105 – ЛЕТ со дня основания ТОМСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВ (1909 – 1919) - первого крупного художественного объединения Сибири К 210 –летию Томской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Борунов Геннадий Фёдорович Работу выполнила ученица 9 «Д» класса МБОУ «Лицей 101» Протопопова Анастасия.
Advertisements

Федор Акимович Коваленко (1866 – 1919 гг) Презентацию подготовила преподаватель кубановедения лицея 95 г.Сочи Евтушенко Н.И.
Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я (ГТГ) художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых.
Портфолио учителя изобразительного искусства Максимова- Анохина Елена Николаевна Кострома, 2010 год Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия.
Пространство, время и люди Института географии РАН 90 лет на службе российской науке!
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ 5 октября отмечается Всемирный день учителя, праздник, который чаще называют просто ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. Это действительно праздник, ведь труд учителя.
Заочная экскурсия в Мордовский республиканский музей им. С. Д. Эрьзи. Подготовила: учитель русского языка и литературы Обухова О. В.
Предмет « Изобразительное искусство». ( Отчёт об обучении на уроках и о внеурочных мероприятиях по предмету учебный год). На уроках и во внеурочных.
Родился 25 января 1832 г. в городе Елабуга в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1- ю Казанскую гимназию. Полного курса так и.
Алексей Михайлович Грицай Бывают случаи, когда изменения в выборе пейзажного мотива и взгляда на него обозначают и очень важные перемены.
ЭРМИТАЖ Автор : Гулямова Парване Алиевна. ЭРМИТАЖ - ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ МИРА, ЭКСПОЗИЦИЯ КОТОРОГО РАСПОЛОЖЕНА В БОЛЕЕ, ЧЕМ 350 ЗАЛАХ.
Постовалова Г.М., г.Ноябрьск. Семья Маковских - одна из самых значительных художественных династий в истории России. Династия дала отечественной культуре.
Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Где и когда родился Дмитрий Иннокентьевич Каратанов ? С кем из художников общался? Где учился? Какая главная тема его работ. Основные направления его.
Государственная Третьяковская галерея. Основатель галереи Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (известна также как Третьяковка) художественный музей.
Василий Иванович Суриков ( ).
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Кривенко Диана Евгеньевна КГБОУ СПО «Новоалтайское государственное художественное училище (техникум)» отделение «Живопись», дневное отделение, 3 курс,
«Развитие парламентаризма в России». «Каждый старшеклассник это будущий избиратель. Он должен занимать активную жизненную позицию. Участвовать в решении.
Изобразительное искусство реализма. Жанровая и историческая живопись в творчестве И.Е.Репина.
Транксрипт:

105 – ЛЕТ со дня основания ТОМСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВ (1909 – 1919) - первого крупного художественного объединения Сибири К 210 –летию Томской губернии Составитель научный сотрудник ТОХМ И.П. Тюрина

«В воскресенье 15 марта в помещении Томской биржи состоялось учредительное собрание «Томского общества любителей художеств». К назначенному времени собралось 30–35 человек. Около 2 часов дня Л.П. Базанова, одна из инициаторов возникающего общества, объявила собрание открытым. Собрание поручает дальнейшие хлопоты об учреждении общества художницам А.С. Капустиной и Л.П. Базановой». Г.В. У томских художников // Сибирская жизнь

А.С. КАПУСТИНА – художник. В 1890–1909 жила и работала в Томске Л.П. БАЗАНОВА – художник. В 1899–1913 жила и работала в Томске

помещении«В воскресенье 11 октября в 1 час дня в помещении Биржи состоялось организационное заседание Томского общества любителей художеств…посвящено было главным образом... выборам правления, ревизионной комиссии кандидатов к ним». Томское общество любителей художеств // Сибирская жизнь

Общество на десятилетие до 1919 г. объединило все художественные силы города. В начале в обществе состояло 43 человека. К январю 1912 г. оно насчитывало 118 членов. Почетными членами за содействие обществу были избраны томский губернатор Н.Л. Гондатти и знаменитые русские художники И.Е. Репин и В.И. Суриков.

