Автор проекта: Шамсов Рустам Рилович Профессия: токарь-универсал Руководитель проекта: преподаватель Грохотова Елена Айзиковна Республика Татарстан г. Казань ГАОУ НПО «Профессиональный лицей 68»
Мой отец, всю жизнь проработавший слесарем-ремонтником сельхозтехники и как ни кто другой знающий, как тяжело достать ту или иную деталь сельхозмашины, часто беседовал со мной на извечную тему "Кем быть?". Когда мне было 6 лет, на вопрос отца: "Кем ты хочешь стать?" - я отвечал: "Летчиком". В 10 лет я хотел быть... следователем. В 13 лет я понял, к чему клонит отец со своими вопросами и сказал: "Токарем я не буду, лучше буду пекарем". Однако в 15 лет я поступил в профессиональный лицей 68 г. Казани учиться на профессию «токарь-универсал».
По-моему, это происходит в значительной мере от того, что ни ребята, ни их родители даже не представляют себе профессии современного токаря. Многие родители обрисовывают своему сыну токаря как этакого чумазого, перепачканного эмульсией и тавотом паренька в промасленном комбинезоне, который «гонит» изо дня в день на станке стружку и делает одни и те же скучные «железки». «Если не сдашь в ВУЗ - быть тебе токарем», - говорят сердобольные родители. Сейчас многие из молодых рвутся к так называемым «интеллек- туальным» профессиям и мало кто из оканчивающих школу хочет стать рабочим, станочником.
Сравним работу токаря с творчеством скульптора. Как скульптор превращает глыбу гранита, мрамора или глины в произведение искусства, постепенно удаляя с глыбы все лишнее и выявляя на ней свой художественный замысел, так и токарь удаляет все лишнее с заготовки, поковки или болванки металла, чтобы в конце получилась нужная деталь, соответствующая чертежу. Велика радость скульптора, создавшего из камня прекрасный образ и сознающего, что он может сделать и еще более прекрасное произведение искусства. Так же велика радость токаря, познавшего все тайны мастерства, сознающего, что он настолько знает свою профессию, что может выполнить на станке любое задание, любую работу!
Мой лицей - это учебное заведение начального профессионального образования, которое дает углубленные знания по различным профессиям, из его стен выходят хорошо подготовленные молодые специалисты. Учась три года в лицее, я узнал, что мало обладать техническими тонкостями при работе с металлом и, конечно, со станком, а надо прекрасно владеть уме- нием читать важней- шие чертежи, знать фи- зику, химию
Все три года обучения в профессиональном лицее я учусь на «хорошо» и «отлично». Но кроме общего образования, повышающего интеллект человека, я стремлюсь получать высококлассную профессиональную подго- товку. Стать хорошим, настоящим профессионалом - вовсе не значит замкнуться в своей узкой специальности, ограничиться ею. Чем выше интеллект человека, тем лучше трудится он на любимом месте.
За время учебы я, как токарь-универсал, научился вытачивать на станке детали, сверлить, делать резьбу и т.д. Научился работать на разных токарных станках, которые могут быть универсальными или специаль- ными (рассчитанными на какой-то один способ обработки детали). Мастер производственного обучения учил меня, что работа токаря нужна там, где невозможно сделать деталь простой штамповкой или отливкой. Токарная обработка – это один из видов обработки материала резанием. Токарный резец закреплен на станке неподвижно, а заготовка вращается. Токарь обрабатывает заготовку, сверяясь с черте- жом, учитывая указанные размеры. Для этого он выбирает подходящие резцы, использует измеритель- ные приборы. Обрабатывая заготовку, токарь выполняет множест- во различных операций – в зависимости от материала, формы и размера будущей детали.
Начиная с первого курса, я старался участвовать в конкурсах профессионального мастерства, проводи- мых в лицее, на базовом предприятии ОАО КМПО и на предприятиях города Казани. Постепенно набирался опыта. На втором курсе я занял первое место в конкурсе профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии – токарь», проводимый среди учащихся лицея. Участвовал и получил диплом на Казанском моло- дежном конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» (по специальности токарь), проводимый мэрией Казани и комитетом по делам детей и молодежи. Занял II место в конкурсе профессионального мас- терства среди молодых рабочих в младшей группе, проводимом ОАО КМПО. Благодаря моим достижениям, я удостоился чести представлять наш лицей на ежегодном бале лицеис- тов республики Татарстан. Участники Казанского молодежного конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» (по специальности токарь), проводимый мэрией Казани и комитетом по делам детей и молодежи, 2011 год
Бал лицеистов, 2011 год Нижний ряд: я - Шамсов Рустам, директор ПЛ 68 – И.И.Залалов, зам. директора по УПР – И.В.Смирнова
Я благодарен своему отцу, который когда-то надоумил меня выбрать профессию токаря. Только учась в лицее, я понял, что без услуг токарей обществу просто не обойтись. Такие специалисты работают на многих предпри- ятиях промышленных, коммунальных, мон- тажных, ремонтных и т. п. Токарное ремесло не просто техническая специаль- ность; это своего рода искусство. Ведь из грубой заготовки специалист делает аккурат- ную деталь с блестящей поверхностью.
Немаловажный фактор в выборе рабочей профессии для меня - материальная независимость, что совсем немаловажно в наше время, когда идут массовые сокращения управленческого аппарата. На бирже невостребованного обществом труда стоят люди с высшим гуманитарным и техническим образованием, тогда как рабочие места остаются вакантными. Подле каждого предприятия мы видим большие щиты с длинным списком рабочих профессий, необходимых заводу. Мало молодежи идет работать на заводы. А старые, квалифицированные рабочие постепенно уходят на пенсию. Вот и получается «недостача» рабочей силы.
Я выбрал свой путь, поступив учиться в профессиональный лицей 68, и не жалею об этом. Я считаю, что только профессионалы своего дела, отдающие силы, знания, труд, нужны стране. Без их умелых рук не может развиваться ни одна отрасль народного хозяйства. Поэтому я уверен, что лучше быть настоящим Мастером своего дела, чем неприспособленным ни к какой трудовой деятельности специалистом с высшим образованием. Если же я посчитаю необходимым продол- жить свой дальнейший профессиональный уровень, то могу поступить на заочный факультет в технический институт и продол- жать учебу осознанно, так как буду совершен- ствовать свое мастерство по любимой профессии.
Человек - совершенство природы, Он стоит выше всех на Земле И своими руками способен Сделать все, что в его голове. Он способен построить ракеты, Чтоб увидеть другие миры, Разгадать все секреты планеты, Приумножить земные дары. Человека растила природа, И теперь он хозяин Земли. Так живи и твори для народа, Ты найдешь свое счастье в пути! Букет токаря Благодарю за внимание!