Представление диссертационных исследований: из опыта экспертного оценивания Жиляєв Ігор Борисович Д.е.н., професор кафедри менеджменту НТУУ КПІ i.zhylyaev@kpi.ua.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Advertisements

Повышение эффективности логистической системы предприятия Соискатель – Слиж Д.А. Научный руководитель – кандидат географических наук Решетников Д.Г. Диссертация.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Как представлять опыт работы учителя. Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; её отбор,
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
МЕНЕДЖМЕНТ. Методы планирования
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Правовое регулирование международной передачи технологий Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Диссертант Андрей Метелица.
Сильные и слабые культуры. Выполнила: студентка 1 курса Специальность: Зимина Елизавета Андреевна Руководитель: к.т.н. доцент Жуликов П.П. Министерство.
РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ- ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Руководитель: д.э.н., профессор Гусаров Юрий Валериевич.
Транксрипт:

Представление диссертационных исследований: из опыта экспертного оценивания Жиляєв Ігор Борисович Д.е.н., професор кафедри менеджменту НТУУ КПІ

Тема – название исследования (примечание 1) О чем выступление? «…Встречают по одежке…» «Видна птица по полету, а книга – по заглавию» В.Г. Белинский Знаменитый математик Андрей Крылов (метод Крылова- Галеркина в теории дифференциальных уравнений, теория остойчивости корабля): 1) статья в защиту академика Лазарева «О влиянии пения на зрения» (1936 г.) – озаглавить «Влияние раздражения мозгового центра слуха на мозговой центр зрения»; 2) пример лорда Кельвина - названия работ из 50 слов Крылов А.Н. Мои воспоминания (1963) – электронный ресурс На фига попу гармонь? – «Проблемы эффективного использования некоторых музыкальных инструментов лицами духовного звания в целях духовного просвещения и воспитания» Название должно отражать содержание!

Актуален ли разговор?.. Система атестації наукових кадрів вищої кваліфікації: монографія / В. І. Сергієнко, І.Б. Жиляєв, М.О. Кизим, О.М. Тищенко; НДЦ інд. проблем розвитку НАНУ. - Наук. вид. - Х. : ІНЖЕК, с.

На одного диссертанта… Научный руководитель (1) Предзащита: как минимум 2-3 человека должны проанализировать диссертацию. Все остальные члены заседания - участие в обсуждении и голосование. Руководитель организации подписывает рекомендацию к защите. (официальное название предварительная экспертиза с выводами о научной и практической ценности) Принятие к защите: экспертиза – Председатель и секретарь спецсовета, заключение 3 членов совета, голосование членов совета за принятие к защите. Подготовка к защите: отзывы на диссертацию (Оппоненты 2-3) и автореферат (5-10), экспертное заключение 3 членов совета. Проведение защиты: члены совета (15-20) + присутствующие должны познакомиться, по крайней мере, с авторефератом. ВАК: члены экспертного совета + Выполнение обязательного требования публикаций. Работа должна быть апробирована, значит, каждую публикацию несколько человек должны были читать, рецензировать и утверждать в соответствующем журнале. В среднем – как минимум высококвалифицированных специалистов.

Випущено аспірантів за рік з захистом дисертації Фактично випущено у 2012 р аспірантів з економічних наук, у т.ч. з захистом дисертації – 406 осіб (27,2%). У 2012 р. диплом кандидата наук отримали 3912 осіб, з яких 12,7% - з економічних наук.

Динаміка чисельності кандидатів наук, які працюють в економіці України, осіб, рр.

