Занятие 4 «Технология разработки дополнительной образовательной программы. Проектирование различных компонентов дополнительной образовательной программы»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Advertisements

Структура учебной ( рабочей ) программы. 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Учебно - тематический план 4. Содержательная часть 5. Методическая.
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Методическая разработка по теме: Презентация "Образовательная программа дополнительного образования"
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Рабочая программа - учебно-методический документ учебного предмета Подобряева Н.Л., методист ГПСП технологии.
«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова.
Рабочие программы Теоретический семинар Подготовила Шпилевая Е.В г.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Требования к разработке образовательных программ Методические рекомендации к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.
Транксрипт:

Занятие 4 «Технология разработки дополнительной образовательной программы. Проектирование различных компонентов дополнительной образовательной программы» Целевая программа «Технология разработки дополнительной образовательной программы»

Учебно-тематический план Выдержка из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России oт «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»): Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: -перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы. Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу. Формула расчета количества часов на учебный год (см. Устав ОУ): кол-во часов в год = кол-во часов в неделю X кол-во учебных недель

Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения. В зависимости от замысла автора с учетом сохранения смысла данного раздела программы могут встречаться различные формы оформления учебно-тематического плана.

ПРИМЕР 1. Данная форма учебно-тематического плана приемлема в случае кардинального несовпадения тем первого и последующих годов обучения (на каждый год обучения формируется отдельные УТП, которые размещаются последовательно друг за другом с указанием года обучения) Учебно-тематический план 1 года обучения Названия разделов, тем Количество часов ВсегоИз них ТеорияПрактика 1Вводное занятие 2Раздел «…» Раздел «…» Заключительное занятие Итого (или всего)

ПРИМЕР 2. Данная форма учебно-тематического плана приемлема в случае полного (или большого объема) совпадения тем первого и последующих годов обучения Учебно-тематический план Названия разделов, тем Количество часов 1 года обучения2 года обучения ВсегоИз нихВсегоИз них ТеорияПрактикаТеорияПрактика 1Вводное занятие 2Раздел «…» Раздел «…» Заключительное занятие Итого

ПРИМЕР 3. Данная форма учебно-тематического плана приемлема в случае, если на освоение одних и тех же тем программы различным группами обучающихся отводится разное время (например, младшей группе отводится 72 часа, средней -103 часа, старшей – 144 часа, или на ознакомительный уровень отводится 72 часа, базовый уровень – 103 часа, углубленный уровень -144 часа). Учебно-тематический план 1 год обучения Названия разделов, тем Младшая группаСтаршая группа Количество часов ВсегоИз нихВсегоИз них ТеорияПрактикаТеорияПрактика 1Вводное занятие 2Раздел «…» Раздел «…» Заключительное занятие Итого

Организационная модель образовательного процесса должна найти отражение в учебно-тематическом плане. Изучение разделов, тем программы может быть: - последовательным, - с чередованием предметных областей; - параллельная работа в нескольких предметных областях, разделах и др.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практические занятия должны преобладать над теоретическими (не забывайте о системно-деятельном подходе как одной из основных парадигм ДОД). В учебно-тематический план можно закладывать часы на: -вводное занятие (введение в программу); -концертную, выставочную деятельность, соревнования и пр. (то есть на мероприятия, позволяющие демонстрировать промежуточные и итоговые результаты освоения программы); -мероприятия воспитательно-познавательного характера; -итоговое занятие и др.

Необходимо помнить: 1)Учебно-тематический план не надо превращать в поурочное или календарно-тематическое планирование (в учебно-тематическом плане отражаются разделы и темы, а не отдельные занятия). 2)Между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания программы должно быть строгое соответствие

Содержание программы Выдержка из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России oт «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»): содержание программы дополнительного образования возможно отразить через краткое описанием тем (теоретических и практических видов занятий). Рекомендации по оформлению данного раздела: Раскрывать содержание программы необходимо в том же порядке, в каком разделы и темы представлены в учебно-тематическом плане. Изложение материалов ведется в именительном падеже. Телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без описания методики), содержание излагается в виде констатации вопросов, выносимых на обсуждение. Содержание пишется для каждого года обучения, с учетом всех вариантов, идей программы.

Содержание каждой темы образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий): -указание названия темы, -описание теории (перечислить основные теоретические понятия, узловые моменты теории); -описание практики (указать формы и виды практической деятельности). При включении в дополнительную образовательную программу экскурсий, игровых занятий, досугово-массовых мероприятий и др. указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия. Можно отдельно описать такие виды практической деятельности, как, например, «Физкультурная пауза», «Задания базового уровня», «Задания повышенного уровня» или «Самостоятельная (творческая) деятельность».

