Занятия 2 - 3 «Технология разработки дополнительной образовательной программы. Проектирование различных компонентов дополнительной образовательной программы»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Advertisements

Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования (по материалам, представленным в журналах "Дополнительное образование.
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
- нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, способы организации образовательной деятельности и предполагаемый результат - модель образовательного.
«Разработка образовательных программ дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС» СОСТАВИТЕЛЬ: Методист МОАУ ДОД ЦДТ г. Лабинска Хаустова.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Составление программ дополнительного образования.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Методическая разработка по теме: Презентация "Образовательная программа дополнительного образования"
ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Презентация «ООШ д. Михайловка»
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Программное обеспечение деятельности физкультурно- спортивных клубов: регламентация образовательного процесса требования к дополнительным образовательным.
Проектирование учебной рабочей программы в соответствии с современными требованиями к качеству образования.
Транксрипт:

Занятия «Технология разработки дополнительной образовательной программы. Проектирование различных компонентов дополнительной образовательной программы» Целевая программа «Технология разработки дополнительной образовательной программы»

Требования к структуре и оформлению ДОП Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России oт «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» с приложением «Примерные требования к программам ДОД»

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Учебно-тематический план 4. Содержание изучаемого курса 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 6. Список литературы. В структуру программы должны входить все компоненты, исключение одного из них не допускается.

1. Титульный лист Титульный лист – это своего рода "Визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы (выдержка из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России oт «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»): - наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; - название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа; - год разработки дополнительной образовательной программы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Название программы» поле 4 гриф принятия (утверждения) коллегиальным органом поле 3 Автор (или составитель): фамилию, имя, отчество без сокращений, должность поле 6 гриф утверждения Директором (или приказом по учреждению) поле 2 полное наименование образовательного учреждения поле 1 название города, год создания программы поле 7 Возраст обучающихся- Срок реализации- поле 5 гриф принятия (утверждения) коллегиальным органом поле 3* Печать учрежд ения

Поле 1 Полное наименование учреждения в указывается точном соответствии с Уставом. 2) Слова: УТВЕРЖДАЮ, УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНО пишутся прописными буквами и без кавычек, без знаков препинания после них. 3) Даты подписания, утверждения оформляются арабскими цифрами в следующей последовательности: день месяца, месяц, год, например, ) Гриф утверждения дополнительно удостоверяется оттиском печати, что обеспечивает программе юридическую силу. Оттиск печати должен быть хорошо читаем и по возможности захватывать часть наименования должности и подлинную подпись руководителя.

Поле 2 Примеры: 1) УТВЕРЖДЕНО Приказом по МБОУ______ от _______________ 2) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ_____ личная подпись И.О. Фамилия Дата_________________________ 3) УТВЕРЖДЕНО Приказом по МБОУ______ от _______________ Директор МБОУ_____ личная подпись И.О. Фамилия

Поля 3 и 3* Примеры: 1) Программа принята решением педагогического (или методического) совета (название образовательного учреждения) Протокол от_________ 2) УТВЕРЖДЕНО (или УТВЕРЖДЕНА) решением педагогического совета МБОУ______ Протокол от ___________ 3) В случае, если принимается новая (вторая, третья и т.д.) редакция программы, то делается дополнительная запись, которая располагается ниже предыдущей, например: Программа принята решением педагогического (или методического) совета (название образовательного учреждения) Протокол от___________ Вторая (или новая) редакция программы принята решением педагогического (или методического) совета (название образовательного учреждения) Протокол от_____________

В поле 4 указать -наименование документа (например, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА или ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА) -название программы. Название программы - её визитная карточка, по возможности оно должно быть кратким (лаконичным), образным, привлекательным, отражать суть содержания программы и направление деятельности. Если у программы есть имя собственное, его помещают в кавычки. Название ДОП может быть с указанием формы детского объединения.

ПРИМЕРЫ: -дополнительная образовательная программа по народной культуре «Древо жизни»; -дополнительная образовательная программа для фортепианного класса «Учение с увлечением»; -дополнительная образовательная программа «Мир заповедной культуры»; -дополнительная образовательная программа фотошколы «Чайка»; -дополнительная образовательная программа «Психологическая культура личности» и др.

В поле 5 Обозначить возрастной диапазон детей, на который рассчитана программа (указывают наименьший и наибольший возраст обучающихся, на которых рассчитана программа) (например, Возраст обучающихся – 7-15 лет). Указать на сколько лет рассчитана программа (например, Срок реализации - 3 года).

