ДПП ПК «Организационно-методические условия введения ФГОС ООО» и «Введение ФГОС ООО в деятельность ОУ» Тема 1.6. Подготовка кадров к введению ФГОС ООО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронное портфолио учителя Цветкова МС
Advertisements

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский.
Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
П/пМероприятияСрокиПредполагаемые результатыОтветственные.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС Методическое сопровождение деятельности педагогов по введению ФГОС на муниципальном и школьном уровнях.
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
БУРДЕЙНАЯ СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА учитель начальных классов ГОУ СОШ 35 Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
Мероприятия по повышению квалификации специалистов муниципальных органов управления образованием, педагогичсеких работников в рамках реализации комплексного.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
З.А. Кокарева Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС НОО на региональном уровне в учебном году и задачи на учебный год.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО Лукович Анжелика Витальевна, методист ГПСП учителей.
Проблемы школы 1.Недостаточная готовновность педколлективов к осуществлению системного развития образовательных учреждений. 2. Неподготовленность кадров.
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Об организации деятельности региональных инновационных площадок по апробации ФГОС дошкольного образования Паршукова Ирина Леонардовна, доцент кафедры психологии.
Ра звитие системы методической работы в условиях внедрения ФГОС в МБОУ СОШ 12 Зорина Н. Л. МБОУ СОШ 12.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Транксрипт:

ДПП ПК «Организационно-методические условия введения ФГОС ООО» и «Введение ФГОС ООО в деятельность ОУ» Тема 1.6. Подготовка кадров к введению ФГОС ООО

Риски введения ФГОС Риск негативного отношения к Стандарту работников общего образования, в первую очередь администраторов и педагогов образовательных учреждений Риск негативного отношения к Стандарту населения, в первую очередь родителей Риск неэффективного управления, администрирования процессом введения Стандарта Риск недостаточного или, напротив, избыточного контроля над соблюдением Стандарта Риск несоблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы Риск неготовности обучающихся к получению образования в новых условиях Различный исходный уровень развития региональной (муниципальной, школьной) системы образования Основные риски введения стандарта

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Нововведение в учреждении – это целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (ее цели, технологию, организованный порядок и т.д.) новые стабильные элементы и потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах

ТИПОЛОГИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ (А.И. Пригожин) технико-технологические (новое оборудование, приборы, технологические схемы и т.д.); продуктные (переход на выпуск новых изделий, материалов); социальные (в широком смысле слова): - экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда); - организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т.д.); - собственно социальные целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (новые формы гласности, воспитательной работы, создание новых общественных органов и т.д.); - правовые, главным образом выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве По предметному содержанию, т.е. по типу новшества, условно выделяют

ФГОС НОО КАК НОВОВВЕДЕНИЕ В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Технологические преобразования Структурные преобразования Социальные преобразования

Социально-психологическая готовность к нововведению (И.О. Загашев) Виды готовности ОУХарактеристика Управленческая готовность В ОУ разработана и внедряется инновационная стратегия развития, проектный тип управления. Нововведения в целом воспринимаются позитивно. Ответственный за реализацию инновационной стратегии активен, пользуется в коллективе авторитетом. В системе проводятся административные процедуры, направленные на инновационное развитие и его оценку Средовая готовностьВнутренняя организационная среда регулярно обновляется, ответственный за эту работу активен, пользуется авторитетом у коллектива. Внешние контакты обновляются с целью внедрения инноваций

Социально-психологическая готовность к нововведению (И.О. Загашев) продолжение Виды готовности ОУХарактеристика Коммуникативная готовность Включены основные коммуникационные каналы в контексте инновации с учетом последующей обработки информации и адекватного реагирования на нее Компетентностная готовность Развитие персонала спланировано с учетом инновационной стратегии развития учреждения. Организован мониторинг необходимых компетенций и учтены его результаты в развитии работников и реализации инновационной стратегии Личностная готовность Большинство работников личностно принимают инновационные процессы ы учреждении, участвуют в выработке направлений инновационного развития

