Совершенствование коммуникативной компетенции педагога как профессиональная необходимость Савченко Ксения Владимировна, доцент кафедры преподавания русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты нового поколения Реализация ФГОС НОО и ООО на занятиях по английскому языку Ибятова Л.З.
Advertisements

Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
«Введение компетентностного подхода в современное образование»
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
«Создание условий для развития социальной компетенции учащихся»
Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке и методов обучения для повышения эффективности.
Понятие «ключевые компетенции» Теоретический семинар МОУ СОШ уч.год.
Транксрипт:

Совершенствование коммуникативной компетенции педагога как профессиональная необходимость Савченко Ксения Владимировна, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО

Зачем, О смертные, мы всем другим наукам Стараемся учиться так усердно, А речь, единую царицу мира, Мы забываем? Вот кому служить Должны мы все, за плату дорогую Учителей сводя, чтоб тайну слова Познавши, убеждая, - побеждать! Еврипид

Компетентностный подход Результат образования Сумма усвоенной информации Способность действовать в различных проблемных условиях, готовность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию Содержание образования Формы, методы, технологии Способы оценки образовательного результата

Диалогическое взаимодействие Субъект-субъектное построение учебного процесса Взаимодополнение фактов, точек зрения, результатов индивидуальной деятельности Создание личностно значимой учебной ситуации Получение индивидуального образовательного результата Выбор содержания и форм учебной деятельности Возможность выстраивания собственной учебной коммуникации с изучаемым материалом Возможность формировать и формулировать собственные суждения и мнения Возможность оценивать результаты своего интеллектуального труда

5

6

7

ХЧНТ

Изменение позиции учителя «Педагогика требований»«Педагогика возможностей» Учитель: Организатор Консультант Администратор Тьютор Фасилитатор «Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие способа, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились» Я.А. Коменский Образовательный процесс – совместная деятельность педагога и ученика в ситуации обучения.

Коммуникативная компетенция Готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации /Концепция модернизации российского образования/ Способность к выбору и реализации программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в различной обстановке, т.е. его умения оценивать ситуацию с учетом темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у участников до и во время беседы /В.Г. Костомаров/ Способность человека к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности /Д.И. Изаренков/ Способность решать средствами языка актуальные для учащихся и общества задачи общения из бытовой, общественной, производительной и культурной жизни; умение учащихся пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения /Э.Г. Азимов/.

Коммуникативная компетенция – развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. Коммуникативная компетентность – определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы успешно функционировать в профессиональной среде и обществе. (Основы теории коммуникации/ Под ред. М.А. Василика)

Единицы коммуникативной компетенции Сферы коммуникативной деятельности Ситуации общения Темы общения Программы реализации общения Речевые действия Коммуникативные роли Тактика коммуникации Типы текстов и принципы их построения Лексические и синтаксические единицы

Почему коммуникативная компетенция является ключевой Запрос от общества, связанный с дефицитом практических коммуникативных умений Поликультурный запрос Развитие информационно-коммуникационных технологий Коммуникация – способ и условие существования общества, средство реализации потребностей

Коммуникация 1)путь сообщения; 2)форма связи или средство связи; 3)акт общения. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. (Краткий психологический словарь) Эффективность коммуникации цели, ценности, идеалы знания умения опыт конкретной деятельности склонности и способности темперамент характер воспитание отношение к самому себе

Коммуникативный потенциал – это комплексная характеристика личности, определяющая готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней. (И.И. Зарецкая) интенсивность и широта круга общения умение говорить и слушать умение убеждать умение уважительно относиться к позиции партнера особенности эмоционального отклика на полученную информацию самочувствие в процессе коммуникации умение контролировать и адекватно оценивать себя в речевой деятельности Наиболее важные проявления и показатели: Коммуникативный потенциал включает умения: Воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородности Соотносить различные субъективные точки зрения Интересоваться «другими» и «другим» Определять свое отношение к другому Принимать другое как необходимое условие своего бытия Быть активным слушателем Предъявлять свое видение с учетом позиции и ответной реакции адресата Адекватно взаимодействовать с другими

Модель де Флёра (на основе модели Шеннона-Уивера) Источник (Значение 1) Получатель (Значение 2) Передатчик Канал Приемник Получатель (Значение 2) Источник (Значение 1) Шум Передатчик Канал Приемник Коммуникация Коммуникативные барьеры («шумы») Обусловленные факторами среды Технические Акустические помехи Отвлекающая обстановка Погодные условия Человеческие Психофизиологические (препятствие или защита) Социокультурные (индивидуальные особенности, отсутствие точек пересечения культурных потенциалов, разница социокультурных кодов, проблема интерпретации)

Трансактный анализ – это разбор дискурса с точки зрения положения в нем каждого из участников. Э. Берн «Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры» Т.А. Харис «Я хороший, ты хороший» Ребенок РодительВзрослый зависимость подчиненность эмоциональная непредсказуемость упрямство страх фантазия независимость авторитарность безапелляционность запрет разрешение ответственность рассудительность диалогичность открытость терпимость «снизу» «сверху» «рядом»

Законы современной общей риторики: 1.Закон гармонизирующего диалога Эффективное общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. 2.Закон продвижения и ориентации адресата Слушатель должен быть ориентирован в речевом пространстве и осведомлен о цели речевого взаимодействия. 3.Закон эмоциональности Говорящий не только мыслит, но и чувствует, эмоционально переживает то, о чем говорит. 4.Закон удовольствия Речь эффективна только тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.

Спасибо за внимание!