Поле 6 Ф.И.О., должность автора (авторов, составителей) ДОП пишется полностью без сокращений. На титульный лист выносятся фамилии и должности всех авторов. Если программа разрабатывалась педагогом дополнительного образования совместно с методистом, то можно указать также и его данные

Поле 7 При написании названия города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа, года разработки дополнительной образовательной программы, как правило, не используются слова «город», «год» или их сокращения НАПРИМЕР, 1)Тольятти, ) Тольятти 2010

Паспорт программы Как структурный элемент не обозначен в требованиях к содержанию и оформлению ДОП. Разработка паспорта программы является традицией дополнительного образования Самарской области Паспорт, в случае его составления, размещается после титульного листа программы. Вариант структуры и содержания паспорта программы: Название программы Уровни содержания образования ОП ДОД Направленность (направленности) ОП ДОД Вид ОП ДОД по: 4.1. Степени авторского вклада 4.2. Объемам освоения содержания 4.3. Особенностям организации образовательной деятельности 4.4. Количеству детей в детских объединениях 4.5. Срокам реализации ОП ДОД 4.6. Масштабу реализации ОП ДОД 4.7. Особенностям контингента обучающихся 4.8. Уровням организации творческой деятельности обучающихся 4.9.Степени реализации программы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программыДополнительная образовательная программа театра кукол «Лукоморье» Уровни, направленности, типы, виды ОП ДОД 1. Уровни содержания образования ОП ДОД Программа основного общего образования (11-15 лет) и среднего (полного) образования (16 лет) 2. Направленность (направленности) ОП ДОД Художественно-эстетическая 3. Вид ОП ДОД по 3.1.Степени авторского вкладаАвторская 3.2. Объемам освоения содержанияКомплексная 3.3. Количеству детей в детских объединениях Рассчитана на фронтальную, групповую и индивидуальную деятельность 3.4. Срокам реализации ОП ДОДДолгосрочная (4 года) 3.5. Масштабу реализации ОП ДОДУчрежденческая 3.6. Особенностям контингента обучающихся Без конкурсного отбора 3.7.Уровню организации творческой деятельности обучающихся Репродуктивно-творческая, креативная 3.8. Степени реализации программыОсвоена полностью

2.Пояснительная записка Пояснительная записка - один из самых сложных разделов, который требует объединения в единый логически правильно выстроенный текст разных по содержанию фрагментов, таких как (выдержка из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России oт «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей») : направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы определения их результативности; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.). В тексте программы можно выделять названия вышеуказанных компонентов в качестве рубрик.

НАПРИМЕР: 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы (текст) 1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность (текст) 1.3. Цель и задачи программы (текст) 1.4. Отличительные особенности программы (текст) И т.д.

В приложении к приказу Минобразования РФ «О государственной аккредитации ОУДОД» от перечислены следующие направленности дополнительных образовательных программ: В приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России oт «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» указаны следующие направленности дополнительных образовательных программ : -научно-техническая, -спортивно-техническая, -художественно-эстетическая, -физкультурно-спортивная, -туристско-краеведческая, -эколого-биологическая, -военно-патриотическая, -социально-педагогическая, -культурологическая, -естественнонаучная. -научно-техническая, -спортивно-техническая, -художественная, -физкультурно-спортивная, -туристско-краеведческая, -эколого-биологическая, -военно-патриотическая, -социально-педагогическая, -социально-экономическая, -естественно-научная. Направленность дополнительной образовательной программы

Направленность ДОП – это основной вектор, целевое направление программы, которое в целом означает сумму ценностей, содержания, методы, форму, организацию, результаты образовательного процесса одной предметной ориентации или нескольких. Направленность ДОП – это обобщенное, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Л.Г. Логинова Направленность образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. ФЗ «Об образовании РФ»

Направленность дополнительной образовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью образовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы, определяются результаты ее освоения. В случае если программа имеет несколько направленностей (то есть находится на «стыке» направленностей), то после их перечисления целесообразно выделить преимущественную роль одной из них (это должно найти отражение в целях).

Характеристики направленностей Направлен ность Варианты характеристик различных направленностей Научн о- техни ческая Автор Ермолаева Т.И. Способствовать развитию, технического творчества обучающихся для увеличения социально- экономического, научно-технического и оборонного потенциала общества и государства. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»). Спорт ивно – техни ческая Программа направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования.

Характеристики направленностей Направлен ность Характеристики Военно- патрио тическ ая Способствовать формированию потенциала профессиональной армии России, а также социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. Программа направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стой­ кости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно- патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Художе ственн о – эстети ческая Способствовать развитию и воспитанию творческих способностей, ранней художественно- профессиональной ориентации, приобщению и самоопределению молодого человека в области искусства. Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Характеристики направленностей Направлен ность Характеристики Социал ьно – педагог ическая Способствовать развитию и корректировке психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитию лидерских качеств, организации социального досуга детей и подростков, а также социальной адаптации, гражданскому становлению подрастающего поколения. Способствовать развитию интереса молодого человека к изучению истории экономических отношений в обществе, семье, государстве. Программа направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуника­тивной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков. Физкуль турно- спорти вная Способствовать физическому совершенствованию молодого человека, формированию здорового образа жизни, воспитанию спортивного резерва нации. Программа направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально- волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

Характеристики направленностей Направлен ность Характеристики Куль туро логич еская Способствовать освоению социокультурного опыта человечества и изучению направлений культуры по различным областям человеческой деятельности (политической, религиозной, художественной и др. культуры). Программа направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно- выставочное, культурно- просветительское. Турис тско- краев едчес кая Способствовать развитию интереса к изучению истории, культуры, в том числе ратных подвигов, суде соотечественников, семейных родословных, народного творчества, воспитание законопослушных граждан своей Родины. Программа направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.