Мотивация участников экспертизы: Административная обязанность Участь учених у роботі, пов'язаній з атестацією наукових і науково- педагогічних кадрів, є складовою їх наукової та науково- педагогічної діяльності (п. 8 Порядку присудження наукових ступенів, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від р. 423 [1]). Материальная заинтересованность??? (норма оплаты труда оппонента кандидатской = 126,00 грн. за отзыв + участия в заседании (1 час х 44,31 грн.). Итого = 170 грн. 31 коп. (Наказ Вищої атестаційної комісії України, Міністерства праці та соціальної політики України від р. 696/345) В то же время качественное рецензирование кандидатской диссертации – это минимум полная неделя работы. Корпоративная научная этика Научная заинтересованность (одержимость)

Что подлежит экспертизе (объект)? Диссертация (теоретического и прикладного значения) Автореферат Публикации (полнота изложения материалов диссертационного исследования) Выступление (презентация результатов диссертационного исследования) (п. 4.5 Положення про спеціалізовану вчену раду: «…під час засідання обов'язково встановити рівень теоретичної підготовки здобувача, його особистий внесок у розв'язання наукової проблеми чи у вирішення конкретного наукового завдання, обізнаність здобувача з результатами наукових досліджень інших учених із зазначених у дисертації наукових проблем чи наукових завдань та їх порівнянність з результатами наукових досліджень здобувача) Рамки экспертизы установлены: 1) требованиями нормативно-правовых актов; 2) традициями групп научного сообщества; 3) опытом эксперта. Т.е. – субъективны.

Официальный оппонент на основе изучения диссертации и работ, опубликованных по теме диссертации, представляет в совет отзыв, в котором определяются степень актуальности выбранной темы, обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, их достоверность и новизна, полнота их изложения в опубликованных работах, а также делает вывод о соответствии диссертации требованиям Порядка присуждения научных степеней и присвоения ученого звания старшего научного сотрудника, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от г Фактически оппонент проводит экспертизу: какое приращение научных знаний дает завершенная и представленная к защите диссертация. Часто вместо характеристики сути научного приращения, содержащегося в диссертационном исследовании, описывается то, что, по мнению автора, можно отнести к новым результатам.

1. С чего начать экспертизу? Для эксперта и диссертанта полезным может быть использование логической схемы анализа диссертаций на предмет методологической целостности, предложенной профессором Ашеровым Акивой Товиевичем. Подготовка проекта отзыва на диссертацию по этой схеме позволяет: 1) избавить эксперта от необходимости вести неинтересные научные раскопки; 2) сформировать представление о подготовленности диссертанта: подготовленный принесёт отзыв через 3-4 дня, слабо подготовленный - через 3-4 недели, а некоторые исчезают надолго, что тоже неплохо; 3) необходимость ответить в отзыве на конкретные вопросы заставит диссертанта ещё раз (а может быть, в первый раз!) ОСМЫСЛИТЬ и структурировать результаты своего многолетнего труда.

1. Цель, предмет, объект 2. Задачи З.5 З.2 З.3 З.4 З.1 З.6 З.7 3. Разделы З Резуль- таты Рез. 1 Рез. 2 Рез Труды 2, 4, 6 7, 8, 10 1, 3, 5, 9, Новизна 7. Выводы Н. 1 Н. 2 Н. 3 Н. 4 Рез. 1,3 В. 1 З.1 В. 2 З.1, 2 Рез.1 В. 3 З.4 Рез.2 В. 4 З.5,6 Рез.2 В. 5 З.7,8 Рез.3

Логическая схема Ашерова (1) Шаг 1. Анализ связи «цель - задачи». Задачи исследования должны полностью охватывать (реализовывать) цель. Шаг 2. Анализ связи «задачи - разделы». Каждая заявленная задача должна быть в каком-то разделе сформулирована и решена. Шаг 3. Анализ связи «разделы - результаты». Результаты, выносимые на защиту, должны быть: а) перечислены на схеме и в тексте диссертации; б) соотнесены с разделами диссертации (их можно явно найти) и, самое главное, в) должны быть сформулированы в выводах по разделам. Примечание: Правильно построенный первый раздел, как правило, не должен содержать научных результатов, выносимых на защиту; результаты первого раздела обеспечивают актуальность и, частично, достоверность будущих научных результатов (поэтому нет стрелки от «Раздела 1» к «Результату»)

