SNL 2013 1. Функциональная специализация зон мозга 2. Речь: не только лексика, семантика, синтаксис, но и эмоции, жесты. 3. «Чтение мыслей»4. Чтение мыслей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Идентификация структур мозга активирующихся при просмотре видеосюжетов по данным фМРТ. Ублинский М.В., Ушаков В.Л., Верхлютов В.М., Мнацаканян Е.В., Ахадов.
Advertisements

АКТИВАЦИЯ СТРУКТУР МОЗГА ПО ДАННЫМ фМРТ ПРИ ПРОСМОТРЕ ВИДЕОСЮЖЕТОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПОКАЗАННЫХ ДЕЙСТВИЙ В.Л. Ушаков, В.М. Верхлютов, П.А. Соколов, М.В.
Проект экзаменационной модели для проведения единого государственного экзамена по английскому языку (базовый уровень) ГБОУ ДПО НИРО Юрлова Н.А.
* 1697 обучающихся 4-х классов из 62 общеобразовательных учреждений Москвы.
Верхлютов В.М., Соколов П.А., Стрелец В.Б., Ушаков В.Л. Лаборатория психофизиологии, ИВНД и НФ РАН Москва, 2012.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Когнитивные основы эмоционального интеллекта: эмоциональный эффект Струпа Татьяна Сысоева Москва, РГГУ.
Верхлютов В.М., Соколов П.А., Ушаков В.Л. ИВНД и НФ РАН НИЦ «Курчатовский институт» Москва, 2013.
Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Презентация "Кора больших полушарий"
1.Прецентральная извилина 2.Прецентральная борозда 3.Верхняя лобная извилина 4.Центральная борозда 5.Средняя лобная извилина 6.Нижняя лобная извилина.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
звуки слова речевые модели понимание на слух речь.
Обучение аудированию Опыт представила Учитель МОУСОШ 7 ЗАТО г. Североморск Альмяшева Светлана Борисовна.
Игровое пособие по автоматизации звуков.
Обучение письму личного характера на уроках английского языка. Учитель английского языка ГБОУ СОШ с. Кошки Богатова Наталья Петровна.
Тайны коры головного мозга. Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздать ее нелепости. У. Шекспир Если бы не было.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ Добрынина Оксана Валентиновна ГБОУ СОШ 960 ДО
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНЛАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ Безруких М.М. Институт.
Реальное восприятие рекламы : что видим мы, а что видит наше подсознание Артем Биденко Реальное восприятие рекламы : что видим мы, а что видит наше подсознание.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО» для развития фонематического слуха Подготовила и обработала учитель-логопед: Камаева Елена Викторовна.
Транксрипт:

SNL 2013

1. Функциональная специализация зон мозга 2. Речь: не только лексика, семантика, синтаксис, но и эмоции, жесты. 3. «Чтение мыслей»4. Чтение мыслей фМРТ

фМРТ-исследование

Функциональная специализация Традиционные речевые зоны: зона Брока и зона Вернике, функциональная специализация внутри этих зон.

Attention for speaking: domain-general control from the anterior cingulate cortex in spoken word production. (Atsuko Takashima Vitória Piai, Ardi Roelofs, Daniel J. Acheson) Три задачи с конгруентными и неконгруентными условиями: 1)Называние картинок с подписями (правильная подпись/неправильная подпись); 2) Классическая задача Струпа. Назовите цвет шрифта: 1. конгруентное условие: красный, зеленый 2. неконгруетное условие: зеленый, синий Задача Саймона: нажимать на кнопку под правой рукой, если квадрат, и под левой рукой, если треугольник. Конгруетная проба – треугольник появляется в левой части экрана, а квадрат в правой, неконгруентная – наоборот). корова

Результаты Дорзальная часть поясной извилины активировалась во всех трех задачах при выполнении неконгруентного (конфликтного условия). Таким образом, можно говорить, что эта зона, с одной стороны, осуществляет функции контроля при порождении речи, с другой стороны – не является функционально- специфической зоной, т.е. не только речевая.