Характеристики направленностей Направлен ность Характеристики Эколого - биолог ическая Способствовать развитию интереса молодого человека к изучению природы, биологии, экологии, наук о Земле и воспитанию бережного отношения к окружающей действительности. Формировать экологическое и системное мышление, экологические представления о взаимосвязях и взаимозависимостях окружающего мира Направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, развитие навыков изучения и сохранения живой природы (юные исследователи природы), рационального природопользования (сфера деятельности «человек- природа»). Естест веннона учная Формировать научное мировоззрение, опыт научно- исследовательской деятельности. Направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек- природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.

НАПРИМЕР: ДОП под названием «Юный орнитолог» в зависимости от идеи автора – составителя может выстраиваться в разном ключе: эколого-биологической направленность, тогда ее цель и задачи могут быть направлены на формирование экологического и системного мышления, на экологическое воспитание и просвещение, развитие навыков изучения и сохранения живой природы; естественнонаучной направленность, то ее цель и задачи могут быть направлены на формирование научного мировоззрения, научного мышления, опыта научно-исследовательской деятельности и т.д.. Содержание, цели, результаты программ с названием «Юный орнитолог» естественнонаучной и эколого-биологической направленностей будут различаться.

ИТАК, выбор направленности дополнительной образовательной программы диктует 1) принципы постановки цели и задач, 2) напрямую влияет на отбор содержания программы, на постановку ее цели.

Характеризуя направленность образовательной программы, важно кратко, но аргументировано обосновать принадлежность программы именно к данной направленности (не более 1 абзаца). ПРИМЕР: Дополнительная образовательная программа «Золотая рыбка» эколого-биологической направленности создана для развития интереса подростков и юношества к аквариумному рыбоводству, для формирования основ природоохранного восприятия мира, воспитания у ребят чувства ответственности перед «братьями нашими меньшими».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ Логическая взаимосвязь данных компонентов пояснительной записки сформирует и отразит образовательную концепцию программы (идею, ради которой данная программа разработана), систему взглядов на предмет преподавания как средства обучения, развития и воспитания детей определенной группы. В этой части программы предстоит выразить авторское обоснование необходимости и полезности предлагаемого содержания, форм и методов работы, заявку на оригинальность работы.

Пояснительная записка должна быть написана так, чтобы в ней по возможности отсутствовали пространные научные выкладки, общие рассуждения о полезности той или иной сферы деятельности для развития детей. Возможны различные варианты описания данных компонентов пояснительной записки: 1 вариант - рассмотрение в одной рубрике всех компонентов («Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность» и «Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ»); 2 вариант - рассмотрение данных компонентов в двух рубриках («Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность» и «Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ»); 3 вариант - рассмотрение данных компонентов в двух рубриках («Актуальность, педагогическая целесообразность» и «Новизна, отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ»).

Актуальность программы Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. По сути, программа – это конкретное описание пути решения какой-либо педагогической задачи (проблемы). АКТУАЛЬНЫЙ (АКТУАЛЬНОСТЬ)– 1) важный, существенный для настоящего момента (С.И. Ожегов); 2) существующий в действительности, осуществленный или насущный, важный в настоящее время, злободневный (Д.Н. Ушаков); 3) действенный, современный, имеющий отношение к непосредственным интересам личности, насущный (Е.Ф. Губский и др.); 4) важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность (Большой энциклопедический словарь).

Наиболее острые задачи (проблемы), которые решает ДОД: - повышение занятости детей в свободное время; - организация полноценного досуга; - развитие определённых качеств личности; - поддержка и развитие талантов; - адаптация в обществе детей с особыми нуждами; - физическое развитие и оздоровление детей; - ранняя профессиональная ориентация; - формирование социально- активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию действительности и самого себя; -обновление (или создание) программного поля; -т.п.

Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем; анализе проблем дополнительного образования детей; анализе существующего программного поля в данном предметном поле; материалах научных исследований, анализе педагогического опыта, анализе детского или родительского спроса, современных требованиях модернизации системы образования, потенциале образовательного учреждения; социальном заказе муниципального образования; др. факторах.

