ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР Рекомендации по учету инновационной деятельности на предприятии и заполнению формы статистической отчетности 4-инновация г. Саранск,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Рекомендации по учету инновационной деятельности на предприятии и заполнению формы статистической отчетности 4-инновация Г. Калуга,
Advertisements

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР Рекомендации по заполнению формы статистической отчетности 4-инновация Чебоксарский филиал РАНХиГС, 19 марта 2013 г. 1.
Развитие регионов АИРР в зеркале рейтинга инновационных регионов И. Бортник 23 апреля 2014 г. г. Казань.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
1 Томск. Межведомственный научно-образовательный центр СТАТИСТИКА ИННОВАЦИЙ. Формирование информационно-аналитической базы для обеспечения развития экономики.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНЖИНИРИНГА Итоги деятельности Регионального центра инжиниринга Чувашской Республики в 2013 году и план работы на годы Чебоксары,
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
КОНСАЛТИНГ РОСТА Управленческий, стратегический, маркетинговый консалтинг Маркетинговое консультирование Организационный консалтинг Стратегический консалтинг.
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДОКЛАД проф., д.п.н. Керимов Ф.А. Перспективы развития системы научно-технической информации.
Доклад И.М. Синяевой по теме: «Влияние факторов гиперсвязанности бизнеса на развитие коммерческой системы интеллектуального продукта » Кафедра «Маркетинг.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Ценка результативности научных организаций О ценка результативности научных организаций Минобрнауки России август 2008 года.
Программа опережающего повышения квалификации «Инновационные технологии производства наноразмерных композитных и полимерных материалов»
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Роль инжиниринговых компаний в инвестиционном процессе СМП.
Резник Светлана Перспективы развития инфраструктуры для инновационных компаний как инструмент снятия рыночных барьеров.
VALODIA Consortium Роль региональных органов власти в построении эффективной инновационной системы.
Нормативная правовая база Правила предоставления государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на повышение.
Транксрипт:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР Рекомендации по учету инновационной деятельности на предприятии и заполнению формы статистической отчетности 4-инновация г. Саранск, 26 февраля 2014 г. 1

2 Организаторы семинара Ассоциация инновационных регионов России Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия

3 Семенов Александр Сергеевич, главный специалист РАНХиГС Ланьшина Татьяна Александровна, научный сотрудник РАНХиГС

4 Кому нужна информация по инновациям? Федеральные министерства Выбор регионов для поддержки, оценка проводимой политики и ее корректировка Институты развития Оценка эффективности вложенных средств, поиск новых направлений для инвестиций Региональные власти Оценка развития региона, сравнительный анализ Аналитические центры Рейтинги инновационного развития регионов, консультационные услуги Инвесторы Оценка потенциала развития территорий и окупаемости инвестиций

5 Из Послания Президента РФ (12 декабря 2013 г.) «… надо провести серьёзную инвентаризацию институтов развития. В последнее время их деятельность рассыпалась на множество разрозненных проектов, порой напрямую не связанных с инновациями. Мы не для этого создавали эти институты развития. Проекты, может быть, и хорошие. Но создавались эти институты для поддержки именно инновационного развития экономики. Нужно восстановить в их работе стратегический вектор на технологический прорыв». Как оценить влияние институтов развития на инновационное развитие экономики регионов?

И.М. Бортник, исполнительный директор АИРР: «Корректное заполнение статистических форм по инновациям должно являться гражданской позицией компаний, т.к. эти данные нужны для принятия управленческих решений по развитию регионов и страны в целом»

Цели и задачи семинара Цель текущий момент: мониторинг реализации существующих мер поддержки инноваций в России перспектива: разработка стимулирующих мер федеральной и региональной политики Задачи Повышение качества заполнения форм статистической отчетности об инновационной деятельности в России Метод Обучение представителей промышленных предприятий в регионах АИРР 7

Конкурс «ТехУспех» 8

Переговоры с зарубежными партнерами 9 Наша компания ежегодно тратит 30% выручки на инновации. Надо посчитать!

Республика Мордовия 10 ? ?

Опыт Европейского Союза (ЕС-27) (данные за период гг., обследования проводятся с 1993 г.) 11 Доля инновационных компаний (организаций, осуществлявших технологические, организационные или маркетинговые инновации) Германия: 80% Люксембург : 68% Бельгия: 61% … Среднее по ЕС: 53% … Латвия: 30% Польша: 28% Болгария: 27% Комбинирование инноваций (доля компаний, осуществлявших одновременно технологические, маркетинговые и организационные инновации) Германия: 47% Люксембург : 42% Бельгия: 34% Комплексный подход к инновационной деятельности организации Около 13% компаний в ЕС при внедрении инноваций осуществляли кооперацию с внешними организациями Доля компаний, осуществлявших отдельные виды затрат на технологические инновации (в среднем по ЕС, 2010 г.) внутрифирменные НИОКР – 30% компаний внешние НИОКР – 16 % компаний производственное проектирование и дизайн – 20% компаний приобретение новых машин, оборудования и программного обеспечения – 37% компаний приобретение новых технологий – 16% компаний обучение, связанное с инновационной продукцией – 28% компаний

