2 класс «В» Классный руководитель Коноводова Л.В. Тема: «Работа по профилактике и коррекции адаптационных нарушений первоклассников» Декабрь 2010 год Декабрь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психофизиологические особенности детей 6-7 лет. Психологические особенности Аспекты развития ребенка, которые влияют непосредственно на его состояния,
Advertisements

Информация подготовлена: методистом Регионального социопсихологического центра Антошкиной И.В. Август 2013 г.
Адаптация учащихся к обучению в школе Мир будущего первоклашки При поступлении в первый класс детям обязательно задают вопрос общего характера: об их поле.
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ. МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ – МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ ! МЫ ТЕПЕРЬ НЕ ПРОСТО ДЕТИ – МЫ ТЕПЕРЬ УЧЕНИКИ !
(Адаптация детей в пятом классе). ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ; РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ; РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ.
(Адаптация детей в пятом классе). Первый этап – ориентировочный, когда на весь комплекс новых воздействий организм отвечает бурной реакцией и значительным.
(Адаптация детей в пятом классе) Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 1 г. Сыктывкар 2010.
Р Е Б Е Н О К Сверстники Родители Педагоги «Я ученик»
Родительское собрание (адаптация первоклассников) "Испытание школой"
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. Адаптация первоклассника к школе.
! меняется его место в системе общественных отношений; меняется весь уклад его жизни; возрастает психоэмоциональная нагрузка; На смену беззаботным играм.
Принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник а просто так, просто за то, что он есть! Б.Ю. Гиппенрейтер.
Адаптация учащихся 5-х классов в среднем звене школы.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и свободной деятельности детей. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников.
Адаптация первоклассников к школе. Подготовила педагог- психолог Мячина С.А.
В первом классе – без проблем Семинар-практикум по психолого- педагогическому сопровождению учащихся 1 класса в адаптационный период.
Первые дни ребенка в школе. Высокая стартовая готовность ребёнка к обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности.
ЗОЖ Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины.
Первые дни ребенка в школе Проблемы адаптации. Адаптация Не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему.
Транксрипт:

2 класс «В» Классный руководитель Коноводова Л.В. Тема: «Работа по профилактике и коррекции адаптационных нарушений первоклассников» Декабрь 2010 год Декабрь 2010 год

Адаптация Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­ лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Деятельность педагогического коллектива школы 509 по организации благо­приятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школь­ному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий: I. Организация режима школьной жизни первоклассников. II. Создание предметно-пространственной среды. -. III. Организация оздоровительно-профилактической работы. IV. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период. V. Организация внеучебной жизни первоклассников. VI. Взаимодействие с участниками образовательного сообщества. VII. Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

Этапы адаптации ребёнка к школе Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели. Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Группы детей по уровню адаптации. При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника. Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Группы детей по степени адаптации Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Это легкая форма адаптации. Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация. Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. ВЫВОД: учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.

Механизмы дезадаптации проявляются на Социальном (педагогическом) уровне Физиологическом уровне Психологическом уровне

Особенности в режиме дня первоклассников У первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине учебного дня – большая динамическая перемена. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности – учебной Примерный режим дня первоклассников: 7.00 – подъем 7.10 – зарядка, умывание, уборка постели 7.30 – завтрак 7.50 – дорога в школу 8.10 – подготовка к урокам 8.20 – утренняя зарядка до уроков 8-30 – – уроки – – прогулка – – уроки – – обед – – отдых, дневной сон – – полдник – –выполнение творческих заданий – – прогулка – – свободное время – – ужин – – свободное время – – подготовка ко сну, сон

Организация учебно-познавательной деятельности первоклассника в адаптационный период Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязан­ных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактиче­ских игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нрав­ ственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе: задания разной степени трудности; специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не­ большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объеди­няются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу; предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Детский кроссворд И Н И Ц АВД Т 1 Е Д 3 Я П Ь ЧЕ ТРЫ 2 45 Т Р 1.А вот это цифра – …! Полюбуйтесь, какова: Выгибает она шею, Волочится хвост за нею. 2.А потом пошла плясать По бумаге цифра …. Руку вправо протянула, Ножку круто изогнула. 3.Это третий из значков – Состоит из двух крючков. 4.А за ней идет … Острый локоть оттопыря 5.Вот один или … Очень тонкая, как спица

Творческие уроки Для большинства детей успех – сильный стимул к дальнейшему совершенствованию, но именно в школе дети чаще всего страдают от неудач. К сожалению, в самой системе образования нередко заложено формирование потенциально заниженной самооценки у детей (Р.Бернс). И это естественно, так как в школе универсальным инструментом, с помощью которого учитель выражает практически весь спектр своего одобрения и неудовольствия, является оценка. В беседе, посвященной контролю и оценке в классе, где учатся шестилетки, об этом говорится подробно.