Механизм понимания аффективно окрашенной речи (Brian Castelluccio et al., Connecticut) Человеку в томографе предъялялись на слух предложения, которые варьировали: 1. Произносились диктором со злостью или нейтральным тоном. 2. Сам текст подразумевал различную степень недовольства. Это бабочки. Ужин холодный. Ты забыл о наших планах.

Левое полушарие Правое полушарие Результаты. Показан эффект взаимодействия: чем выше эмоция в голосе и более негативное предложение по смыслу, тем больше для их восприятия активируются левая инсула, левые височные извилины, левое и правое хвостатые ядра, левая парагиппокампальная извилина.

Результаты. Интересно, что обратный эффект наблюдается в тех же областях для понимания семантически средне злых предложений ("ужин был холодным"): чем более зло они сказаны, тем меньше активации в указанных выше зонах.

Речь и жесты Weisberg et al. (San Diego). Исследования уже проводились, где испытуемым в томографе предъявлялись видеоролики: актер сопровождали свою речь жестами. Проверили, будут ли отличаться в восприятии речи с жетами билингвы (англиский+английский жестовый язык), и взяли видеозапись реального рассказа человека в обычных условиях. Различий не нашли, вопроизвели прежние результаты на экологически валидном материале.

Специфика мозговых механизмов понимания речи, сопровождающейся смысловыми жестами, в активации нижней лобной извилины и задней части верхней височной извилины – интеграция семантики разных модальностей, а особенность понимания сопроводительных жестов, в активации в planum temporale.

Second language communication and anxiety: An fMRI study Hyeonjeong Jeong et al. (Japan) Отличатся ли мозговая организация порождения речи на втором языке в целях коммуникации от обычного? Взрослые японцы, учившие английский, как второй язык. Задача: просматривали ролики, где человек манипулировал предметом. Три условия: 1) описать, что происходит; 2) Обратиться к субъекту действия; 3) назвать три раза объект действия. Все 27 человек заполняли опросник на выраженность социальной тревоги при употреблении L1 и L2. Отрицательная корреляция между уровнем тревоги и активацией для L2 коммуникации в орбитофронтальной коре. Fig. by Paul Wicks

Чтение мыслей Robert Knight (Department of Psychology Helen Wills Neuroscience Institute, UC Berkeley, California)

Сенсомоторная кора.

Robert T. Night M.D. Department of Psychology Helen Wills Neuroscience Institute, UC Berkeley, NBL, 2013

Robert T. Night M.D. Department of Psychology Helen Wills Neuroscience Institute, UC Berkeley, NBL, 2013,

Robert T. Night M.D. Reconstructing Speech from Human Auditory Cortex, NBL, 2013.

Multivariate pattern analysis (MVPA) More effective than classical general linear model analysis (GLMA) for detecting response patterns or representations that are distributed at a fine spatial scale. The issue is that it is common practice in MVPA to conduct group tests on single- subject summary statistics that discard the sign or direction of underlying effects, whereas GLMA group tests are conducted directly on single-subject effects themselves. Andrew C. Connolly et all. (2012) The Representation of Biological Classes in the Human Brain//The Journal of Neuroscience, February 22, 32(8):2608 –2618

Характеристики сканирования в разреженном дизайне Fisher, Wilson (Arizona) Давали испытуемым прослушивать слоги согласный-гласный и нажимать на кнопку, как только услышат целевой слог. Задание давалось в трех разных вариантах разреженного дизайна 1) длинный TR=9 сек. И длинный межстимульный интервал 11 секунд где-то. 2) короткий TR=3 сек, но длинный межстимульный 11 секунд 3) Короткий TR=3 сек, короткий межстимульный 3,7 сек.

Зрительная кора Первая «когнитивная» проба: открытые vs. закрытые глаза Первые фМРТ-исследования в мире: стимуляция зрительной коры (Belliveau et al., 1991; Kwong et al., 1992; Bandettini et al., 1992) прирост уровня сигнала 4%

Результат Для стандартного анализа (общая линейная модель) лучше, когда TR короткий и межстимульный интервал короткий. Для анализа по отдельным пробам (multivatiate pattern analisis) лучше, когда TR короткий, а межстимульный интервал длинный.