Логическая схема Ашерова (2) Шаг 4. Анализ связи «результаты - труды». Из названия и содержания трудов в списке опубликованных работ должно быть видно содержание результата, выносимого на защиту. Внимание: все результаты должны были опубликованы. Шаг 5. Анализ связи «результаты - новизна». В отношении каждого результата должна быть указана его новизна. Пунктов новизны может быть больше, чем заявленных результатов. Примечание: на схеме имеются 3 результата и 4 пункта новизны. Шаг 6. Анализ связей «выводы задачи, выводы - результаты». В выводах должно быть описано: а) решение каждой задачи; б) суть каждого научного результата, выносимого на защиту. Примечание: на схеме 5 выводов; для каждого вывода указана задача, решению которой он посвящен (сокращение - З.), и научный результат (сокращение - Рез.), излагаемый в этом выводе.

2. Ключевой компонент экспертизы: новизна Требования: Кандидатская диссертация должна содержать новые научно обоснованные результаты проведенных лично соискателем исследований, которые развязывают конкретное научное задание, имеющее существенное значение для определенной отрасли науки [1]. Основные научные результаты диссертации должны отражать личный вклад соискателя в их достижение и обязательно быть опубликованы [1]. Анализ экономических работ 2003 года показал, что только одна из пяти определяет новизну соответствии с квалификационными характеристиками ВАК. В России ( гг.) юридические науки – около 14%.

Квалификационные характеристики научной новизны : Приводится короткая аннотация новых научных положений (решений), предложенных соискателем лично. Указывается отличие полученных результатов от известных ранее, описывается степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, получило дальнейшее развитие). Каждое научное положение четко формулируют, выделяя его основную сущность и сосредоточивая особое внимание на уровне достигнутой при этом новизны. Сформулированное должно читаться и восприниматься легко и однозначно (без нагромождения мелких и затемняющих его суть деталей и уточнений). Нельзя излагать научные положения в виде аннотации, когда просто констатируют, что сделано, а сущность и новизну положения из написанного выявить невозможно. Представление научных положений в виде аннотации – наиболее распространенная ошибка соискателей. Нельзя включать описание новых прикладных (практических) результатов, полученных в виде способов, устройств, методик, схем, алгоритмов и т.п. Всегда размежевывать полученные научные положения и новые прикладные результаты, вытекающие из теоретических результатов. Все научные положения с учетом достигнутого ими уровня новизны являются теоретической основой разрешения в диссертации научной задачи. Наказ ВАК від р. 121

Некоторые элементы новизны В экономических работах чаще всего выдвигаются три типа предложений: модели (механизмы), методики (технологии) и концепции. Каждая из названных разновидностей авторских решений может быть охарактеризована определенными, лишь ей присущими признаками новизны. Как показывает анализ формул новизны защищенных кандидатских и докторских диссертаций в области экономики, в числе выдвигаемых на новизну результатов исследования соискатели ученых степеней указывают либо цели, либо новый положительный эффект, в то время как нужно охарактеризовать признаки, обеспечившие достижение этих целей и положительного эффекта.

Пример: в разделе научной новизны автореферата докторской диссертации соискатель формулирует: «модифицирована концепция экономической флуктуации и разработана модель развития регионального хозяйственного комплекса по бифуркационному потенциалу, учитывающая структурную неравномерность регионального развития, потенциал и скорость изменений воспроизводственных пропорций». Критика: В одной фразе задействовано сразу два типа предложений: концепция и модель. Недостаток данного обоснования новизны состоит, прежде всего, в том, что не представлены ни новые признаки концепции, ни новые признаки модели, отличающие их от уже известных. Вместо этого дана реклама в виде характеристики (обозначения) положительного эффекта: «учитывающая структурную неравномерность регионального развития, потенциал и скорость изменений воспроизводственных пропорций». Было бы уместно указать новые признаки, позволяющие «учитывать неравномерность, потенциал и скорость…». Размышления: анализировать не только нормативы и удачные решения проблем, а и неудачные (Г.М. Добров. Капутология)

В докторской диссертации «Методология выявления резервов экономического развития и формирование внутренних инвестиционных ресурсов предприятия» приводятся следующие формулы новизны: «предложены концепции, механизмы и технологии выявления резервов и формирования внутренних инвестиционных ресурсов предприятия», «сформулирована экономическая категория резервов экономического развития». Это – реклама без раскрытия сути и новизны сделанного автором. Следующему исследователю будет неясно, какие отличительные признаки характеризуют данную авторскую концепцию, какие разработаны механизмы и чем они отличаются от уже существовавших, что нового внесено в технологии, чем отличается формулировка экономической категории «резервы экономического развития» от аналогичных понятий.

