Теоретический семинар, психолого-педагогический семинар, Семинар- практикум, работа над публикациями) Освоение в дискуссии (методический мост, ринг как дискуссия и соревнование, мозговой штурм). Освоение в тренинге (видеотренинг, открытый урок) Освоение в игре (организационно-деятельностные, деловые, ролевые, педагогический КВН) Поведение итогов: (конференция, чтения, декада (неделя), фестиваль).

Модели диссеминации Прямого действия (мероприятийная); Опосредованного действия (информационная); Каскадная (административная); Андрагогическая (учебная); Экспериментальная (исследовательская)

Алгоритм андрагогической модели Выявление, изучение, обобщение; Обучение носителей андрагогическим принципам; Образовательная программа РЦ Ее реализация в форме курсов или комплекса мероприятий; Подготовка слушателями самостоятельного инновационного продукта и его представление

Андрагогические основы деятельности ресурсного центра Проблема: подготовка педагогов к осуществлению образования взрослых (андрагогическая компетентность). Только наличие опыта становится недостаточным. Андрагогика – наука, занимающаяся теорией и практикой образования взрослых в контексте их жизнедеятельности. Ее предмет –непрерывное образование, формальное, неформальное и информальное. Два уровня мировоззренческий и профессиональный. Раздел не по линии «педагогика (дети) – андрагогика (взрослые)», а по линии гуманистического и негуманистического подходов в образовании.

Специфика образования взрослых личностная зрелость, осознанный выбор содержания и форм, осознание ими недостаточности ранее полученного образования; лучшая обучаемость, мотивированность; социальная зрелость, гражданская позиция, профессиональная компетентность и опыт; ориентация на быстрое применение получаемых знаний; потребность в индивидуальной оценке и подтверждении (корректировке) сложившейся самооценки; широта образовательного запроса; понимание карьерных перспектив; потребность не только в новых профессиональных знаниях, но и в неформальном общении внутри привычного, понимающего проблематику профессионального сообщества.

Специфика андрагогической организации учебного процесса: меньшая академичность, использование наряду с формальным образованием неформальных и информальных вариантов; большее использование партнерства заинтересованных организаций

Андрагогические принципы самостоятельности, инициативы, равноправия и максимального соучастия слушателей в образовательном процессе; кооперативности, работы в группе, команде; опоры на профессиональный опыт слушателей; индивидуализации, подстройки образовательного процесса под запросы конкретного слушателя; контекстности, гармонизацию индивидуальных потребностей слушателя и задач его профессиональной деятельности; актуальности, проблемности, практической ориентированности осваиваемого содержания; элективности и вариативности; рефлексивности, обратной связи с преподавателями.

Принципы преподавателя- андрагога равноправие со слушателями; тьюторство или индивидуальное сопровождение слушателя; фасилитаторство или консультирование слушателей; модерирование или работа по согласованию позиции в группе; настройка слушателей на саморазвитие; организация достижения слушателями адекватной профессиональной самооценки; доступное изложение, его экспрессивность и адекватность данной группе; организация обратной связи; способность к работе с долгосрочными и краткосрочными программами; способность прогнозировать проблемные ситуации в учебном процессе.

Оценка результативности: входная и выходная диагностика; оценка слушателями предоставленных образовательных услуг; обязательная самооценка слушателя; качественный, а не количественный характер оценки; постоянная презентация процесса и результата реализации разработок слушателей.

Формы образования взрослых: активные (групповые лучше индивидуальных и потоковых, но группу надо подбирать) и интерактивные (игры, дискуссии, тренинги, ситуативный анализ); преобладание интенсивных форм над экстенсивными; дистанционные индивидуализированные; открытые (свободный доступ слушателей) и закрытые в зависимости от цели обучения; информационная насыщенность; сочетание этапов (первичное информирование – проблемное обсуждение – пути практического применения); обязательность блока мотивации; возможность линейного и концентрического (углубляющего) построения содержания.

Три ведущих принципа: обязательность диагностики; вариативность содержания и форм; оптимальность сочетания образования и самообразования, теоретического и практического. Возможные проблемы: формальное отношение к соблюдению того или иного андрагогического принципа; потеря видения широкого контекста, смыслов, мотивации; унифицированный подход ко всем слушателям; пассивная роль слушателей в учебном процессе; абсолютизация слушателями собственного опыта; оценка слушателями занятий по формальным признакам («услышал новое, был интересный преподаватель» вместо «зачем мне это содержание нужно и смог ли я его освоить»).

Функции ресурсного центра Тиражирование и освоение полученного опыта в педагогическом сообществе; консультационно-оперативная; организационная (объединение и координация деятельности педагогов для решения сходных педагогических проблем); учебная; имиджевая.

Содержание деятельности ресурсного центра повышение квалификации педагогов района; тиражирование инновационного опыта школы; разработка диагностических материалов мониторинга

Алгорим экспериментальной модели Наличие инновационной идеи в теории и созвучных наработок ОУ; Их научное обоснование в контексте инновационного движения; Традиционные научные способы презентации результатов (мероприятие, публикация, сайт) ; Полученный в процессе ОЭР опыт презентуется на всех его этапах

Алгоритм каскадной модели Субъект обобщения ИПО, получившего высокую оценку; Маркетинговое исследование потребностей в ИПО Разделение функций субъектов диссеминационного процесса (договоры); Осуществление диссеминации