Работа с переживаниями и чувствами в критических ситуациях. Методы краткосрочной поддерживающей терапии. «Если мира нет в тебе, то мира и вокруг тебя не может быть»
Ситуация выступает как система событий, развертывающаяся во времени, т.е. имеющая начало, кульминацию и окончание. Слово «ситуация», пришедшее из французского языка, сводится к ее пониманию в качестве событий, условий, обстоятельств, оказывающих стимулирующее, обуславливающее и корректирующее воздействие на субъекта. Таким образом, ситуация – представляет собой взаимодействие между индивидом и окружающей его природной, предметной и социальной действительностью. Ситуация, с одной стороны, побуждает и направляет активность человека, а с другой стороны, человек сам преобразовывается, изменяется под её влиянием.
Группы трудных ситуаций Трудная ситуация возникает, когда имеется неуравновешенность в системе отношений человека с окружающим миром. Выделяются три группы трудных ситуаций: 1) трудные жизненные ситуации – болезнь, инвалидность, боязнь смерти; 2) трудные ситуации, связанные с выполнением задачи, деятельности – помехи, неудачи, противодействия; 3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием – оценка, критика, давление, конфликт.
Виды критических ситуаций К понятию критическая ситуация больше всего подходят трудные ситуации социального взаимодействия и ситуации внутриличностного плана. К данному виду ситуаций можно отнести проблемную, предконфликтную и конфликтную.
актуализация Наша жизнь не возможна без конфликтов… Конфликт – (от лат. «столкновение») – это столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов двух и более людей, отсутствие согласия между ними. Конфликтогены – это слова, действия, способствующие возникновению и развитию конфликта. Конфликтология – это наука, изучающая причины, возникновение, развитие и разрешение конфликтов
Виды конфликтов 1.Внутриличностные 2.Межличностные 3.Межгрупповые 4.Конфликт между личностью и группой 5.Семейные конфликты 6.Деловые конфликты
Причины конфликтов Нарушение нравственных норм, грубость поведения Подчинение, диктат, оказание психологического давления Категоричность суждений, выводов Поведение, направленное на разрушение намерений противоположной стороны Слабое знание индивидуальных особенностей
Сигналы, предупреждающие о развитии конфликта 1.Кризис – когда обычные нормы поведения теряют силу и человек способен на крайности 2.Недоразумение – когда один из участников неправильно воспринимает ситуацию 3.Инцидент – когда какая-то мелочь вызывает временное раздражение, но это быстро проходит 4.Напряжение – когда взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства 5.Дискомфорт – волнение, страх, которые трудно выразить словами
Основные сферы возникновения критических ситуаций у подростков девиантного поведения 1. «Сверстники, друзья» конфликты, споры – любые «неудачные» отношения с друзьями, одноклассниками, после которых возникали неприятные переживания, а также необдуманные поступки и действия; конфликтные отношения друзей (подруг) с вашими родителями, вызывающие у вас чувство обиды, неудовлетворенности, напряжения, одиночества, злости, безысходности. 2. «Семья» конфликты, ссоры, напряженные отношения между родителями, между родителями и родственниками; напряженные, конфликтные отношения с братом (сестрой); напряженные, плохие отношения с родителями 3. «Школа» напряженные отношения между родителями и учителями; конфликты с учителями, с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом школы; плохие взаимоотношения с одноклассниками.
Стиль защиты Попадая в критическую ситуацию или воспринимая её как таковую, подросток начинает взаимодействовать с ней. У подростков возникают состояния, в основе которых лежит психотравмирующее переживание, поэтому, в качестве «выхода» из ситуации подростки используют определенный тип отклоняющегося поведения. С этой позиции девиантное поведение подростков рассматривается как бессознательно выработанный и используемый конкретным человеком неадекватный способ переживания критических ситуаций. Под стилем защиты понимают относительно постоянную на длительных отрезках времени и индивидуально очерченную у каждого человека систему внешних и внутренних «психотехнических действий». Наряду с этим происходит переход ситуационной тревожности как состояния в личностную тревожность как черту. Результат – либо снижение волевого контроля эмоциональных реакций, либо его чрезмерное усиление, что способствует нарастанию внутреннего напряжения личности, снижению установки на социально желаемое поведение, концентричности личности и неустойчивости личностного баланса.
Разочарование, отсутствие сочувствия, неудовлетворенность, непонимание, упадок жизненных сил, недовольство собой – эти проблемы вызывают у подростка ощущение бессилия, беспокойства, тревоги. Подросток проявляет нарушения дисциплины, совершает уходы из дома, бродяжничает. агрессивность ругательства непонимание Попытки доказать свою правоту угрозы обида упреки враждебность тревога
Очень важно знать о сокровенных мыслях, уметь догадываться относительно чувств и мыслей другого человека, пытаться понять истинный смысл того, что имеет в виду партнер, обращаясь к вам с агрессивным выпадом. Если не реагировать на такой выпад, а понять, что за ним стоит, можно разрешить конфликт довольно быстро.
Методы предотвращения конфликтов 1.Метод эвристических вопросов – стимулирует размышления по установлению первопричин возникновения конфликта (кто инициатор конфликта, кто виновник, кто жертва, кто наблюдатель, кто подстрекатель, кто победитель, а кто вы?) 2.Метод семи шагов в разрешении конфликтов – конфликт разрешается как бы путем разбивки всех процедур разрешения конфликта на ряд четких и ясных этапов-шагов (начиная с выслушивания всех сторон конфликта, выяснения причин конфликта и заканчивая выбором путей разрешения конфликта) 3.Метод резкого обострения и энергичного разрешения конфликта (метод взрыва применяется тогда, когда предыдущие методы не эффективны)
Процесс разрешения конфликта 1. Анализ и оценка ситуации 2. Выбор оптимального способа разрешения конфликта, изучение мотивов и особенностей конфликта 3. Формирование плана действий 4. Реализация намеченных действий 5. Оценка эффективности действий и анализ разрешения конфликта
Диагностика конфликтности 1Рветесь в спор Уклоняетесь от спора 2 Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном 3 Считаете, что добьетесь своего, если будете возражать Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего 4 не обращаете внимания на то, что другие не принимают твоих доводов Сожалеете, если видите, что другие не принимают твоих доводов 5 Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента Рассуждаете о спорных вопросах в отсутствии оппонента 6 Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку В напряженной обстановке чувствуете себя неловко 7 Считаете, что в споре надо проявлять свой характер Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции 8Не уступаете в спорах Уступаете в спорах 9 Считаете, что люди легко выходят из конфликта Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта 10Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины
Основные способы, которые позволяют расслабиться и снять стрессовое состояние. 1.Телесная терапия 2. Арт – терапия 3. Визуальная терапия 4. Танцевальная терапия