Существует большой спектр вариантов оформления раздела «Содержание программы». Некоторые из вариантов: ПРИМЕР 1: Раздел 1 «…» Тема 1.1 «…» Теория….. Практика….. ПРИМЕР 4: Раздел 1 «…» Тема 1.1 «…» Теория….. Практика….. Контроль и оценка …… ПРИМЕР 2: Раздел 1 «…» Тема 1.1 «…» Теория….. Практика Ознакомительный уровень………. Базовый уровень……………….. Повышенный (творческий, углубленный) уровень……………. ПРИМЕР 5: Раздел 1 «…» Тема 1.1 «…» Теория….. Практика….. …………… Дополнительные задания:…… Домашнее задание:………. ПРИМЕР 3: Раздел 1 «…» Тема 1.1 «…» Теория….. Практика….. Методическое обеспечение:…….. Материально-техническое обеспечение:……………………….. ПРИМЕР 6: Раздел 1 «…» Тема 1.1 «…» Теория….. Практика….. …………… Примерный перечень работ:…..

ПРИМЕР Тема 5.1. Холодный батик Теория Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками. Практика Задание «Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков».

ПРИМЕР (данная программа обеспечивает возможность разноуровневого обучения): Содержание программы 1 год обучения Ознакомительный уровень 1. Вводное занятие Теория. Путешествие в историю Дымковской игрушки. История создания и современное состояние старинного вятского дымковского промысла, его связь с праздником прихода весны «Свистунья». Образные системы Дымковской игрушки: животные (сказочные об­разы), животные, представленные в необычных ситуациях (медведь-музыкант, козёл в штанишках и т. д.), люди. Показ иллюстраций и образцов. План работы коллектива на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе с глиной. Практика. Самостоятельная работа «Выбор тематики лепки и лепка выбранной фигурки. 2. Лепка домашних птиц конструктивным способом. Роспись готового изделия Теория. Разнообразие видов птиц, их повадки, форма. Отличительные черты, соотношение частей тела. Выбор изделия. Особенности составление технологической карты изделия. Практика. Выбор изделия из перечня. Составление технологической карты изделия. Лепка основной части туловища (полого, овальной формы). Лепка остальных деталей. Сборка деталей с туловищем. Замывка и заглаживание швов. Оформление декора. Роспись Дымковской игрушки: особенности орнамента, грунтовка, роспись гуашью по грунтованной игрушке. Примерный перечень изделий по теме «Птичий двор»: петух, курица, курица с цыплятами, индюк. Базовый уровень 1. Вводное занятие Теория. …………………………………………………………….. Углубленный уровень 1. Вводное занятие Теория. ……………………………………………………………..

По окончанию разработки содержания программы ответьте на вопросы: 1.Соответствует ли содержание программы её целям и задачам? 2. Согласовано ли оно с ожидаемыми результатами? 3. Учтены ли при отборе содержания принципы дидактики? 4. Является ли содержание последовательным? 5. Будет ли оно интересным для учащихся? 6. Указаны ли различные уровни усвоения учебного материала? 7. Изучаются ли понятия и термины? И пр.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей Данный раздел программы предоставляет педагогу возможность передать особенности его педагогического творчества. Данный раздел логически и содержательно продолжает предыдущие. Выдержка из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от «О примерных требованиях К программам дополнительного образования детей» Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: -обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); -рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; -дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Из приложения к Положения о VIII Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ дополнительного образования детей Методическое обеспечение может включать описание: - форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); - приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; - форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

В данном разделе могут быть описаны: 1)различные методики, рекомендации, сопровождающие учебный и воспитательный процесс, особенности использования тех или приемов и методов обучения, воспитания, социализации; 2)учебно-методическое обеспечение программы; 3) материально-техническое оснащение программы; 4) кадровое обеспечение (при необходимости).

1) Методики, рекомендации, сопровождающие учебный и воспитательный процесс, особенности использования тех или приемов и методов обучения, воспитания, социализации Описываются особенности проведения занятий в рамках программы, используя различные модульные и локальные методики, методы, приемы обучения. Например, методику контроля усвоения учащимися учебного материала; методику диагностики (стимулирования) творческой активности учащихся; методику осуществления воспитательной работы, работы с родителями; методику формирования детского коллектива, организации детского самоуправления; методику организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы и др.), методику преподавания отдельных тем (разделов) программы, проведения различных видов практических работ и др. Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методика – это совокупность характерных особенностей применяемых в определенной технологии методов, средств, приемов.. Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – это упорядоченная совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Понятие метода обучения отражает: – способы обучающей работы педагога и способы учебной работы детей в их взаимосвязи; – специфику их работы по достижению различных целей обучения. Прием – это элемент, составная часть или отдельная сторона метода, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре. Один и тот же способ деятельности обучающихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других – как прием обучении (например, беседа).