Модель повышения квалификации – 2013 АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Региональный институт тьюторов Муниципальные методические службы – вариативная модель повышения квалификации, обучение школьными командами; – введение внутришкольного этапа обучения как составляющей курсов повышения квалификации; – включение в реализацию модели повышения квалификации помимо работников ВИРО, руководителей и педагогов пилотных школ, муниципальных тьюторов и ВУЗов, – практикоориентированность обучения с использованием проектных технологий, – ведущая роль преподавателя – консультант, тьютор, эксперт. Особенности обучения: ООУ Вологодский институт развития образования Базовое ОУ ООУ Категории слушателей: учителя-предметники, психологи, социальные работники, библиотекари, педагоги дополнительного образования руководители, специалисты, ответственные за методическую работу, тьюторы по вопросам реализации ФГОС, тьюторы по работе с современным цифровым учебно-лабораторным оборудованием ВГПУ ЧГУ

ИЗМЕНЕНИЕ ДИСПОЗИЦИЙ УЧАСТНИКОВ ИННОВАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ «Так жить нельзя!»«Жить надо так!» Занимаемые работниками позиции инноваторы сторонники скептики к онсерваторы новое видение организации ознакомление с новациями Нейтралисты, колеблющиеся

Варианты словесного уклонения от нововведений (А.И. Пригожин ) Характерные выражения типа «да, но …» Контртезисы Мероприятия по изменению установки «Это требует доработки» (не идеально) «Конечно, в процессе реализации плана-графика подготовки к введению ФГОС ООО мы и будем дорабатывать решение проблем с учетом специфики ОУ. Кроме того, именно в ходе реализации мы выявим точнее, что и как нужно дорабатывать. При вашем активном участии мы сможем выявить проблемы и найти совместные пути их решения» Организация проблемных круглых столов; создание рабочих групп по направлениям работы и включение в их состав данных категорий работников

Шесть поэтапных способов проявления поведения руководителя 1 Отрицание и недоверие «Не все так уж плохо. Не надо нагнетать обстановку» 2 Злость и поиск виновных «Как это случилось, что мы не совсем готовы? Почему нас обошли некоторые районы (школы)? Кто в этом виноват?» (эмоциональный всплеск) 3 Выгадывание времени и диагностика «Не надо бросаться в крайности, надо все спокойно проанализировать» 4 Отступление на другие позиции Поиск приемлемой позиции в новых условиях конкуренции 5 Осознание реальности и подготовка новой программы действий 6 Реализация программы и перегруппировка сил

Этапы формирования организационной культуры управления как инновационного потенциала 1. От одиночных инициатив – к массовому творческому поиску 2. От частичного решения проблем – к их комплексному решению 3. От эпизодических поисков нового – к универсальности их поиска 4. От разрозненных усилий – к их сопряженности в оценке и использовании инициатив 5. От некачественной и разлаженной информации – к целенаправленному обмену адресной информацией 6. От «зависания» инициатив – к взаимовыгодному обмену ими с деловыми партнерами 7. От узости видения проблем – к масштабности их охвата 8. От спонтанных проявлений инициатив – к непрерывному, упорядоченному их стимулированию 9. От формального участия работников в управлении – к их реальному участию в инновационных управленческих коммуникациях 10. От единичных несистематизированных случаев обучения – к постоянному обучению на решении конкретных проблем

Целевые работники, которые могут содействовать реализации проекта 1.Начинающие сотрудники, которым необходимо утверждаться в профессии 1.Субъекты управления в организации, которые могут побудить некоторых участников уделить внимание проекту 3. Руководитель другого проекта, который может быть заинтересован в некоторых аспектах деятельности Вашего проекта 4. Более крупный, «раскрученный» проект, используя рекламу которого Вы продвигаете свой проект 5.Внешние участники, которые могут быть заинтересованы в реализации этого проекта 6. Сотрудники, для которых участие в проекте дает возможность избавиться от определенных забот

ИЗМЕНЕНИЕ ДИСПОЗИЦИЙ УЧАСТНИКОВ ИННОВАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ «Так жить нельзя!» «Жить надо так!» «Попробуем вместе»! «Будем делать так»! «Как у нас получается» ? «Что получилось в итоге»? инноваторы сторонники скептики к онсерваторы новое видение организации ознакомление с новациями апробация новаций внедрение новаций контроль новаций оценка результато в новаций Нейтралисты, колеблющиеся

Программа профессионального развития педагога

Определение понятий Индивидуальная образовательная программа педагога – «это средство для организации образования педагога, стержень и вектор его собственной образовательной траектории» C.В. Ятченя Цель профессионального развития современного педагога и его деятельности связана с кардинальным переосмыслением самого содержания образования, его структуры и формы организации.

