Литературная разминка Перед вами реплики из пьесы, определите, кому они принадлежит. Перед вами реплики из пьесы, определите, кому они принадлежит. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КАЖДЫЙ, КТО ЛЮБИТ ПРАВДУ, ПРИХОДИТ К СВЕТУ; ОН НЕ БОИТСЯ ОБНАРУЖИТЬ ДЕЛА СВОИ, ЛЕВИ ДОУЛИНГ.
Advertisements

Правда в пьесе А.М. Горького «На дне» И только Мысль - подруга Человека, и только с ней всегда он неразлучен, и только пламя Мысли освещает пред ним препятствия.
« На дне » Максим Горький 1 Урок литературы в 11 классе. Шебалова О.В., учитель МОУ «Чернухинская СОШ»
Афоризмы в пьесе М.Горького «На дне» Выполнила ученица 11 класса Пелевина Ксения Учитель: Шулепова Н.В.
Урок - диспут в 11 классе М. Горький. Художник И. Бродский. Спектакль Kleines Theater, Берлин. Фото 1903.
Максим Горький пьеса « На дне» Автор – Кравченко Н.В. учитель русского языка и литературы.
Герои пьесы Максима Горького «На дне». Верующие и неверующие. Выполнила ученица 11 «Б» класса Улётовской средней школы Воронина Виктория.
Урок – проект по пьесе М. Горького «На дне» Цель урока: 1) изучить духовную сущность пьесы- «Свобода во что бы то не стало!» 2) выявить основной мотив.
Спор о правде и мечте В пьесе М. Горького «На дне»
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,- Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Пьер Беранже Человек- вот правда! Сатин.
Образ Луки в пьесе «На дне». Одним из главных действующих лиц в пьесе максима горького На дне является Лука, пожилой странник, на некоторое время появляющийся.
ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, - Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Пьер Беранже Человек – вот правда!
Пьеса «На дне». Максим Горький (имя при рождении Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868, Нижний Новгород, Российская Империя 18 июня 1936, Горки,
Драматургия М.Горького Драма «На дне» и система образов Автор: Тарасенко Светлана Ивановна учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное.
Merelenko-su.uCoz.ru. Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19.
Тема «дна» и его обитателей в пьесе М.Горького «На дне»)
М.Горький пьеса «На дне». М.Горький пьеса «На дне». Спор о человеке, проблема правды (занятие-дискуссия)
Обитатели ночлежки в пьесе Горького «На дне» 1902 Среда, 18-го Декабря _______________ ___.
Что лучше: истина или сострадание? К уроку литературы в 11 классе Учитель Чарушина И.Г. Гимназия 1 г. Кирово-Чепецка.
Транксрипт:

Литературная разминка Перед вами реплики из пьесы, определите, кому они принадлежит. Перед вами реплики из пьесы, определите, кому они принадлежит. 1. «На что совесть? Я не богатый». 1. «На что совесть? Я не богатый». 2. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» 2. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» 3. «Образование – чепуха, главное – талант!» 4. «Мало знать, ты понимай…» 4. «Мало знать, ты понимай…» 5. «Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» 6. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». 6. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». 7. «Любить живых надо, живых». 7. «Любить живых надо, живых». 8. «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» 9. «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» 9. «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»

Проверь себя! 1. Бубнов 2. Лука 3. Актер 4. Наташа 5. Сатин 6. Костылев 7. Лука 8. Бубнов 9. Сатин

Спор о человеке в драме Горького Спор о человеке тесно связан с другим не менее важным вопросом пьесы – вопросом о правде Спор о человеке тесно связан с другим не менее важным вопросом пьесы – вопросом о правде

КАЖДЫЙ, КТО ЛЮБИТ ПРАВДУ, ПРИХОДИТ К СВЕТУ; ОН НЕ БОИТСЯ ОБНАРУЖИТЬ ДЕЛА СВОИ, ЛЕВИ ДОУЛИНГ

ПРАВДА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Вспомним. Как обитатели ночлежки воспринимают своё положение до появления Луки? В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими» «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, всё сотрётся…всё сотрётся, да!» В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими» «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, всё сотрётся…всё сотрётся, да!» Только один Клещ не смирился ещё со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников:» Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно….Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрёт жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесёт ему смерть жены. Да и мечта окажется мнимой. Только один Клещ не смирился ещё со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников:» Какие они люди? Рвань, золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них стыдно….Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру, а вылезу…Вот, погоди…умрёт жена…» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесёт ему смерть жены. Да и мечта окажется мнимой.

Какая сцена является завязкой конфликта? Завязкой является появление Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все – прыгают…так-то». И ещё: «Старику – где тепло, там и родина…» Лука оказывается в центре внимания постояльцев: «Какого занятного старикашку - то привели вы, Наташа…» - и всё развитие сюжета концентрируется именно на нём. Завязкой является появление Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все – прыгают…так-то». И ещё: «Старику – где тепло, там и родина…» Лука оказывается в центре внимания постояльцев: «Какого занятного старикашку - то привели вы, Наташа…» - и всё развитие сюжета концентрируется именно на нём.