Выбор методов, приемов обучения не может быть произвольным. Он зависит от: -целей дополнительной образовательной программы; -особенностей конкретной дисциплины, содержания изучаемого предмета, темы; -времени, отведенного на изучение того или иного материала; -возрастных особенностей обучающихся; -уровня реальных познавательных потребностей и возможностей обучающихся; -уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития); -особенностей детского объединения; -внешних условий (географических, производственного окружения и др.); -материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; -возможностей педагога, уровня его теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств и пр.

Существуют различные классификации методов обучения, воспитания, социализации ПРИМЕР: классификация методов обучения, в основе которой лежит источник знаний, умений, навыков: Словесные методы (источник ЗУН- устное или печатное слово): - Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д. - Работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.) Наглядные методы (источник ЗУН– наблюдаемые предметы, явления, пособия и др.): - Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок и пр.). - Метод демонстраций (демонстрация приборов, опытов, медиаматериалов и др.). - Метод наблюдения. - Просмотр видеоматериалов. Практические методы (источник ЗУН – практические действия): - Упражнения (устные, письменные, графические, учебно-трудовые). - Лабораторные работы (опыт). - Практические работы, учебно-производительный труд.

ПРИМЕР: классификация методов обучения, в основе которой лежит тип (характер) познавательной деятельности обучающихся: Объяснительно-иллюстративный метод (восприятие и усваивание готовой информации): беседа, объяснения, демонстрация опытов и др. Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности): решение различных ключевых (репродуктивных) задач, отработка упражнений, овладение приемами, алгоритмами практических действий и др. Проблемный метод (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом): логические рассуждения, анализ наблюдений, диспуты, постановка проблем, работа с информационными источниками и др. Частично-поисковый (эвристический) метод : эвристическая беседа, анализ учебного материала, решение проблемных ситуаций и др. Исследовательский метод (самостоятельная творческая работа): исследования (самостоятельная постановка проблем, нахождение способов их решения), выполнение творческих работ и др.

Решение воспитательных задач осуществляется как в процессе обучения, освоения предмета, так и в ходе проведения отдельных воспитательных мероприятий. При описании методики осуществления воспитательной работы этот факт необходимо описать. При оформлении можно воспользоваться таблицей. НАПРИМЕР: Воспитательная работа Воспитательные задачи Воспитательные мероприятия Срок проведен ия Год обучения Воспитание культуры здорового образа жизни Профессиональная ориентация - - -

2. Учебно-методическое обеспечение (УМК) – это перечень методических (для педагога) и учебных, дидактических (для обучающихся) материалов. Методический и учебный, дидактический материал подбирается, систематизируется и описывается -в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), -с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, с учетом уровня их развития и способностей. При описании учебно-методического обеспечения 1) целесообразно обозначить собственное авторство того или иного материала (при существовании данного факта); 2) указывать вид и название всех перечисленных методических, учебных, дидактических материалов.

Некоторый перечень видов методических материалов для педагога: 1.Методическое пособие, включающее в себя указания по рациональному использованию всего комплекса учебно-методических материалов и рекомендуемой литературы 2.Комплект вспомогательных методических материалов для педагога 3. Конспекты занятий 4. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения диагностических, аттестационных, мониторинговых процедур 5. Методическое описание и разъяснение дел, событий детского объединения. 6. Хроника участия объединения в общественно-значимых делах и достижений обучающихся данного коллектива, фото-и видеоархивы. 7. Нормативы безопасного труда и санитарной гигиены в конкретном виде деятельности 8.Медиапособия для педагога и др. Некоторый перечень видов дидактических материалов для обучающихся: 1. Учебник, учебное пособие 2. Комплект вспомогательных учебных пособий 3. Комплект вспомогательных дидактических материалов Медиапособия Наглядные пособия Динамические пособия Раздаточный материал и др.

3.Некоторый перечень материально – технических средств, необходимых для реализации программы: сведения о помещении, в котором проводятся занятия, сведения о наличии подсобных помещений, перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.; перечень материалов, необходимых для поведения занятий, учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.); требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.) и пр. Перечень средств обучения, то есть необходимого оборудования, инструментов и материалов дается в расчете на каждого обучающегося в учебной группе.

