МОО « Хохломская средняя общеобразовательная школа» Хохломская ярмарка Работу выполнили: учащиеся 1 класса под руководством классного руководителя Долининой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народное искусство Народное искусство Народное искусство изначально связанно с трудовой деятельностью человека. Народное искусство изначально связанно.
Advertisements

ИЗО 1 класс Русские народные промыслы Презентацию подготовила Лаврушечкина Н. А.
Ремесло подразделяется на домашнее ремесло - производство изделий для удовлетворения нужд хозяйства, членами которого они изготовлены, ремесло на заказ.
Истоки и современное развитие народных художественных промыслов Проект подготовили учащиеся 2 « А» класса.
Ярмарка -польск. jarmark, нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок. Большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и.
«Народ не только сила, создающая все материальные ценности, он единственный источник ценности духовной». М. Горький.
Народное искусство Народное искусство Народное искусство изначально связанно с трудовой деятельностью человека. Народное искусство изначально связанно.
« Златокудрая хохлома » Изостудия «Блик» педагог Сметанина О.И.
«Русские народные художественные промыслы» «Русские народные художественные промыслы» Урок-презентация Автор: учитель технологии и ИЗО Литвинова Л.С. МКОУ.
Сегодня мы с вами немного попутешествуем по местам художественных народных промыслов А начну я свою беседу о народном искусстве и культуре России. Как.
Хохлома Выполнила: Жевалкина Мария Ученица 9 а класса.
Золотая Хохлома Проект выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ 1 села Александров Гай Федюнина Ольга Николаевна.
Золотая Хохлома. Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый.
Презентация "Суздаль. Город-музей. Город-заповедник"
Деревянная игрушка. История игрушки Деревянная игрушка существовала почти везде, центром же ее производства надо считать б. Московскую губ. со старинным.
«Праздник – душа народа… монолитный образ России» (И.С.Шмелев)
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ Выполнила: ученица 9 В класса Шкадун Анна Проверила: Яранцева Ольга Владимировна.
Богородская игрушка. ЛЕГЕНДЫ И ТРАДИЦИИ СЕЛА БОГОРОДСКОЕ История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного.
ПРАЗДНИЧНАЯ ДЫМКА. Народные промыслы Название Отличительные признаки Гжель Синий и белый цвет ХохломаЗолотой,красный, чёрный цвет Дымковская игрушка.
Народное декоративно-прикладное искусство. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Филимоновская роспись. Государственное бюджетное общеобразовательное.
Транксрипт:

МОО « Хохломская средняя общеобразовательная школа» Хохломская ярмарка Работу выполнили: учащиеся 1 класса под руководством классного руководителя Долининой Валентины Ивановны 2013

Хохлома - одна из драгоценных жемчужин в короне российских народных художественных про- мыслов. Деревенька моя – Хохлома была расположена на возвышении, что напоминало высокий полуостров. Хохлома росла за счёт приезжих из других мест, это были предприимчивые, торговые люди. По количеству дворов и проживающих в них жителей, Хохлома была довольно большим селом. Постройки были расположены своеобразно, здесь не было улиц. Все дома размещались двумя рядами, образуя букву «П». В середине большая площадь с длинными кирпичными лабазами, с многочисленными дощатыми палатками и вместительными кабаками. Здесь проходила наша ярмарка.

На ярмарке, по словам Н.А.Некрасова, было « хмельно, горласто, празднично, пёстро, красно кругом », и от этого жизнь превращалась в своего рода сказку, наполненную радостью, весельем, шутками, - люди здесь отключались от обыденности и отдыхали душой.

Сюда вели дороги со всей округи : люди встречались, заключали торговые сделки, делали покупки, обменивались новостями. В торговую Хохлому съезжались не только местные жители, но и крестьяне Балахнинского и Семёновского уездов. Нередко приезжали сюда люди, живущие за Семёновским уездом, - варнавинцы, тонкинцы, ветлужане. На базарной площади торг проходил каждую неделю по средам. Торговля начиналась без всякого расписания и распорядка, с раннего утра, как только начинало светать. На базар приезжали с вечера или ночью и торговали до позднего вечера. При подъезде к селу, слышался шум. Ржание лошадей и говор людей – все это смешивалось в общий гул, в котором невозможно было понять, где что происходит. В такие дни вся торговая площадь в центре села походила на разорённый муравейник. Люди двигались взад и вперёд во все стороны площади, толкая друг друга, бронясь, разыскивая нужный товар, прицениваясь, торгуясь, споря.

Всё пространство вокруг,- людские толпы, дома, лавки, дороги, - было устремлено к средоточию, к восточной части села, где на высоком пригорке стояла церковь- красавица, поражающая воображение своим великолепием :большая, старинная, выстроенная из камня,она с торжественным равнодушием взирала на толпы с высоты церковной колокольни, которая, казалось, украдкой любуется своим отражением в золотистых водах речки Хохломки. И повсюду роятся стаи голубей: они облепили крышу,парапеты звонницы ; от бесконечного кружения и шуршания сотен и тысяч хлопающих голубиных крыльев вздрагивает и трепещет воздух, отчего кажется, будто суета и оживление торговой площади передаются даже небу над головой.

