Тема: Лексика.Слово и его значение. Цель: Повторить основные понятия: лексика, слово и его значение, прямое и переносное значение, многозначность., совершенствовать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение языка в жизни человека. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
Advertisements

Нет ничего заразнее слова (Восточная мудрость) От гнилого сердца и гнилые слова (русская пословица)
Лингвистическая игра-викторина «Вопрос на засыпку»
Роль языка в жизни человека. Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл.
Урок русского языка по теме «Роль языка в жизни человека» для 5 класса Никулина Татьяна Геннадьевна, Никулина Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Языком признаются в любви, устанавливают законы, договариваются, рассуждают о мудрых вещах. Языком люди делают больно, проклинают, начинают войну! Языком.
ЭХО ВОЙНЫ Кто возродит России Мысли и чувства убитых? Кто возродит России Полные солнца глаза?
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой Урок литературы в 12 классе.
Перемиловская высота «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен…» С.Михалков.
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета,
Язык и человек. Язык и речь. Урок русского языка 5 класс.
Тема: «Заповеди» Косенкова Татьяна Викторовна Сергиево-Горская ООШ Вязниковский район.
: Язык всем знаниям и всей природе ключ, во всех словах содержится картина. Г. Р. Державин.
Язык 1. Подвижный мышечный орган в полости рта. 2. Орган животного как кушанье. 3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
Праздник славянской культуры и письменности Открытый урок.
Слово в лирическом произведении. Русская словесность, 8 класс. Кузнецова Маргарита Сергеевна, МОУ лицей г. Железнодорожный Московской области. Идентификатор.
Обидное слово Цели: воспитание эмоционально-ценностного отношения к людям; повышение самооценки, возможность сделать приятное другому человеку.
ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Городское методическое объединение учителей русского языка и литературы Общеобразовательная І-ІІІ ступеней школа 5 г.
Создаём портрет слова Лингвистическая конференция Волгодонск 2013.
Транксрипт:

Тема: Лексика.Слово и его значение

Цель: Повторить основные понятия: лексика, слово и его значение, прямое и переносное значение, многозначность., совершенствовать навыки связной монологической речи, развивать языковое чутьё, формировать орфографическую зоркость.

Какую роль играет слово в жизни человека? Слово – это тот материал, из которого создаются все произведения словесности. Любая книга: художественная, научная, любой документ (от справки до конституции государства). Из слова состоят все наши разговоры, выступления общественных деятелей. Благодаря слову мы знаем о том, что происходит во всём мире, что происходило с человечеством в прошлом.

Человеческое существо становится личностью тогда, когда обретает возможность общаться с другими, понимать речь других и выразить себя через слово

Есть четыре начальных слова, и каждый народ Их вручает ребёнку навечно беречь и любить : Слово жизнь, потому что и он, будет время, умрёт, Слово смерть, потому что обязан он правильно жить, Слово Родина, что продавать на базаре нельзя, Имя, данное матерью, пусть беспорочно несёт- Вот наследство, которое всем нам даётся, друзья, И отчёта от нас будет требовать вечно народ. Д. Яндиев. Вопрос. Согласны ли вы с автором?

Какую роль играет слово и язык в жизни людей мира? Любой народ становится народом, отличающимся от других народов земли, когда у него складывается СВОЙ язык через свои слова.

Народ живёт, пока живёт слово и язык

Ведь сколько народов, завоёванных сильным противником, исчезло с лица земли потому, что люди приняли язык завоевателей и забыли свои слова.

Язык и слово. СЛОВО. 1.Единица языка 2.Речь, способность говорить. (Дар слова). 3. Разговор, беседа, что-н. сказанное. 4. Публичное выступление, речь. 5. Речь на какую-н. тему, повествование, рассказ 6.Право, позволение говорить публично. 7.Мнение, вывод. (Сказать свое веское слово). 8. То же, что обещание. 9. Текст к музыкальному произведению. ЯЗЫК 1.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль 3.Речь, способность говорить. 4.Система знаков 5. То, что выражает, объясняет собой что-н. 6. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Значение слов «язык» и «слово» в в словаре Ожегова.

Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя, Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то научают И от беды нас берегут.

Прочитайте пословицы о слове и запишите их в тетрадь 1. Слово – закон, держись за него, как за кол. 2. Слово – исцеление души болящей. 3. Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь. 4. Слово - не стрела, да пуще стрелы. 5. Слово происходит от дела, а не дело от слова.

СЛОВА Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова - словно раны, слова - словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Ответьте на вопросы к стихотворению поэта В.С.Шефнера «Слово». Каков смысл этого стихотворения ? Что думает поэт о силе слов? Почему поэт выделил из всего лексикона пять слов, которые пишет с прописной (большой) буквы? В каких строках выражена главная мысль-призыв стихотворения?

Прочитайте стихотворение А.Ахматовой, в котором сказано о силе слова. Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль, И долговечней царственное слово. Каково значение слова «слово» в этом четверостишии? Почему оно написано с большой буквы и названо «царственным»?

Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный речь. И.А.Бунин Определите тему стихотворения. О значении языка и слова в жизни людей. Почему, по мнению поэта, слово играет важную роль в жизни человек а? Только благодаря языку мы знаем о нашей истории. Действительно, язык – самое главное достояние народа. Потому-то и надо беречь этот божественный дар.

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки. МУЖЕСТВО Стихотворение написано А.А.Ахматовой в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, когда весь народ встал на защиту Родины.

Почему поэт, говоря о военных годах, утверждает, что самое дорогое для людей – это русская речь? Поэт, говоря о трудных испытаниях, которые выпали на долю каждого человека, утверждает, что самое дорогое для людей – это русская речь. Сохранить язык, великое русское слово – это значит отстоять свободу своей Родины от захватчиков, спасти народ от угрозы уничтожения. Потому что язык и слово – главное достояние народа.

… Уходят устаревшие слова. Но есть слова, чей смысл так велик, Что время обойтись без них не может… Хочу сказать о добром слове хлеб, Которое весомее с годами, Судьбе его просоленной слезами, Впечатавший в историю свой след…

Вопрос. Что же это такое – хлеб?

По словарю Д.Н.Ушакова: (хлеб) - 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки растворённой в воде. 2. Такой продукт в виде изделия какой - нибудь определённой формы. 3. Зерно, из которого приготовляется этот продукт. 4. Растение, из зёрен которого изготовляются мука и крупа. 5. Пропитание, пища, содержание, иждивение. 6. В переносном смысле: средства к существованию, заработок.

Практическое задание: Определите, от каких корней образованы данные слова и каким способом. Спишите слова. Обозначьте в них морфемы. Хлебозавод, хлебобулочные(изделия), хлебный, хлебопекарня, нахлебник, хлебница, хлебозаготовитель, хлебороб, хлебохранилище, хлеботорговля, хлебопёк, хлебосольство.

Какие блюда из хлеба вы можете приготовить?

Обобщим сказанное. Язык и его единица – слово - величайший дар, которым владеет человек. Человек – слово – словек – цловек – чловек. (из этимологии) Это главное достояние народа, благодаря которому люди общаются, получают информацию о прошлом и настоящем, совершают поступки, создают культуру.

Заключение. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша – в словах, нами произносимых.

Итоги.