Элементы экономических решений: модель, методика, концепция: 1) модель (механизм) Новизну модели (механизма) характеризуют следующие признаки (в отдельности или в сочетании): 1.1. Блоки и их элементы, из которых состоит модель (механизм). Эта группа признаков самая важная, т. к. без них невозможно представить себе модель. Чем больше в объекте принципиально новых блоков и их элементов, тем больше предпосылок выявления существенной новизны. Пример 1. Предложена модель технопаркового развития системы инновационного обеспечения регионального аграрного образования и информационно-консультационного сельскохозяйственного сервиса, отличающаяся введением механизма саморазвития, позволяющего функционировать, прогрессивно развиваться в условиях недостаточности или отсутствия бюджетного или аналогичного внешнего финансирования. Здесь в качестве нового вклада в известную модель вводится новый блок (элемент) – механизм саморазвития, который и позволяет обеспечить новый положительный эффект, т.е. прогрессивное развитие в условиях недостаточности бюджетного финансирования. Пример 2. Разработана модель урожайности зерновых и зернобобовых культур, в качестве отличительной особенности которой является введение в ее состав природно-климатических факторов. В этой формуле новизны в известную модель вводится новый элемент, при этом положительный эффект не показывается (должен быть в диссертации).

1.2. Взаимосвязь блоков и элементов модели (механизма). Эти признаки позволяют получить представление о конструктивной схеме модели, т. к. перечисление блоков и деталей – это лишь набор элементов, из которых состоит объект, выносимый в качестве нового. Отражая связи между элементами, можно воссоздать предлагаемый механизм точно так же, как из набора отдельных строительных деталей путем подбора определенных взаимосвязей создается то или иное сооружение. Связи могут быть известными, могут быть новыми. Новизна взаимосвязей блоков и элементов при наличии нового положительного эффекта способствует констатации новизны диссертации. Пример 3. В работе предлагается формула: разработана экономико- математическая модель рынка труда, отличающаяся динамизацией нелинейной зависимости между показателями, характеризующими уровень безработицы и заработной платы за счет включения в нее параметров эластичности, что позволило рассмотреть поведенческие свойства рынка труда в зависимости от складывающейся экономической ситуации. Критика: В данной формуле новизны известная модель обременена связью – динамизацией… за счет включения параметров эластичности. Здесь построение спорное. С одной стороны признак методики (способа) – динамизация. С другой стороны, эта динамизация обеспечена включением параметров эластичности – либо связью, либо особенностью исполнения модели. Новый положительный эффект от такого построения модели – определение поведенческого свойства рынка.

1.3. Особенности исполнения блоков и элементов. Можно встретить модели (механизмы) с одинаковыми блоками и элементами. Однако, они не всегда идентичны, поскольку одни и те же блоки и их элементы могут иметь свои конструктивные особенности. В экономических диссертациях чаще всего есть намеки на какие-то особенности исполнения без раскрытия этих особенностей, хотя раскрытие особенностей конструктивного исполнения предложенной авторской модели может являться признаком новизны. Пример 4. Предложена модель модификации тарифной сетки, отличие которой состоит в расширении диапазона тарифного коэффициента до 6,3. В данном построении заявляется в качестве новой особенность построения модели тарифной сетки – расширенный диапазон тарифного коэффициента до 6, Соотношение размеров блоков и элементов. Новое значение, либо соотношение размеров, объемов, обеспечивающее новый эффект, также могут быть предметом новизны. Пример 5: предложена модель выставочного комплекса, отличительная особенность которого в том, что минимальный размер реализуемой клиентам площади выставочных услуг не может быть менее 1000 квадратных метров. В приведенной формуле новизны модели дается нижняя граница коммерческой площади выставочного комплекса. Положительный эффект такого ограничения состоит в том, что 1000 квадратных метров – это точка безубыточности выставочного комплекса Применение по новому назначению. Известные механизмы могут найти новое применение, не вытекающее из своего широко известного первоначального назначения.