Дома, лавки, торговые ряды, казалось, специально выстроились в огромную подкову, развёрнутую дугою к церкви. Позади постоялого двора тесно грудились торговые лавки. Справа и слева пространство площади замыкали торговые ряды в строго определённом порядке : первым от сарая с пожарной каланчой шел конный ряд, за ним скотный, птичий. Прижавшись друг к дружке, слева от гостиного двора расположились обозный, щепной, бельевой, красный, гончарный ряды…

Представительным на товары был гончарный ряд: на земле, то тут, то там – огромные корчаги, квасники, горшки и плошки, утятницы удлиненной формы, чугунки – привозили это из Шадрина и Смиркина, из Василевой Слободы ( ныне г. Чкаловск ) ; смиркинцы удивляли народ своей диковинной узорной посудой с давленными рисунками; а мастера из Жбанникова и Прокурина радовали покупателей глиняными свистульками, певучими дудочками в образах птичек, барашков, собачек …

Обозный ряд предлагал сани, телеги, дровни, колёса, матицы колесные, обода. Толпы зевак глазели на тарантасы и таратайки – тут их было несколько видов: простые, тележкою, например, охотничьи; а именитые купцы заказывали мастерам таратайки городские, колясочкой - одноколки и двуколки. Особенно славился товаром мастер таратаечник Ермолай Распопин.

По левому краю подковы обычно выстраивались телеги, груженные льном : большие связанные пучки льна назывались куклами. Скупщики подолгу приглядывались к товару : сначала попробуют на ощупь, потом на разрыв, кто- то даже понюхает и пожуёт. После договоренности о продаже скупщик мелом ставит номер и цену на спине мужика и приказывает свести лён в склад, который находится недалеко от торговой площади. По номерам на спинах у склада выстраивалась очередь, дожидавшаяся, когда придет время для взвешивания льна и получения расчета. Особенно ярким и многолюдным выглядел щепной ряд : в глазах рябило от коробов, лыковых корзин, плетюх, корыт, лаптей, рубелей, коромысел, топорищ. Чего тут только не было! Здесь же пристроились и бондари, предлагая свои деревянные вёдра, кадки, лохани, бочки.

Хочется, в особенности, отметить ряд окрашенной продукции, продававшейся в розницу населению и оптом скупщику. Огромное множество ложек, половников, ковшей, ваз, деревянных подносов, чашек, блюдцев, солонок и лебедей, удивительно раскрашенных различными травами, цветами, ягодами, а также птичками и рыбками.

Меня поразило местное лакомство – медовые пряники, искусно выпекае- мые жителями села Городца… Адам Олеарий (1636) Был и булочный ряд, заваленный хохломскими заварными баранками, пирогами, городецкими пряниками, булочками. Медовые и одномедные, сусляные и сахарные, мятные и ароматные! Внешне они бывали фигурные, печатные, катаные и бог весть ещё какие! Самым излюбленным местом на ярмарке считался булочный ряд, заваленный хохломскими заварными баранками, калачами, пирогами, булочками, а также пряниками, привезёнными из Городца. Ни один из купцов не уходил с ярмарки без нескольких связок баранок. В Лебедеве у нас занимались изготовлением баранок семьи Касатовых, Серовых и Числовых, привлекая к работе даже сонливых ребятишек. Витрины хлебных лавок и магазинов предлагали это лакомство на любой вкус, торгуя ими с лотков, вразноску, доставляли на дом по заказу.

Массы людей обходили торговые ряды: приценивались, спорили, продавали и покупали, чаще всего брали оптом! Удачную сделку или покупку тут же можно было «обмыть» - сельский трактир работал, как говорят, «на полную катушку»: без всякого перерыва он поглощал и «выплёвывал» сотни людей за день! Переполнены и чайные заведения Долининых и Симановских на постоялых дворах, куда еще с ночи наезжали мужики на телегах, чтобы уже с раннего утра начать торговлю.

Ярмарка предлагала народу множество развлечений, недоступных в другое время: карусели, на которых катались не только дети, но и молодёжь, взрослые. Особый интерес на ярмарке вызывали балаганы, райки, кукольный театр. Разрумяненный балаганный зазывал весело зрителей на представление: « Здравствуй, честной народ! Старые и молодые, женатые и холостые, ближние и дальние жители провинциальные…» В балаганах зрителям предлагалось посмотреть «женщину-рыбу, махающую публике хвостом», небольшие пьески из жизни фараона Тутанхамона или египетской царицы Клеопатры.

Рядом с лавками на ярмарке стояла деревянная с высокой конусообразной крышей часовня. В торговые дни сюда заходили приехавшие на базар люди, чтобы помолиться и принести пожертвования. В селе было волостное управление, «церковно-приходская» школа, небольшой хохломский банк, в котором купцы могли взять вдолг. Хозяева постоялого двора держали лошадей и ямщиков. За рекой в деревне Лебедево занимались изготовлением хлебобулочных изделий, баранок.

В Хохломе было три церкви, две из них православные. В восточной части села на высоком пригорье и сейчас сохранилась большая каменная церковь, построенная в 1828 году, на колокольне которой был когда-то звучный колокол. Рядом была зимняя церковь, а в Лебедеве через речку была построена деревянная старообрядческая церковь на деньги, собранные с прихожан. Ярмарка начинала работать когда из церкви после обедни выходили купцы. Вот тогда и начинался торг. Но в дальнейшем церковь сгорела в период Великой Отечественной войны.

Хохломская церковь

Значение ярмарки в крестьянском быту определялось не только предоставлявшейся возможностью купить-продать товар, но и возможностью новых знакомств, обмена новостями, обсуждением важных вопросов общественной жизни, быта, культуры. Укреплялись связи между поселениями, далеко расположенных друг от друга, налаживались семейно-родственные отношения, перенималось лучшее в моде, традициях и обрядах, а художники промыслов и ремесленники подмечали друг у друга новые узоры, удачные находки в форме изделий, в способах их изготовления…

Таким образом, Хохлома исстари была исключительно торговым селением,- здесь ни токарного, ни красильного ремесла не водилось. И только благодаря тому, что именно здесь был наиболее развитый и устойчивый сбыт крашеной посуды, это огромное торговое село дало название знаменитому российскому художественному промыслу.

Современный вид торговой площади в Хохломе