Тематика творческих уроков «Круги и линии» «Лепим фигурки» «Дом, в котором мы живем» «Маски» Принципы организации творческих уроков -отсутствие заданного образца -эмоциональное переживания по поводу художественного образа, создаваемого в процессе совместной деятельности -развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности

ВЫВОД общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптацииготовность к обучению

Миф 1. Ребенок запросто адаптируется к школе, если ходил на подготовительные занятия Подготовка к школе играет свою роль, но ее значение вовсе не так велико, как кажется. Максимально полезный вклад в самочувствие первоклассника подготовка вносит, если: а) она проходила в здании школы б) занятия вела будущая учительница в) группа в полном составе переходит в 1-й класс, и ребенок с первого дня окружен знакомыми лицами. При таком сочетании процесс адаптации ребенка к школе действительно может протекать немного легче и быстрее. Если же малыш просто выучил буквы и цифры на курсах при развивающем центре, пользы от этого будет не так много.

Миф 2. Если адаптация прошла хорошо, ребенок будет хорошо учиться (до 11 класса, и еще на пару лет вуза заряда хватит) Связь между адаптацией к школе и успеваемостью скорее циклическая, чем причинно-следственная. При успешно протекающем привыкании к новым условиям ребенку будет проще реализовать свой ученический потенциал. А если малыш неплохо успевает на уроках, ему легче адаптироваться к учебному процессу. В этих сложных взаимосвязях задача родителя – минимизировать стрессы вне школы, расшатывающие нервную систему первоклассника.

Миф 3. Если отдать ребенка в школу позже (например, ближе к 8-ми годам), адаптация будет протекать легче Готовность к школе – это не только знания, но и определенный уровень зрелости. До 7 лет ребенок занимается преимущественно игрой, а к 7 годам у него формируется потребность в приобретении знаний. У одних детей она «готова» к 6 годам, у других – только к 8-ми годам. Важно понять, что созревание протекает в своем индивидуальном темпе и не может быть ускорено. Естественно, что ребенок, психологически еще не готовый перейти от игры к учебной деятельности будет адаптироваться к школе значительно тяжелее, чем ребенок, с готовностью принявший роль ученика.

Миф 4. Адаптация к школе зависит от первой учительницы Этот миф имеет свои основания: принимающий и поддерживающий педагог действительно помогает школьнику справиться с некоторыми трудностями. Но если ребенок сам по себе склонен к тревогам, если он мнительный, возбудимый, неусидчивый – учитель не сможет полноценно «включиться», ведь в классе еще 25 детей и нужно успевать следить за всеми. В этом случае необходимо медикаментозное сопровождение процесса адаптации под наблюдением врача- невролога.

Миф 5. Все успокаивающие средства вызывают заторможенность В течение острого периода (первые три месяца) в качестве поддержки нервной системы школьника назначаются легкие успокоительные – такие, как Тенотен Детский – специальный препарат, позволяющий нормализовать эмоциональный фон и настроение ребенка, улучшая концентрацию внимания и усидчивость. В отличие от большинства успокаивающих средств, Тенотен детский не вызывает заторможенности и сонливости, а это важно для ученика. У Тенотена детского широкий спектр действия – он помогает бороться как с выраженной тревожностью, так и с симптомами гиперактивности (повышенная отвлекаемость, неусидчивость). А благодаря своему стресспротекторному действию, Тенотен подходит для облегчения адаптации к школе. То, что происходит в школе, мало регулируется со стороны родителя. Но с помощью поддержки, одобрения и любви можно создать дома среду, компенсирующую трудности школьной жизни. И ваш ребенок будет учиться с радостью!

Организация внеучебной жизни первоклассников Эстетическое (направление) Физическое (направление) Физическое (направление) Интеллектуальное (направление) Интеллектуальное (направление) Психологическое (направление) Психологическое (направление)

День пряника

Конкурс мультимедийных проектных и научно- исследовательских работ «Грант префекта ЦАО для школьников»