Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что ум ребенка находится на кончике пальцев.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в человеческом мозге. Важно отметить, что на данном этапе развития около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. гомункулус (человечек) Пенфилда
Педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев» Рука является вышедшим наружу Головным мозгом И. Кант Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал « Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию». Изучением развития двигательной функции руки занимались ряд авторов: М. Ю. Кистяковская, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, Р. Я. Абрамович- Лехтман, И. М. Сеченов, А. В. Запорожец. Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи И. П. Павлов, В. Н. Аванесова, А. А. Люблинская, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Г. Л. Розенгард-Пупко, П. Я. Гальперин, Л. А. Венгер Ж. Пиаже, А. Валлон, Н. А. Бернштейн). В развитии речевой активности большое значение имеет манипулятивная деятельности, предметная и игровая активность (М. И. Лисина, Ф. И. Фрадкина).
Повышает тонус коры головного мозга. Развивает речевые центры коры головного мозга. Стимулирует развитие речи ребенка. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает чувство ритма и координацию движений. Подготавливает руку к письму. Поднимает настроение ребенка.
- внимание; - мышление; - координация; - воображение; - наблюдательность; - зрительная и двигательная память; - речь.
НОД Утренний прием детей Коррекционные занятия Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Игровая деятельность Прогулки (дневная и вечерняя) Одевание –раздевание Прием пищи Деятельность в уголках (книжном, природном, экспериментирования, конструирования…) Во время трудовой деятельности (дежурства, поручения, коллективный, ручной труд…)
Индивидуальная Малыми подгруппами Подгрупповая Фронтальная
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с предметами (карандаши, мячики, орехи, сыпучие материалы – манка, песок, горох, фасоль, бигуди, пуговицы) и без предметов (поглаживание, пощипывание, постукивание, похлопывание, растирание, разминание)
2. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры: - сделай как я - со стихами, - скороговорками, - звуками (фонетическая ритмика) - по цвету, - по лексическим темам, - рассказывание стихов, - рассказов, - сказок.
3. Показ руками позы на фотографиях, позы - мантры, буквы 4. Действия с предметами: - губки (промакивать, резать, рисовать, тонировать, мыть-вытирать - нитки (шить, вышивать, штопать, вязать, плести, завязывать, наматывать, распутывать, стричь, рисовать, выкладывать ) - сыпучие материалы (выкладывать, перебирать, пальчиковые бассейны, поделки выполнять, вставлять в отверстия – кормить, пересыпать, перекладывать… - Пипетки - прищепки - палочками, спичками, карандашами - пинцетом - ложечкой
5.Продуктивные виды деятельности: - Рисование: красками и кисточками, карандашами, руками, пальцами, перьями, мелками, бумагой, полосками, травинками….. - Аппликация (разные материалы, разные размеры и формы, сочетание материалов и приемов) - Лепка - Конструирование(из бумаги, строителя, конструктора, ЛЕГО,КОМБО, резиновые, металлические, пластмассовые, бумажные, картонные, стеклянные, деревянные…) - Бумагопластика - Оригами - Макраме - Вышивание - Вязание - Шитье - Ниткопластика - Пластилинография - Биссероплетение - Соленое тесто
6. Театр: Теневой, бибабо, пальчиковый, бумажный, плоскостной 7.Графические упражнения: - Раскрашивание по заданию - Дорисовывание - Перерисовывание - Штрихование - Перепечатывание - Подписывание - Диктанты: графические и слуховые - Мнемотаблицы - Схемы - Лабиринты - Обводки - Пройди по дорожке - Соедини точки - Кроссворды - Ребусы - Деформированные тексты
8. Игры и упражнения: - пазлы, - головоломки, - вкладыши, - Мозаики - Пирамидки - Застежки - Шнуровки - Кубики 9. Пескотерапия 10. Сюжетно – ролевые игры - Изготовление атрибутов (билеты вырезают, лепят конфеты, строят дорогу, обстановку для игры…) - Выполнение игровых действий (одеть куклу, завязать бантики в парикмахерской, распутать нитки бабушке, перебрать горох повару, смотать бинты врачу…) 11. Бытовая деятельность: перебирание крупы, очистка овощей и фруктов, расстегивание – застегивание, завязывание, уход за растениями, очистка одежды от катышков, заклеивание книги, стирка …
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.