Определение понятий Главное условие, при котором возможно подобное переосмысление - это новые, ожидаемые профессиональные компетенции современного педагога; их состав и средства культивирования. Важно: ожидаемые компетенции не передаются из рук в руки, не формируются - в режиме информирования и просвещения, и, более того, их невозможно сосчитать. Они должны быть, буквально - выращены, практически поставлены на себе при непосредственном участии самого педагога. Инновационная образовательная сеть «Эврика»

С чего начать разработку индивидуальной программы профессионального развития и какие шаги предусмотреть? Диагностика (самодиагностика) педагога + рефлексия, в т.ч. участие в конкурсах (1) Изучение планов и запросов школы, учредителя, заказа государства, родителей, предложений ВИРО, вузов, методических служб по вопросам ПК и т.п. (2) Разработка программы профессионального развития педагогов ООО (программ ПК) и программ саморазвития педагогов (3) Разработка (корректировка) план- графика ПК педагогических работников, включающего в себя внутришкольное ПК и образовательные мероприятия муниципального и регионального уровня (4) Повышение квалификации (очное, заочное или очно-заочное) с учетом выбранного места и сроков обучения (5) Оценка динамики образовательных результатов обучающихся

Уровни педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина): 1 – (минимальный) репродуктивный; 2 - (низкий) адаптивный, 3 – (средний) локально моделирующий, 4 – (высокий) системно моделирующий знания учащихся, 5 – (высший) системно моделирующий деятельность и поведение обучающихся

Уровни педагогического мастерства (из опыта регионов) Учитель- стажер Учитель - технолог Учитель - методист Учитель - исследователь Аттестация на соответствие должности Аттестация на первую квалификационную категорию Аттестация на высшую квалификационную категорию

Профессиональные компетенции (В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова) компетентность в области личностных качеств, компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности, компетентность в постановке педагогических целей и задач, компетентность в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности, компетентность в разработке программы, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений, компетентность в организации педагогической деятельности

Высококвалифицированные работники – работники, обладающие профессиональными компетенциями

Современные формы и методы повышения квалификации Групповые Семинары (аналитические, пользовательские, разработческие, методические) Интерактивные лекции Мастер-классы Педагогические мастерские Проектные группы Творческие группы Проблемно-деловые, ролевые игры Тренинги Уроки-панорамы Моделирование, анализ ситуаций Круглые, дискуссионные столы Конференции, педагогические чтения Индивидуальные Делегирование Ротация Работа по инструкции Супервизия, стажировка Поддерживающий контроль руководителя Экспертиза Коучинг Диссеминация опыта Самодиагностика, самоанализ, самооценка Самообразование

Как обеспечить непрерывность образования на региональном уровне: организационная схема Принцип непрерывности и организационной преемственности образовательных мероприятий Руководитель, ответственный за методическую работу общеобразовательной организации муниципального образования Институциональный уровень Семинары-совещания, пользовательские практикумы, мастер- классы, открытые и показательные занятия, проектирование и т.п. Школьная команда (администрация школы, учителя и прочие педагогические работники) Принцип содержательной и ценностно-смысловой преемственности образовательных мероприятий Управления образования муниципальных районов и городских округов, районные методические службы, общеобразовательные организации, реализующие ФГОС ОО в опережающем режиме Муниципальный уровень: семинары-совещания, пользовательские практикумы, мастер-классы, открытые и показательные занятия, проектирование и т.п. Руководитель, ответственный за методическую работу общеобразовательной организации муниципального образования Департамент образования Вологодской области, АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», вузы, общеобразовательные организации, реализующие ФГОС ОО в опережающем режиме Региональный уровень: вебинары, семинары-совещания, пользовательские практикумы, мастер- классы, открытые и показательные занятия, проектирование и т.п. Муниципальные координаторы по вопросам ФГОС ОО, специалисты методических служб, руководители общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ОО в опережающем режиме Организаторы образовательных мероприятий Уровень образовательных мероприятий Участники образовательных мероприятий Условия: сохранение принципов организационной, содержательной, ценностно-смысловой преемственности