Статистика инноваций в России 12 Обследования промышленных организаций проводятся ежегодно с 1994 года на основе формы статистической отчетности 4- инновация Основные разделы формы, требующие количественной оценки: Раздел 3 (инновационная продукция) Раздел 5 (затраты на инновации)

Основные проблемы Неоднозначность восприятия инновационной деятельности и термина «инновации» Отсутствие контроля за заполнением и механизмов принуждения Непонимание, насколько формируемая информация может быть полезна самому предприятию Отсутствие взаимодействия между различными подразделениями компании при заполнении формы 13

Осуществлялись ли инновации? Рост реальной выручки организации может являться результатом внедрения технологических, организационных или маркетинговых инноваций Снижение затрат организации может быть следствием внедрения технологических, организационных или маркетинговых инноваций Рост реальной прибыли организации может быть следствием внедрения технологических, организационных или маркетинговых инноваций ! Осуществление затрат на инновации не обязательно должно приводить к отдаче в текущем году 14

Что такое инновация? 15 Инновация Критерий: изменения, содержащие значительную степень новизны для данного предприятия (рук. Осло, п. 36) Может быть приобретена у других предприятий и внедрена на Вашем (рук. Осло, п. 36) Концепции новизны Новое для предприятия (минимальное требование, отражает диффузию) Новое для рынка Новое для всего мира Революционная инновация (рук. Осло, пп ) Инновационная деятельность Все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие шаги, которые необходимы для осуществления инновации (рук. Осло, п. 41) Некоторые из них могут быть инновационными по своей природе, другие – нет, но также необходимы для того, чтобы инновация состоялась (рук. Осло, п. 41) Включает исследования и разработки, не связанные напрямую с какой-либо конкретной инноваций Информация о стоимости инновационной деятельности является полезной для самого предприятия (рук. Осло, п. 43)

А инновационное предприятие? 16 Критерии Осуществляло затраты на технологические инновации в отчетном году или внедрило организационные или маркетинговые инновации (методологические разъяснения) Инновация не обязательно должна быть коммерчески успешна, некоторые оказываются неудачными (рук. Осло, п. 47) Типы Предприятия, которые разработали инновации своими силами или в сотрудничестве с другими организациями (рук. Осло, п. 47) Предприятия, которые заимствовали инновации (например, приобрели новое оборудование, разработанное другим предприятием) (рук. Осло, п. 47) Новое освоение нового продукта или процесса (рук. Осло, п. 47) освоение нового метода маркетинга (рук. Осло, п. 47) осуществление новых организационных изменений (рук. Осло, п. 47)

Воздействие инноваций – ради чего? 17 Уровень предприятия Влияние на продажи и размер рыночного сегмента (рук. Осло, п. 48) Повышение производительности и эффективности (рук. Осло, п. 48) Успех каждого отдельного предприятия формирует облик экономики в целом (рук. Осло, п. 53) Национальный уровень Повышение международной конкурентоспособности (рук. Осло, п. 48) Повышение общей производительности факторов производства (рук. Осло, п. 48) Увеличение объема знаний в экономике (рук. Осло, п. 48)

18 Раздел 3: основные пункты

Раздел 3: основные понятия Стр. 302: Инновационные товары, работы, услуги - новые или подвергавшиеся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям (в результате продуктовых и процессных инноваций) (Указания, разд. 3, п. 37) Стр. 303: Вновь внедренные или подвергшиеся значительным технологическим изменениям – новые или значительно отличающиеся область применения, эксплуатационные свойства, конструктивное выполнение, состав применяемых материалов и компонентов (Указания, разд. 3, п. 38) (=«Продуктовые инновации») Стр. 304: Подвергшиеся усовершенствованию – основаны на внедрении новых или значительно улучшенных производственных методов (новое производственное оборудование или новые методы организации производства) (Указания, разд. 3, п. 39) (=«Процессные инновации») 19

Раздел 3 - Примеры 20 Стр. 303 ПРОДУКЦИЯ, ПОДВЕРГШАЯСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ: Оснащение автомобилей системами навигации, внедрение антиблокировочных тормозных систем Производство моющего средства с использованием нового химического соединения Использование «дышащих» тканей в производстве одежды Стр. 304 ПРОДУКЦИЯ, ПОДВЕРГШАЯСЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ: Произведенная на новом автоматизированном оборудовании Созданная с использованием новой компьтеризированной системы организации проектно-конструкторских работ Стр. 308 ПРОДУКЦИЯ, ПРОИЗВЕДЕННАЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ ИННОВАЦИЙ Имеющая существенные изменения в дизайне, упаковке Реализованная с использованием новых каналов продаж, новых ценовых стратегий, новых способов продвижения на рынки сбыта Стр. 309 ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ, СВЯЗАННАЯ С НАНОТЕХНОЛОГИЯМИ Собственно нанопродукция (например, углеродные нанотрубки) Содержащая наноматериалы / нановещенства (краски с нанодобавками) Произведенная с использованием процессов на базе нанотехнологий (лекарства, созданные с использованием наномембран)