ПРИМЕР описания фрагмента актуальности дополнительной образовательной программы «Древо жизни» (авторы: М.И. Фатеева, Н.С. Цацурина): В настоящее время в обществе в целом и в системе дополнительного образования, в частности, растет интерес к традиционной народной культуре. Так как очевидно, что если хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь, к освоению глубин отечественной культуры, основой которого является культура народная. Но мало кто обращается непосредственно к региональной культуре, то есть к культуре родного Самарского края. А тем временем, с каждым годом вместе со старожилами - носителями традиционной культуры уходят в небытие обычаи, обряды, песни родного края. Поэтому изучение, фиксация, сохранение и трансформирование регионального фольклора является особенно значимым и актуальным в наше время.

ПРИМЕРЫ фрагментов актуальности: Актуальность дополнительной образовательной программы «Акварелька» определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях спального района, имеются только на базе Дома творчества….. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детский общественных объединений на современном этапе развития общества……….

Педагогическая целесообразность ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ – 1) соответствующий поставленной цели, вполне разумный, практически полезный (С.И. Ожегов); 2) соответствующий, отвечающий поставленной или намеченной цели (Д.Н. Ушаков); 3) устройство или поступок, которым присуща некоторая цель (даже неживой предмет, для того, чтобы быть целесообразным, нуждается в некоторой инстанции, дающей цель, которой этот предмет должен служить) (Е.Ф. Губский и др.). ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - направленный к определенной цели; целевая определенность, целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соответствие явления или процесса определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого выступает в качестве цели; -форма проявления причинно-следственных отношений

Педагогическая целесообразность - подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения (Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., 1995).

ПРИМЕР (с использованием Интернет-ресурса: celesoobraznost-op-dod-igra-na-sintezatore.html) Уважаемые коллеги! Перечитали кучу литературы по поиску теории о педагогической целесообразности. Что писать в пояснительную записку по этому разделу? Все пишут свое. Мы взяли классическое определение и, исходя из него, написали то, что мы понимаем под педагогической целесообразностью, исходя из специфики самой программы. celesoobraznost-op-dod-igra-na-sintezatore.html Определение, взятое автором обращения: «Педагогическая целесообразность -мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся». Педагогическая целесообразность образовательной программы «Игра на синтезаторе» Программа предполагает работу над ансамблями (авторская песня, инструментальные ансамбли: фортепиано плюс синтезатор) как одну из форм развития интереса в обучении музыки детей с различными музыкальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе ансамблевой игры чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение музыкального произведения в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою партию достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника ансамбля. Синтезатор (как оркестр) выбор солирующего инструмента и выбор стиля сопровождающего оркестра (кантри, полька, вальс, латина, поп, джаз, рок, хип-хоп, танцевальные ритмы и другие). Каждый учащийся наедине с синтезатором может почувствовать себя оркестром с набором партий, инструментов. Он ответственен за проведение каждой партии (нижний, верхний регистры, включение- отключение гармоний, дополнительных инструментов, изменения темпов, работа с функциональными кнопками из банков памяти, игра с записанной ранее в секвенсор мелодической обработки). Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания музыки аранжировки. Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (ансамбли), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с синтезатором при выполнении аранжировочных функций в режиме реального времени и в режиме наложения игры на запись (в банк памяти, в секвенсор).

Новизна дополнительной образовательной программы Новизна указывается в случае, если она действительно имеется! Новизна описывается в том случае, если программа является авторской! (незнание Вами программного поля по вашему направлению деятельности не является основанием для утверждения об абсолютной уникальности вашей программы). Новизна это сжатая детализация той идеи, которая дает право программе претендовать на авторство. Характеризуя новизну, следует максимально избегать общих формулировок НОВИЗНА ПРЕДПОЛАГАЕТ: Новое содержание (решение проблем дополнительного образования); Новые методики преподавания; Новые педагогические технологии в проведении занятий; Новововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы; И др.

Авторская оригинальность, – не самоцель, а средство развития обучающихся. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста программы было ясно, что отмеченные вами отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в вашу систему образовательной деятельности. Следовательно, затем, когда вы будете характеризовать ожидаемые результаты, необходимо, помимо всего прочего, показать, какую роль в этих результатах сыграли те новшества, что были использованы в программе.