Как реализовать преемственность образовательными мероприятиями: содержание и формы Образовательные мероприятия на 2013–2014 год Срок Перечень вопросов (темы из программ ПК, проблемные зоны ФГОС) Категории участников мероприятий (слушателей) Форма мероприятий (форма ПК) 15 января – 1 февраля Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС ООО Учителя-предметники, специалисты ответственные за методическую работу в районах Региональный уровень - вебинары Первая декада февраля Разработка рабочей программы учителя по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО Муниципальные координаторы; методисты; тьюторы; представители ОДО; психологи; руководители и учителя ООО Региональный уровень - семинар-совещание; практикум; мастер-класс, выход в ООО Вторая декада апреля Об организации внеурочной и проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО Учителя-предметники, специалисты ответственные за методическую работу в районах Региональный уровень - вебинары 15 марта – 15 апреля Проектирование и моделирование урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО Учителя-предметники, специалисты ответственные за методическую работу в районах Региональный уровень - вебинары 2 квартал Региональная система оценки качества в условиях введения и реализации ФГОС ОО Руководящие и педагогические работники Региональный уровень – научно-практическая конференция 15 апреля – 15 мая Проектирование программы внеурочной деятельности по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО Учителя-предметники, специалисты ответственные за методическую работу в районах Региональный уровень - вебинары

Перечень документов ООО 1.Положение о внутришкольном повышении квалификации (обучении) (с ссылками на регионального и федерального уровня документы). 2. Программа внутришкольного повышения квалификации. 3. План-график повышения квалификации, включающий в себя образовательные мероприятия регионального, муниципального и институционального уровней. 4. Положение об индивидуальной программе профессионального развития педагогических и руководящих работников общеобразовательной организации. 5. Положение о портфолио учителя.

Электронное портфолио учителя По материалам презентации Цветковой М.С.

ИОС школы Информационно-образовательная среда ФГОС: обновление педагогической деятельности: ЭОР/ АРМ учителя/ система АРМ школы Сайт школы – личный кабинет Региональное сетевое методическое объединение Дистанционное обучение Электронный журнал/дневник

Иерархия образовательного портфолио Ученик Портфолио педагога Портфолио школы Портфолио профессионально- общественных объединений Портфолио образовательной среды муниципального образования Портфолио системы образования региона

Портфолио учителя Портфель достижений (ретроспектива) Презентация профессионального опыта Авторские творческие материалы Динамика достижений учеников Инновационные достижения (перспектива) Открытость в профессиональной деятельности

Информационная активность учителя Необходимое условие формирования электронного портфолио - информационная активность педагога: ЭОР (электронные образовательные ресурсы) ДО (дистанционное образование) АСУ и АРМ (автоматизированное рабочее место) Сервисы ИОС (ресурсы порталов, сайтов образования) Государственные услуги Нормативная грамотность

Перспективные идеи (для обсуждения) Инвариантная часть эл портфолио учителя (обязательная часть в регионе – в едином формате на сервере региона): –Закрытая часть (персональные данные) –Открытая часть (методический опыт: электронная метод папка) – региональная методическая коллекция педагогов Индивидуальная часть эл портфолио (сайт школы): –Часть на сайте школы/ по месту работы (рабочие материалы для коллег и учеников на уч год) –Распределенная часть в сети Интернет в педагогических сервисах (профессиональная активность) –Часть повышения квалификации (регистраций в курсах, конкурсах, проектах, ДО) Корпоративная часть эл портфолио (муниципалитет/регион): –Работа в сети в методическом объединении –Работы в ДО для учеников –Работа на сайте общественного управления школами –Работа экспертом

Электронное портфолио: перспективы Единая педагогическая коллекция инновационного опыта в Интернете Прозрачность профессионального рейтинга педагога с учетом объективных критериев информационной активности в ИОС Доступность инновационного опыта учителей Открытость родительской общественности Дистанционное образование детям как одна из форм обучения