Методика (практика) В отличие от модели (устройства, структуры) методика является способом осуществления каких-либо действий, являя собой некий технологический процесс, характеризуемый следующими новыми признаками 2.1. Действия и операции, из которых состоит методика. Можно ввести в известную методику новые операции, обеспечивающие положительный эффект, либо предложить новую совокупность операций. Пример 7: предложена методика расчета резервов повышения эффективности производства зерна, отличающаяся введением комплексного поэтапного эко­номического анализа, учитывающего особенности сельскохозяйственного производства. В данном примере суть предлагаемой методики состоит во введении нового действия – комплексного анализа. Новый положительный эффект этого нововведения – в возможности учета отраслевых особенностей

2.2. Последовательность действий. Последовательность действий часто определяет функциональность методического процесса, ибо изменение последовательности действий может повлечь за собой новый положительный эффект, а может привести к тому, что процесс вообще невозможно будет осуществить. Пример 8. Предложена методика распределения стимулирующей части фонда финансовой поддержки, отличительная особенность которой состоит в последовательности действий, при которой сначала осуществляется выбор быстродействующих алгоритмов при дискредитации допустимого множества, затем осуществляется фильтрация дискретизированного множества и обеспечение эффективного по Парето и устойчивого по Нэшу оптимального решения, направленного на повышение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Заявленная соискателем новизна методики в том, что сначала осуществляется один технологический прием (выбор быстродействующих алгоритмов), затем другой прием (фильтрация).

2.3.Режим проведения действий, операций. В методике могут быть заданы условия и режимы осуществления действий, которые являются новыми и обеспечивают достижение заявляемых целей и положительного эффекта. Пример 9: предлагается формула модели свеклосемяводческого хозяйства, отличающаяся 15-процентным насыщением севооборота свекловичных культур. Здесь в качестве нового заявляется режим осуществления действий – пятнадцатипроцентное насыщение севооборота Материалы, вещества, условия, механизмы, инструменты и приспособления, участвующие в технологическом процессе. Пример 10. Предложена методика регионального бюджета для стратегического планирования, отличительной особенностью которой является использование инструмента имитационного моделирования.

Концепция Признаки концепции схожи с признаками методики, но обладают большей абстрактностью Отказ от одних взглядов и поворот к иной точке зрения. Пример 11: новизна сформулирована так: «разработаны методологические основы и концепция развития инфраструктуры инновационной поддержки аграрного образования. В отличие от традиционных подходов указанную инфраструктуру предлагается формировать не вокруг производств или на базе производственных структур, как это делается сейчас, а вокруг университетов». Здесь в качестве нового заявляется отказ от традиционного взгляда и поворот к новому, на базе которого будут формироваться иные структурные построения.

3.2. Развитие известных, либо формулирование новых, пионерных взглядов. Пример 12: разработана концепция развития экономического потенциала, описывающая задачи и цели развития, отличие которой в базировании на использовании тенденций эволюционирования организации во внешней среде как основы для создания предпосылок для стабильного функционирования промышленного предприятия за счет его адаптивного развития. В данной формулировке новизны известные признаки указываются до слова «отличие», а новые признаки после этого слова.

В экономических диссертациях наряду с типовыми встречаются формулы новизны следующих объектов авторской защиты: классификации, критерии оценок, оценки, понятия, группировки, принципы, категории, показатели, обоснования, факторы, особенности, тенденции, подходы, уточнения сущности или содержания, меры и другие. Формулы новизны всех этих объектов также базируются на вышеизложенных признаках и принципах характеристики новизны. Главный принцип – не декларировать о внесении чего-то нового (классификация, принципы, тенденции и т.д.), а показать конкретно, что нового внесено в классификацию, какие выявлены новые принципы и тенденции.