ПРИМЕРЫ описания новизны: 1) Дополнительная образовательная программа «Юный футболист» является авторской. Её новизна опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания. 2) Новизна авторской программы «Берегиня» заключается в том, что: в ней соединены воедино народное творчество, народные промыслы, музейная и туристская деятельность, в ней используются учебно-исследовательские, проектные методы обучения. 3) Новизна авторской дополнительной образовательной программы «Древо жизни» заключается в: обращении к региональному компоненту, применении различных учебно-исследовательских методов и информационных технологий в процессе ведения научно- исследовательской деятельности.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ Если программа является авторской, то новизну и отличительные особенности программы от уже существующих образовательных программ можно описать в совокупности. Если программа модифицированная, то составителю следует указать первоисточник и обозначить, какие изменения в нее внесены (изменения в основополагающую программу не должны затрагивать основ, стержня программы-первоисточника). Характеризуя отличия, следует максимально избегать общих формулировок. При разработке модифицированных и авторских программ необходимо изучить примерную программу по конкретному направлению (виду и пр.) деятельности, которая задает некий базовый минимум ЗУН детей. От данного базового минимума и следует отталкиваться педагогу при создании собственных программ, но помнить, что ниже этого минимумам выстраивать содержание своей программы нельзя.

ПРИМЕР: Программа «Спортивная радиопеленгация» модифицированная, она создана на основе типовой программы по радиоспорту, рекомендованной к реализации Министерством Просвещения в 1982 году. Настоящая программа имеет следующие отличия: -изменено структурное построение и параметры многолетней тренировки спортсменов с учётом возрастных границ зон спортивных достижений в радиопеленгации; -подобран оптимальный набор и соотношение времени применяемых средств, методов физической и технико- тактической подготовки; -разработаны планы-схемы годичных циклов тренировочного процесса; -обеспечено психологическое сопровождение образовательного процесса.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы Цель и задачи являются ключевым элементом всей программы, её смысловым центром. Цель должна быть связана с названием программы, отражать её основную направленность, содержание. Для постановки цели требуется предварительный анализ образовательного уровня и особенностей детей. Цель достигается в ходе решения ряда задач. Цель – предмет стремления, то, что надо желать, желательно осуществить. (С.И. Ожегов) Цель - то, к чему стремятся, что намерено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить. (Д.Н. Ушаков) Цель – это образ (модель) будущего результата, к которому мы стремимся приблизиться, на который будут направлены все усилия педагога и детей.

Целью и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов 1) Обучение - это двусторонний процесс деятельности педагога и обучающихся, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни ( ФЗ «Об образовании в РФ»). 2) Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования: – определенных ценностных отношений (к себе, к окружающим, к предмету изучения, к явлениям окружающего мира); – мировоззрения; – поведения (как проявление ценностных отношений и мировоззрения). Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ФЗ «Об образовании в РФ»).. 3) Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности.

Необходимо помнить, что различные цели по-разному определяют и его содержание, и характер методики обучения, и организацию образовательного процесса.

При записи формулировки цели программы используют одну из грамматических форм – или глагол или существительное (чаще всего, это существительное). ПРИМЕР перечня существительных для формулирования цели: создание, развитие, обеспечение, приобщение, укрепление, воспитание, формирование и др.

Различные подходы к формированию цели программы (к целеполаганию) 1 подход: Выделяются группу целей (как «образа результата» процессов обучения, воспитания и развития личности): -первая группа – цели, направленные на обучение - цели формирования общих (обобщенных) и специальных (предметных) знаний, навыков, умений, компетенций, опыта творческой деятельности, опыта применения знаний в повседневной жизни; -вторая группа - цели, направленные на воспитание -цели формирования нравственных и эстетических представлений, взглядов на мир, способности следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые; цели формирования мотивов социального поведения, деятельности, ценностей и ценностных ориентаций, мировоззрения; -третья группа - цели, направленные на развитие - цели развития способностей, склонностей, задатков, интересов обучающихся и т.д. Основная трудность при данном подходе к целеполаганию - разделение цели и задач, избежание повторов в формулировках.

2 подход - р езультат образования многослоен, что называется, по определению. Обучение, воспитание, развитие - это взаимосвязанные процессы. Следовательно, общая целевая ориентация программы неизбежно должна учитывать триединство обучения, воспитания, развития детей. Иллюстрацией данной взаимосвязи является следующая модель: В данном случае передаваемые обучающимся ЗУН, способы деятельности из цели обучения трансформированы в средство развития, социализации, самоопределения обучающихся. Современная организация обучения направлена не столько на формирование ЗУН, сколько на развитие и воспитание ребенка. То есть при данном подходе к целеполаганию описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, способностей. Развитие (воспитание, формирование, обучение и пр.) ………………….. (указывается образ того что мы хотим видеть в качестве результата) ребенка (подростка, младшего школьника, ребенка, проявляющего выдающиеся способности и пр.) на основе (с помощью, через, средствами и пр.) Приобретения (освоения, приобщение и пр.) определенных знаний, умений, навыков (сфер деятельности и пр.) …………….. (указывается специфика содержания программы)

ПРИМЕРЫ формулировок цели: 1.Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара. 2.Формирование общей культуры личности, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета. 3.Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства. 4.Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков. 5.Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом. 6.Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения. 7.Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края. 8.Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства. 9.Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками. 10.Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии. 11.Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием. 12.«Воспитание эстетической культуры подростков средствами кукольного театра». 13.«Развитие творческой активности детей и подростков через освоение различных видов декоративно-прикладного творчества, адаптация детей в сложных жизненных и экономических условиях».