Актёр Москвин в роли Луки

В ЧЁМ ПРАВДА ЛУКИ? «ВО ЧТО ВЕРИШЬ, ТО И ЕСТЬ…» «ХРИСТОС ВСЕХ ЖАЛЕЛ И НАМ ВЕЛЕЛ» «ЧЕЛОВЕК - ВСЕ МОЖЕТ…ЛИШЬ БЫ ЗАХОТЕЛ…» «…ЕСЛИ КТО КОМУ ХОРОШО НЕ СДЕЛАЛ, ТОТ И ХУДО ПОСТУПИЛ…» «ВСЯКО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК…КАК СЕРДЦЕ НАЛАЖЕНО, ТАК И ЖИВЕТ…» ИВАН МОСКВИН В РОЛИ ЛУКИ

Каким образом Лука действует на ночлежников? всем«Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о-ой!.». Алёшке« Эх, парень, запутался ты…» Анне«Разве можно человека эдак бросать?» «Ничего, милая! Ты -0 надейся…Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно…ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокой – лежи себе!» МедведевуУмело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут же ловится на эту удочку. АктёруДаёт надежду на излечение от алкоголизма. «Человек – всё может, лишь бы захотел…» вору ВаськеСоветует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.

Врал ли ночлежникам Лука? Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь – «золотая сторона» Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь – «золотая сторона»

Героев пьесы можно разделить на «верующих»«неверующих» Анна не верит в Бога Татарин –в Аллаха Настя – в «роковую любовь» Барон – в своё прошлое, возможно придуманное. Клещ уже ни во что Не верит, Бубнов и не верил никогда и ничему. Лука. Это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (чёрт)

Какова авторская позиция по отношению к Луке? Сам Горький писал о своём замысле: «основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский». Сам Горький писал о своём замысле: «основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

истина ложь сострадание Как соотносит Горький эти понятия? противопоставляет

Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь всё зависит от них самих. Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, с исчезновением Луки надежда гаснет… Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь всё зависит от них самих. Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, с исчезновением Луки надежда гаснет… ПОЧЕМУ? ПОЧЕМУ?

Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворённост ь реальностью сочетается с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворённост ь реальностью сочетается с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность Лука же объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к Луке и так разочаровались, лишившись внешней опоры с его уходом.

Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считал Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

Философский вопрос, который поставил Горький: что лучше – истина или сострадание. Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по – своему, имея всё-таки в виду некую окончательную высшую правду. Философский вопрос, который поставил Горький: что лучше – истина или сострадание. Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по – своему, имея всё-таки в виду некую окончательную высшую правду. Посмотрим, как соотносятся правда и ложь в драме «На дне»

Что понимают под «правдой» герои пьесы? Два уровня «правды» «частная» правда, которую отстаивают герои «для себя» Мировоззренческий – В репликах Луки. «Правда» Луки и его «ложь» Выражаются формулой: «Во что веришь – то и есть».

Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. БУБНОВЛУКА

В ЧЕМ ПРАВДА БУБНОВА? «НА ЧТО МНЕ СОВЕСТЬ? Я – НЕ БОГАТЫЙ!» «ЛЮДИ ВСЕ ЖИВУТ…КАК ЩЕПКИ ПО РЕКЕ ПЛЫВУТ…» «ВСЕ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ ЛИШНИЕ…» «ВСЁ СКАЗКИ…» «ВСЕ ТАК: РОДЯТСЯ, ПОЖИВУТ, УМИРАЮТ. И Я ПОМРУ…И ТЫ…» НИКИТА ТОЛУБЕЕВ В РОЛИ БУБНОВА Он относится к жизни со злым пессимизмом

В ЧЕМ ПРАВДА САТИНА? «ВСЁ- В ЧЕЛОВЕКЕ, ВСЁ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК. ВСЕ ЖЕ ОСТАЛЬНОЕ – ДЕЛО ЕГО РУК И МОЗГА! ЧЕ-ЛО-ВЕК – ЭТО ВЕЛИКОЛЕПНО! ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО! НАДО УВАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА! НЕ ЖАЛЕТЬ, НЕ УНИЖАТЬ ЕГО ЖАЛОСТЬЮ…» «ЧТО ТАКОЕ ПРАВДА? ЧЕЛОВЕК – ВОТ ПРАВДА!» «ЛОЖЬ – РЕЛИГИЯ РАБОВ И ХОЗЯЕВ… ПРАВДА – БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА!» ДМИТРИЙ НАЗАРОВ В РОЛИ САТИНА «Правда» Сатина – в человеке

Монолог Сатина о человеке «Человек – свободен…Он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за всё платит сам, и потому он свободен!.. Человек – вот правда!» «Человек – свободен…Он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за всё платит сам, и потому он свободен!.. Человек – вот правда!»

Горький выделяет две правды: «Правду – истину» «Правду – истину» «правду – мечту «правду – мечту Эти «правды» не совпадают, даже враждебны друг другу. Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку – мечте. В этом проявляются взгляды самого Горького. Эти «правды» не совпадают, даже враждебны друг другу. Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку – мечте. В этом проявляются взгляды самого Горького.

Заключение Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность самого автора. Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перестает в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30- х годов, был назван «социалистическим реализмом». Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перестает в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30- х годов, был назван «социалистическим реализмом».

Литература и Интернет - ресурсы 7/pril.ppt 7/pril.ppt 7/pril.ppt 7/pril.ppt Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне»//Литература в школе Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне»//Литература в школе Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. М., 1968 Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. М., 1968