Категории Пример 13: … определены сущность и раскрыто новое содержание категории «инновация», которое в отличие от известных толкует ее как обеспечивающий создание конкурентных преимуществ техническое, организационно-управленческое или социальное решение проблемы, а также категории «инновационное обеспечение» как совокупности проводимых в практику прогрессивных инноваций, обеспечивающих конкурентоспособное социальное и кадровое развитие территории. В данной формуле новизны показывается неизвестное в литературе уточнение сущности известной экономической категории – решение, обеспечивающее создание конкурентных преимуществ. Пример 14 формулы новизны на уточнение категории: …уточнено понятие категории «резервы», отличающееся от известных тем, что резервы рассматриваются не как потери или запасы, а как неиспользованные возможности роста эффективности производства.

Оценка Пример 14: проведена оценка состояния кадрового обеспечения регионального АПК по уровням профессиональной подготовки, включая начальную, что позволило сделать вывод о серьезном отставании профессиональной подготовки сельскохозяйственных кадров, недооценке в регионе проблем профессионального образования в аграрной кадровой политике, причинах низкой закрепляемости выпускников аграрных образовательных учреждений, несоответствия качества подготовки специалистов современным требованиям. Автором диссертации в качестве нового заявляется конкретный вывод по результатам анализа, т.е. вывод о серьезном отставании…

Методический подход Пример 15: разработан методический подход к формированию стратегии развития экономического потенциала предприятия, отличительная черта которого состоит в проведении диагностики и обосновании приоритетности на основе метода нечеткого моделирования. Здесь соискатель, по сути, уточняет методику формирования стратегии, дополняя ее новым, на его взгляд, действием – проведением диагностики на основе метода нечеткого моделирования. Данная формула новизны характерна для методики (способа), признаки новизны которой показаны выше.

Классификация Пример 16: разработана классификация резервов, отличительной особенностью которой является введение классификационного признака «по технологиче­ским операциям» и углубление признака «по масштабу возникновения»; разработан метод оценки конкурентоспособности экономического потенциала предприятия, базирующийся в отличие от известных подходов на критериях, характеризующих потенциал предприятия в соответствии с этапами жизненного цикла. Формула новизны здесь аналогична методике.

Некоторые общие замечания 1. Диссертант «пропустил» положения новизны. Некоторые считают, что их рассматривать не стоит, поскольку автор посчитал их несущественными. 2. Тема и новизна должны совпадать: Все выносимые на защиту положения должны «укладываться» в тему работы. Однако, часто выносимые на защиту положения выходят за рамки работы либо полностью либо частично (1 из 5). Хотя это и свидетельствует о неправильном выборе темы, эти положения нужно анализировать. 3. Положения обладают новизной, достоверностью и оригинальностью не полностью, а частично – подлежит рассмотрению. 4. Публикация – требование относится к основным, выносимым на защиту результатам («основные» и «второстепенные» - последние могут быть не опубликованы). Некоторые считают, что не менее половины выносимых на защиту положений должно быть опубликовано.

Если новизна четко определена, в тексте (указаны стр.) понятно, как получены результаты, проблем с оценкой новизны обычно не возникает. Должен быть четко определен результат – некоторое положение, выявленное в результате исследования. Как минимум в качестве научного результата можно рассматривать метод, с помощью которого были получены результаты. Главное – не количество пунктов 4-5-6…, а аргументированное обоснование новых идей, разработанных диссертантом.

Соответствие паспорту научной специальности: Украина – 11 экономических специальностей, в структуре паспорта – 1) формула специальности; 2) направления исследований. Россия: 6 специальностей, в структуре: 1) формула специальности (область исследования); 2) объект исследования; 3) предмет исследования; 4) Области исследований