ЗАДАЧИ дополнительной образовательной программы «ЗАДАЧА- это то, что требует выполнения, разрешения». (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задачи - это пути достижения цели, это поэтапные способы достижения цели (задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели). Сформулировать задачу – значит указать направленность усилий педагога на получение заданного результата к фиксированному моменту времени (по итогам года, всего периода обучения).

Задачи целесообразно разделить на: - Обучающ ие Задачи должны отвечать на вопрос что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д. обучающийся, освоив программу Развиваю щие Задачи должны быть связанными с развитием способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; Воспита тельные Задачи должны отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели. Количество задач диктуется необходимостью для осуществления задуманного. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы. Задачи должны быть достижимы и измеряемы ( должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами). В задачах должна прослеживаться общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны. Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках, как правило, глагольной формы.

Перечень некоторых глаголов, используемых для формулировки задач: Перечень некоторых существительных, используемых для формулировки задач: познакомить, обучить, освоить, изучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развивать (развить), приобщать, предоставить возможность, поддержать, воспитывать (воспитать), расширить, углубить и т.д. обучение, формирование, создание, содействие, достижение и др.

ПРИМЕРЫ формулировок задач: Воспитательные задачи: 1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм. 2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответствен­ности. 3.Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.). 4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению. 5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела. Развивающие задачи: 1. Развить умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д. 2. Развить артистические, эмоциональные качества 3. Развить артистические способности. 4. Развить координацию, гибкость, пластику, общую физическую выносливость. 5. Развить внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы В этом подразделе целесообразно поместить следующую информацию об обучающихся: 1)Возраст детей, которым адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), можно описать краткую характеристику возрастных особенностей обучающихся. 2) Наполняемость групп по годам обучения (численный состав группы зависит от направленности программы и определяется Уставом учреждения). 3) Предполагаемый состав групп (обучающиеся одного или разных возрастов) (при обучении в группах детей разных возрастов следует включить фразу «Для учащихся, разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при назначении учебных заданий в процессе обучения»). 4) Требования к предварительной подготовке обучающихся и уровню базового образования; требования к наличию способностей, требования к физическому здоровью и т.д. Условия приема детей : принимаются все желающие; ИЛИ -существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличие базовых знаний в области и т. д. (в том числе здесь целесообразно указать условия дополнительного набора детей в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения):

1 ПРИМЕР описания раздела «Возраст детей» Программа адресована подросткам 1417 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально-ориентированного уровня освоения программы. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения не более 15 человек; второй год обучения не более 12 человек; третий год обучения не более 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

2 ПРИМЕР описания раздела «Возраст детей» Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-18 лет. Группы по возрастам формируются следующим образом: -младшая возрастная группа лет, -средняя возрастная группа лет, -старшая возрастная группа лет. Условия набора детей в коллектив: на основании прослушивания.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (особенности, продолжительность образовательного процесса, этапы). В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию: 1) продолжительность реализации программы (то есть на сколько лет рассчитана программа), 2) этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе (продолжительность этапов ориентировочный – она определяется не временем, а достигнутыми результатами (например: 1 этап - вводный, 2 этап – базовый, 3 этап – творческий) 3) количество учебных часов на каждый год (информацию можно перенести в раздел «Режим занятий»). Если программа является комплексной, то надо привести общий учебный план всех предметов, входящих в программу и указать на каком году обучения изучается тот или иной предмет, количество часов (в год/в неделю) на изучение каждого предмета по годам обучения). Если программа является модульной, то следует описать технологию ее реализации (используйте схемы, таблицы, пр.) При необходимости следует описать особенности, характер освоения программы, организационную модель образовательного процесса. Например, -линейная модель (последовательная работа в одной предметной области), -модель параллельного освоения программы (параллельная работа в нескольких предметных областях, разделах), -блочная модель (работа с чередованием предметных областей) - др.

Формы и режим занятий РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ В данном разделе указывается: количество учебных часов на каждый год обучения, на учебную неделю (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта при необходимости), количество и продолжительность занятий в неделю. НАПРИМЕР: 1 год обучения – в год 72 часа, в неделю – 2 часа (1 раз по 2 академических часа), 2 год обучения – в год 144 часа, в неделю – 4 часа (2 раза в неделю по 2 академических часа). ИЛИ 1 год обучения – 144, или 108, или 72 часа в зависимости, от (например): психологической готовности к обучению, физического уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы, интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы, и др. Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяется по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др. Если допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, то ее необходимо обосновать. Продолжительность занятий зависит от направленности программы (см. СанПиН от ) и определяется Уставом ОУ. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

Формы занятий В данном разделе также необходимо кратко описать основные формы занятий; пояснить, чем обусловлен данный выбор.