4. При необходимости необходимо дать характеристику кадрового обеспечения (перечислить педагогов, необходимых для реализации программы, охарактеризовать требования к уровню их профессионализма, указать при необходимости вовлеченность психолога).

Список использованной литературы 1) Использованную литературу можно дать целым списком или структурировать её по группам по каким-либо признакам. Например, -«Нормативно-правовые документы»; -«Научно-методическая литература»; -«Литература по педагогике и психологи»; -И др. Среди методистов существует мнение, что литературу желательно разделить на несколько разделов: - для педагога; - для обучающихся, - для родителей (если это предусмотрено особенностями программы). 2) В данном разделе можно привести списки других источников информации, которые использовались педагогом (например, «Список использованных Интернет-ресурсов»). 3) Источников информации должно быть достаточно. 4) Информация должна отвечать требованиям современности (обратите внимание на даты выпуска книг, периодики, нормативных документов). 5) При оформлении списка литературы необходимо выполнять библиографические требования

Приложения к программе К приложениям ДОП можно отнести: календарно-тематический план, инструкции по правилам ТБ и ПБ, контрольно-измерительные материалы, критерии оценивания, способы фиксации результатов освоения программы (творческие дневники, портфолио, листы оценивания и др.), история создания коллектива и его результаты, различные методические и дидактические материалы и др.

Примерная последовательность процедур разработки программы: 1. Анализ образовательной ситуации Выявление образовательных потребностей потенциальных заказчиков Анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности Определение перспектив развития содержания образования, определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет и пр.). 2. Разработка цели, ради которой вводится программа и задач образовательной программы. 3. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности детского объединения. 4. Разработка путей и условий достижения конечного результата Учет ресурсов (определение средств, методов и форм обучения) Планирование программы Содержание программы по этапам. 5. Контроль и коррекция программы (описание ожидаемых результатов и степени оценки их результативности). 6. Оформление программы.

Некоторые конкурсы программ 1)Всероссийский (муниципальный, областной) конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей. 2)Областной конкурс «Лето» Номинация: «Программы организации летнего отдыха», в которую принимаются: программы смен лагерей с дневным пребыванием детей; программы смен детских оздоровительных лагерей (загородных оздоровительных лагерей и детских оздоровительно-образовательных (профильных) центров); программы смен выездных палаточных лагерей; программы смен «Площадка по месту жительства»; программы профильных смен. В эти программы могут входить краткосрочные дополнительные программы объединений по интересам, которые создаются в различных лагерях.

Списки рекомендуемой литературы для слушателей целевой программы Список нормативно-правовой документации 1) «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ) Закон Российский Федерации «Об образовании», ) Федеральный закон «Об образовании в РФ», ) «Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года», утвержденная Постановлением Правительства Самарской области 5 от ) «Примерные требования к программам ДОД» (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от ) 6) «Санитарно-эпидемиологические требования к УДОД (внешкольные учреждения)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от (Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН ) 7) «Типовое положение об образовательном учреждении ДОД» от , 504 8) «Федеральный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом МОиН РФ от Список научно-методической литературы по дополнительному образованию 1) Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие. М.:АНО «Диалог культур», с. 2) Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы УДОД: Учеб.-метод. пособие. -.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 3) Голованов В. П. Методика и технология работы ПДО: учеб. пособие для студ. учреждений среди проф. образования / В. П. Голованов.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 239 с. 2) Дополнительно образование. Словарь-справочник/автор составитель Д.Е. Яковлев.-М., ) Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высших учебных достижений / Под ред. О. Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 4) Михайлова О.А. Методические рекомендации по составлению образовательных программ, Самара, ) От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для ДОД./ Под ред. А. К. Бруднова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 544 с. 6) Программа педагога ДО: От разработки до реализации/ Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, с. 7) Современное программно-методическое обеспечение УДОД. Методические рекомендации для руководителей и педагогических работников УДОД/Автор-составитель: Т. И. Ермолаева – Самара: СДДЮТ, Список литературы по педагогике и психологии 1) Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов пед. вузов: в 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, Кн.3: Психодиагностика. 2) Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., Российское педагогическое агентство, ) Селевко Г. К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, (Серия «Энциклопедия образовательных технологий») 4) Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно- воспитательного процесса. М.: НИИ школьных технологий, (Серия «Энциклопедия образовательных технологий») 5) Селевко Г. К. Современные образовательные технологии, - М.: Народное образование