Технология критического мышления. Модульное обучение. Якимова Е.А. учитель начальных классов Iк.к. Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ15»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.
Advertisements

Технология развития критического мышления Творческая группа учителей под руководством Ибятовой Л.З. МБОУ СОШ 32 г.о. Самара.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Базовая модель технологии развития критического мышления. В основе технологии лежит следование трём фазам : 1.Вызов 2. Осмысление новой информации. 3.
МОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа» Стаж педагогической работы 16 лет Усок Елена Викторовна Учитель начальных классов.
Выполнила Мальцева Екатерина Владимировна. способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять.
Мастер-класс по теме «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом». Ямалиева Далиля Шамиловна, учитель русского.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Людям необходимо думать о том, что они Людям необходимо думать о том,
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации,
Составила Дорофеева И А. – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления, умения принимать взвешенное решение.
Транксрипт:

Технология критического мышления. Модульное обучение. Якимова Е.А. учитель начальных классов Iк.к. Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ15»

Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

Критическое мышление -это: - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; - принимать независимые продуманные решения.

Целевое назначение технологии Формирование таких гражданских умений и навыков, как: умение вырабатывать своё собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определенным умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.

Признаки критического мышления Признаки критического мышления поиск альтернатив; использование аргументов при доказательствах и опровержениях; критическое отношение к чужим и собственным мыслям; готовность к самостоятельной работе; наблюдательность; стремление к всесторонней осведомленности; открытость; стройность и цельность рассуждений; умение выделять в тексте, факте основное.

В основе технологии лежит следование трём фазам: Базовая модель технологии развития критического мышления В основе технологии лежит следование трём фазам: Вызов Осмысление новой информации или Реализация Рефлексия

Фаза ВЫЗОВА Задачи: актуализировать знания; пробудить познавательный интерес; помочь определить направления в изучении темы. Приемы: Мозговая атака (парная или групповая). Ключевые термины. Перепутанные логические цепи. Свободное письменное задание. Разбивка на кластеры. Знаем/Хотим узнать/ Узнали (З-Х-У). Дерево предсказаний. Отсюда – сюда.

Кластеры (гроздья)

В работе над кластерами необходимо не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Советы преподавателю Записывайте все идеи учащихся. Не судите о качестве идей (не комментируйте). Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо. Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

« Таблица-ЗХУ" Знаю З Хочу знать Х Узнал У равнинаживотныеЗаполняется в течение урока травырастения нет деревьевклимат плодородные почвы люди Тема урока: «Степи». 3 класс

Фаза ОСМЫСЛЕНИЯ Задачи: помочь активно воспринимать изучаемый материал; помочь соотнести старые знания с новыми. Приемы: Система маркировки текста I.N.S.E.R.T. Взаимоопрос. Взаимообучение. Разработки для самостоятельных занятий. Сравнительная таблица.

Инсерт V» - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «--» - противоречит тому, что знаю; не согласен «?» - хочу узнать подробнее

Таблица «Кто? Что? Где? Когда? Почему?" или СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА. Кто?Что?Где?Когда?Почему? МыКомпасВ лесуОсеньюЗаблудились КолобокУ бабки с дедом Ранним утром Захотел путешествов ать Цифра 5В числовом ряду При счетеПо правилам математики Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая скелет текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

Сравнительная таблица

. Приём Чтение с остановками Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

Приём «Взаимообучение». По очереди ученики играют роль учителя: Суммируют содержание абзаца; Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; Разъясняют, что непонятно; Дают задания для чтения следующего абзаца.

Фаза РЕФЛЕКСИИ Задачи: помочь самостоятельно обобщить изученный материал; помочь самостоятельно определить направления изученного материала. Приемы (зависят от приемов вызова) : Мозговая атака (парная или групповая). Возвращения к ключевым терминам, кластерам, З-Х-У, разработкам для самостоятельных работ, двойным дневникам. Маркировочная таблица. Техника подведения дискуссии. «Оставьте за мной последнее слово». Эссе. Графическая организация материала. Бортовые журналы. Синквэйн.

Прием Написание эссе Смысл этого приема можно выразить следующими словами: Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

«Синквейн» -это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. –это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану

Цели проведения «Синквейна» Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.

Правила написания синквейна: В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строка это описание темы в двух словах двумя прилагательными). Третья строка это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвертая строка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейн 1. Парикмахерская 2.Скучная, мрачная 3.Очень хочется спать 4. Я не хочу возвращаться. 5. Безнадежность. 1.Дача. 2.Светлая, радостная. 3.Дышу полной грудью. 4.Сюда я стремился всегда. 5. Счастье.

Синквейн на тему: «Критическое мышление». Критическое мышление. Творческое, познавательное. Наблюдает, размышляет, выстраивает. Формирует творческую личность! Познание. Критическое мышление. Индивидуальное, оригинальное. Задавать, выслушивать, защищать. Я хочу научиться размышлять! Умозаключение.

Условия, необходимые для развития критического мышления Предоставлять время и возможности для развития КМ Давать возможность учащимся размышлять Убедить учащихся, что они могут высказывать любые мнения, идеи Помогать задавать вопросы Способствовать активной дискуссии Стимулировать рефлексию Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения Ценить проявления КМ, развивая уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей Приучать с уважением выслушивать мнения других.