Форма - внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкция чего-либо, обусловленная определенным содержанием (С.И. Ожегов) Форма организации обучения – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана -с количеством обучаемых детей, -с местом обучения, -с продолжительностью обучения (временем обучения), -порядком осуществления обучения, - и т.д.

Классификация форм обучения: 1) По количеству и составу обучающихся 2) По месту проведения образовательного процесса: Вне образовательного учреждения (внеаудиторные занятия) В образовательном учреждении (они делятся по содержанию и по способу проведения (стандартные, нестандартные), по типу) 3) По продолжительности занятия

ПРИМЕРЫ « Формы организации деятельности детей на занятии по количеству и составу обучающихся» Коллективная (фронтальная, массовая) форма (одновременная работа со всеми учащимися). Индивидуально-фронтальная форма (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы). Групповая форма (организация работы по малым группам - от 2 до 7 человек). Коллективно-групповая форма (выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение). Индивидуальная форма (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

ПРИМЕРЫ «Формы занятий вне образовательного учреждения (внеаудиторные занятия) (по месту проведения образовательного процесса)» Домашняя самостоятельная работа Экскурсия, экспедиция Производственная практика Досуговые мероприятия (походы в музеи, кинотеатры и др.) Выезды на соревнования, фестивали и др.

ПРИМЕРЫ «Формы занятий по содержанию (в зависимости от тем, блоков, от предметов, входящих в программу)» Например, теоретические (лекционные, беседы и др.) или практические формы (лабораторные, контрольные, репетиционные, оркестровые, тренировочные, физкультминутки и др.).

ПРИМЕРЫ «Формы занятий по способу проведения» Стандартные формы (в основе лежит традиционное занятие, как основная единица организации образовательного процесса): занятие-лекция, - объяснение, -беседа, -семинар, - дискуссия, -экскурсия, -конференция, -дидактическая игра, - практикум,- экскурсия, - экспедиция, -туристический поход, - учебная игра. Нестандартные формы (Л.Н. Буйлова и др.): - интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; -занятия - соревнования (конкурсы, турниры, соревнования и т.п.); -занятия-фантазии (сказка, сюрприз, приключения и др.); -занятия, основанные на имитации общественной деятельности (суд, следствие, ученый совет, парламент, философский стол и др.); -занятия, основанные на методах общественной практики (репортаж, интервью, аукцион, митинг, газета, бенефис и др.); Другие формы: Презентация, Социодрама, Защита проекта, Круглый стол, Крепкий орешек, День добрых сюрпризов, Конверт вопросов, Выпускной ринг и др.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Формы подведения итогов реализации программы Здесь необходимо ответить на вопросы: Какой результат будет получен по итогам реализации программы? (необходимо описать ожидаемый (прогнозируемый) результат) Когда и как, с помощью каких способов, форм измерять полученные результаты? ) (необходимо описать с какой периодичностью, с помощью каких методик, форм выявляются промежуточные и итоговые результаты освоения программы) Как оценить полученный результат относительно запланированного? ( необходимо описать критерии и показатели оценивания) Где и как зафиксировать полученный результат? (необходимо описать способы фиксации результатов)

СЛОВАРЬ Результат (продукт) обучения – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели ( то есть те изменения которые произойдут в детях). Ожидаемый образовательный результат – итог (промежуточный и конечный) совместного взаимодействия педагогов и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе. Результативность – степень соответствия ожидаемых и полученных результатов. Критерии - измерительно-оценочные признаки, отражающие качество (степень) проявления параметра. Требования к критериям: важность, недробимость, рядоположение (не дублируемость), полнота.

«Какой результат будет получен по итогам реализации программы?» Ожидаемые (прогнозируемые) результаты освоения программы должны: -быть описаны поэтапно (например, на каждый год обучения); -быть практически достижимыми, то есть реальными, должны быть соотнесены с реальностью вашей деятельности; -быть измеримыми; - соответствовать поставленным цели и задачам (спрогнозировав ожидаемый результат, проверьте, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач! Результаты должны быть описаны в логической связи с поставленными задачами, то есть здесь можно проверить выполнение тех задач, которые поставлены в образовательной программе). Не следует забывать, что развитие ребенка осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях: обучение, воспитание и развитие, следовательно, если в ДОП будут поставлены обучающие (учебные), воспитательные и развивающие задачи, то ожидаемые результаты могут быть такими: -учебные (перечень освоенных общеучебных (надпредметных, метапредметных ) и предметных (специальных) знаний, умений и навыков; -личностные результаты (перечень личностных свойств и качеств, которые прогнозируется сформировать за период обучения).