Раздел 3: новые для… Графа 3 - отражается инновационная продукция (рук. Осло, пп ) : - новая для организации (но уже известная конкурентам на рынке сбыта), - новая для рынка сбыта организации, - новая для мирового рынка Графа 6 - отражается инновационная продукция, новая для рынка сбыта организации: предприятие первым выводит инновацию на свой рынок (рук. Осло, п. 209) Географический аспект определяется самим предприятием представлением о своем рынке и может включать зарубежные предприятия (рук. Осло, п. 209) Графа 7 - отражается инновационная продукция, новая для мирового рынка : предприятие является первым среди всех рынков и отраслей, как в национальном, так и в международном масштабе (рук. Осло, п. 210) 21

Раздел 5: основные пункты 22

Раздел 5: основные понятия (начало) 505 Исследование и разработка новых продуктов, производственных процессов, методов производства: з/пл, сырье, материалы, инструменты, оборудование, капитальные расходы, оплата внешних услуги и работ (Указания, п. 51) 506 Производственное проектирование, дизайн и прочие разработки новых продуктов, производственных процессов, методов производства (Указания, п. 52) : Проектно-конструкторские работы на этапе запуска (расходы на создание промышленного образца, проведение пробных испытаний, подготовку производства) 507 Приобретение машин и оборудования (Указания, п. 53) : Прогрессивных видов машин и оборудования, необходимых для производства инновационной продукции; Обычных видов машин и оборудования, необходимых для производства инновационной продукции (например, формовочные и упаковочные машины) 23

Раздел 5: основные понятия (продолжение) 508 Приобретение новых технологий (Указания, п. 54) : патентных лицензий (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) беспатентных лицензий (ноу-хау, инжиниринговых и консалтинговых услуг, товарных знаков, технологий в разукомплектованном виде) 511 Другие виды работ по подготовке выпуска инновационной продукции (Указания, п. 57) : Изменение процедур контроля производства и качества товаров, разработка новых стандартов и методов 512 Затраты на обучение персонала для выпуска инновационной продукции (Указания, п. 58) : Использование услуг сторонних организаций Затраты на обучение и подготовку в самой организации 513 Маркетинговые исследования для выпуска на рынок инновационной продукции (Указания, п. 59): Предварительное зондирование рынка, адаптацию изделия для различных сегментов, начальная реклама 24

Маркетинговые и организационные инновации 25 Внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в: дизайне или упаковке продукта (новый дизайн мебели для повышения привлекательности) размещении, продвижении на рынок (внедрение франчайзинга, ребрэндинг) назначении цены (новый метод варьирования цены в соответствии с текущим спросом) (может быть самостоятельно разработан предприятием, либо заимствован у других организаций) (стр. 515) Маркетинговые инновации (цель – увеличение объемов продаж и доли рынка) Внедрение нового организационного метода в: деловой практике предприятия (новые методы повышения квалификации кадров и снижения их текучести, установка нового ПО для обмена знаниями) организации рабочих мест (создание «кружков качества», внедрение процедур «изготовления на заказ») осуществлении внешних связей (внедрение аутсорсинга, первое привлечение коммерческих субподрядчиков) (стр. 516) Организационные инновации (цель – повышение эффективности организации работ и деятельности персонала) Ключевое: 1.Впервые реализуются на Вашем предприятии 2.Нацелены на повышение эффективности, снижение издержек 3.Результат стратегических решений руководства

Рекомендации по заполнению 26 Проведение консультаций с представителями других подразделений (инженерным, маркетинговым, управления персоналом и пр.) Взаимодействие Начать заполнение формы с разделов 3 и 5. Справочник: Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения 4-инновация Приоритетность Использование информации для анализа эффективности инновационной деятельности на предприятии (соотношение затрат и выручки) Полезность

Результаты обучения промышленных предприятий в Республике Чувашия ДОЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯВШИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ ВЫРОСЛА С 15% ДО 21% РЕСПУБЛИКА ВЫШЛА НА ТРЕТЬЕ МЕСТО В РОССИИ ПО ДОЛЕ ИННОВАЦИОННО- АКТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Источники: 1.Сайт Росстата, раздел «Наука и инновации» (URL: 2.Сайт Евростата, раздел « Science and technology», подраздел «Results of the community innovation survey 2010 (CIS2010)» (URL: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). Совместная публикация ОЭСР и Евростата (Третье издание. – Москва: 2010) (URL: Бланк формы федерального статистического наблюдения 4-инновация Сведения об инновационной деятельности организации (Утверждено приказом Росстата от 29 августа 2013 г. N 349) 28