Урок русского языка в 6 классе 1 Учитель Сухицкая В.Т.
Тема урока: Культура речи. Правильное употребление деепричастий (нормы произношения, образования и употребления деепричастий)
Цели урока: 1 ) отрабатывать навыки постановки правильного ударения в деепричастиях; 2) тренировать умение правильно образовывать деепричастия; 3) развивать умение правильно строить предложения с деепричастными оборотами.
Урок-путешествие в страну «Деепричастие»
Деепричастие уча, Мы мчимся к звездам вместе. Кому-то помощь там нужна! Скорее! Все на месте?
Я узнаю тебя, деепричастие!
Обращаясь к девизу сегодняшнего урока «Я узнаю тебя, деепричастие!», ответьте на вопрос: Как вы думаете, как нужно поставить ударение в слове «узнаю» (на второй слог или на третий)?
Вывод: Разница в данном глаголе не только видовая, но и смысловая (большая или меньшая степень уверенности: узнаю- обозначает законченность действия, а узнаю- незавершённость его )
«Четвертое лишнее» 1)(не)зная, (не)навидя, (не) любя, (не)видя 2)возвратясь, восхищаясь, воспитываясь,возмущаясь 3)ждя, метя, лепя, неся
Станция 1 «Орфоэпическая»
Поставьте ударение ржавея начав черпая прибыв балуясь приняв поняв заняв создав углубив Составьте словосочетания
Станция 2 «Морфемная»
Морфемный разбор ра…ыпаясь под..скивая ра…та..в увид..в
Станция 3 «Грамматическая»
«Грамматические орешки» 1.Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш 2.Возвращаясь домой, шел дождь 3.Открывая дверь, она громко скрипнула. 4.Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным Вы орешки?
При выполнении задания необходимо учитывать, что основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Станция 4 «Обособленное обстоятельство»
Узнай деепричастие и в оборот включи! А вот и предложение С обстоятельством внутри !
Правильно расставьте знаки препинания: Благоухая сохли травы дымясь ку- рились облака (И. Бунин)
И не пуская тьму ночную на золотые небеса одна заря сменить другую спешит дав ночи полчаса (А. Пушкин).
Ручьи журча и извиваясь и меж собой перекликаясь в долину гулкую спешат (А. Фет)
Проверьте! Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака. И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса. Ручьи, журча, и извиваясь, и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат.
Физкультминутка
Наведите порядок на столе: 1 вариант выберет из перепутанных признаков деепричастия признаки, общие с наречием, а 2 вариант - с глаголом
Признаки наречия: 1) неизменяемость 2)обстоятельство 3) зависит от глагола 4)отвечает на вопросы как? когда? Признаки глагола 1)вид 2)возвратность 3)переходность 4) имеет зависимое слово –существительное или наречие
Выберите признаки деепричастия Спряжение, вид, род, падеж, возвратность – невозвратность, число, лицо, склонение, наклонение, время, неизменяемость.
Составление морфологического портрета деепричастия Общее грамматическое значение: Обозначая добавочное действие, деепричастия придают речи особую живость, наглядность Морфологические признаки: неизменяемое,вид( совершенного и несовершенный ), возвратность, переходность Синтаксические признаки: обособленное обстоятельство Морфемные признаки: суффиксы –а(-я)- в- -вши, -ши, - учи, -ючи, нет окончания
Станция 5 «Фразеология»
Замените обороты синонимичными фразеологизмами 1.Просители ушли, ничего не добившись. 2.Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг.
1.Просители ушли не солоно хлебавши. 2.Всю ночь разведчики пролежали в засаде не смыкая глаз.
Станция 6 «Этимологическая»
Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и трудно добываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища
Не солоно хлебавши (не получив удовлетворения, ничего не добившись)
Древние воины, перед тем как вступить в схватку с противником, очерчивали вокруг своей головы магический круг концом меча: считалось, что этот обряд ослабит вражеские удары, сохранит воинов невредимыми
Очертя голову (безрассудно, с отчаянной решимостью) Составьте предложения
Станция 7 «Народная мудрость» (мини-сочинение по пословице)
Станция 8 «Контрольная»
Укажите предложение с деепричастным оборотом, обозначьте его графически 1)Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке. 2)Не замечая меня, лебеди плавали у берега. 3)Отошедший от станции поезд резко затормозил. 4)Когда начал дуть ветер, роща ожила
Укажите слово, в котором есть приставка, корень и два суффикса: 1) раста…в 2) надв…галась 3) сгорб..вшись 4) разг…раясь
Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом. 1)Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру. 2)Выйдя из берегов, луга оказались затопленными. 3)Маленькие дети спали, уткнувшись носом в подушку. 4)Саша обидевшись на друга и не захотел с ним разговаривать
Найдите деепричастие совершенного вида: 1) пересоливший 2)поглаживая 3) отражаясь 4)постучав
Расставьте знаки препинания: НОЧЬ И темный лес склоняясь дремлет Под звуки песни соловья. Внимая песням с берегами Ласкаясь шепчется река. И тихо слышится над нею Веселый шелест тростника. (С.Есенин)
Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с увлечением познавая еще непознанное. Будем беречь и уважать наше право на знание.
Обретая опыт и навыки, Покоряя вершины наук, Человек, как венец природы, Осветляет разум и дух. Не бывает дорога легкой, Продвигаясь, крепче держись! Будь всегда ты сильным, напористым, И тебе покорится высь!
Спасибо за работу на уроке! Счастливого полета к звездам!