Для размышления «Требования к результатам на примере освоения основных общеобразовательных программ» Результаты структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя предметные, метапредметные личностные результаты. Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета: -знаний, умений, навыков, -опыта решения проблем, -опыта творческой деятельности. Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Пример «Перечень ожидаемых результатов» (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.): Теоретическая подготовка обучающегося (овладение программными знаниями) («Обучающийся должен знать…»): -теоретические знания по программе; -владение специальной терминологией по тематике программы. Практическая подготовка обучающегося («Обучающийся должен уметь…»): -практические умения и навыки, предусмотренные программой -владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса; -творческие навыки обучающегося (творческое отношение к делу, умение воплотить его в готовом продукте). Общеучебные умения и навыки(«Обучающийся должен уметь…»): -учебно-интеллектуальные умения; -учебно-коммуникативные умения; -учебно-организационные умения. Личностные результаты(У обучающихся будут сформированы такие качества как….): -организационно-волевые качества; -ориентационные качества; -поведенческие характеристики.

ПРИМЕР формулировок ожидаемых результатов: Учебные результаты К концу первого (второго, третьего...) года обучения обучающийся: - будет (должен, может) знать… - будет уметь… - будет иметь представление… - будет стремиться… - будет обучен… - овладеет понятиями… - получит навыки… - расширит представления… - научится делать… Личностные результаты К концу первого (второго, третье­го...) года обучения у обучающегося: - будет сформирован устойчивая потребность… - будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества; -будет развита устойчивая потребность к самообразованию; - будет сформирована активная жизненная позиция… - будут развиты творческие способности… - будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.

«Когда и как измерить полученный результат и оценить его относительно запланированного ? Где зафиксировать полученный результат? Через какие формы его предъявить?» В данном подразделе программы необходимо указать формы (методы) контроля промежуточных результатов и итогов освоения всей программы ) (то есть здесь необходимо описать формы выявления и предъявления результатов). В данном подразделе также необходимо описать систему оценивания образовательных результатов - систему, критериев и показателей оценивания (существуют, например, балльная, рейтинговая, дискретная, зачетная системы оценивания). Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в образовательной программе. Можно указать формы и способы аттестации с присвоением званий, если они возможны (например, по итогам освоения программы 1 года обучения обучающемуся присваивается звание подмастерья, второго- мастера и др.), формы сертификации программы (свидетельство, диплом, зачётная книжка, методическое портфолио др.). Указываются формы, в которых фиксируется результат освоения программы (формы подведения итогов освоения программы).

ПРИМЕР: «Перечень возможных форм выявления результатов и форм фиксации результатов»: Спектр способов и форм выявления результатов (методы диагностики результата) Анализ мероприятий Диагностические игры Анкетирование Опрос, собеседование Диагностическая беседа Самооценка обучающихся Взаимная аттестация Беседа, опрос, наблюдение Прослушивание на репетициях Педагогическое наблюдение Выставки, фестивали, Концерты Экзамены, зачеты Конкурсы, соревнования и др. Формы фиксации результатов Грамоты, дипломы Зачетная книжка Творческая книжка Аналитическая карта деятельности Журнал Дневники Карта развития (саморазвития). Карта психологического сопровождения Протоколы диагностики, соревнований Портфолио Аудиозапись Лист (карта) планирования и сопровождения деятельности и др.

ПРИМЕР: «Перечень возможных форм предъявления результатов»: Спектр способов и форм предъявления результатов (формы подведения итогов работы по теме, разделу, программе) Отчеты Переводные, итоговые занятия Открытые занятия Поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю Диагностические карты Тесты Аналитические справки Портфолио Защита творческих проектов Выставки Конкурсы Фестивали Праздники Демонстрация моделей Готовые изделия Контрольные работы Зачеты Концерты Экзамены и др.

ПРИМЕР оформления раздела «Ожидаемые результаты и способы определения их результативности» Компоненты результата образования Ожидаемые результатыМетоды диагностики (формы выявления результатов) 1 год обучения Предметные результаты, компетенции Обучающийся должен знать (или иметь представление, или владеть): - Обучающийся должен уметь (или овладеть): - Обучающийся должен использовать (демонстрировать, исполнять высказываться, применять и пр.): - Интеллектуальн ый хоккей Конкурс мастеров Защита проектов Личностные результаты Обучающийся должен воспитать в себе такие качества как : - Обучающийся должен соблюдать (проявлять, присвоить ценности): - Педагогическое наблюдение

Оценочные шкалы - это измерительный инструмент, позволяющий определить уровень достигнутого ребенком результата (например, оптимальный, достаточный, необходимый, критический). Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последней. ПРИМЕР системы оценивания теоретических знаний, предусмотренных программой (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.): 1 уровень (минимальный) – ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; 2 уровень (средний) – объем усвоенных знаний составляет более, чем ½; 3 уровень (максимальный) – ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период.