«С учреждением этого общества решение вопроса о художественном образовании в Томске перестало носить характер случайности и вступило в новую фазу планомерной его разработки и последовательного развития». А.В. Адрианов. Об искусстве в Томске // Город Томск Томск, С. 343

«С большим усилием Обществу любителей художеств при содействии губернатора Н.Л. Гондатти, профессора Репина, при помощи городской думы и прочих лиц удалось открыть в 1910 г. рисовальные классы». Т. Фишель. Школа живописи и ваяния // Сибирская жизнь

«Правление обратилось к Илье Ефимовичу Репину с просьбой рекомендовать нам художественно образованную личность». Отчет о деятельности Томского общества любителей художеств за 1909 –11 год. Томск, С. 3

«Милостивые государи! Польщенный вашим любезным доверием, рекомендую вам молодого художника Семена Марковича Прохорова, окончившего в прошлом году Академию художеств и только вернувшегося из заграничного путешествия, сделанного им для завершения своего художественного курса. Ваша программа так серьезно обдумана, с таким верным пониманием вопроса, даже до распределения специальных занятий, что мне не трудно было, убедить художника во цвете лет не убоятся далекой Сибири и принять ваши условия для доброго дела художественного развития в наших отдаленных краях. Г. Прохоров будет очень подходящим руководителем в студии, которую он организует в Томске при вашем содействии. Это человек деятельный, любящий искусство, ценящий время в смысле созидания и культуры в своей излюбленной сфере. Серьезное отношение к этой задаче вашего общества и желание трудиться учеников будут его вдохновлять и создадут, надеюсь, художественный светоч, который, может быть, со временем и нас порадует локальным блеском. С совершенным почтением к обществу и живейшим желанием услужить ему Илья Репин». Из письма И.Е. Репина 26 сентября 1910 правлению Томского общества любителей художеств // Сибирская жизнь И.Е. Репин в своей мастерской. 1909

Из письма С.М. Прохорова А.М. Горькому Октябрь // Архив А.М. Горького. НМЛИ им. А.М. Горького (Москва)

«Кого я хорошо помню – так это С.М. Прохорова. Семен Маркович был влюблен в искусство… Семен Маркович Прохоров был моим первым серьезным учителем, я всегда вспоминал о нем с чувством глубокой благодарности». Из письма М.М.Черемных Л.И. Боженко // Архив ТОХМ. Фонд Л.И. Боженко. (М.М.Черемных (1890–1962) – народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии, профессор. С.М. Прохоров (1873–1948) – художник. В 1910–1913 жил и работал в Томске.

А я с 1 сентября начал занятия в классах рисования и живописи. Учеников у меня 72 человека, занимаются с удовольствием. Из письма С.М. Прохорова П.П. Чистякову от 11 сентября 1911 г. // Отдел рукописей РГМ. Ф Д Копии писем к П.П. Чистякову. С. 153 …Все уроки ученики посещали усердно, работали с увлечением, с благоговением. Два учебных года сделали свое, я втянулся в эту работу, полюбил класс, его посетителей, среди которых много просто фанатиков рисования, отношения у нас хорошие. Для того, чтобы свести концы с концами приходится на всем страшно экономить, придумывать какой-нибудь источник со стороны. Все святки пришлось возиться, то в беседах и занятиях с учениками (классы–то ведь не казенные), то устраивать беседы на художественные темы с публикой; и здесь наполовину был побуждаем расчетом что-нибудь заработать для классов…, работать приходится не только для развития искусства, но и для поддержания этого развития. Из писем С.М. Прохорова И.Е. Репину // Репин и Украина. Киев, С.49,

Томское общество любителей художеств приняло на общем собрании проект устава школы живописи и ваяния. Первая сибирская школа живописи и ваяния в Томске // Сибирская жизнь

«На школу живописи и ваяния в г. Томске, о постановке которой на широких началах энергично хлопочет наше юное общество любителей художеств, предполагающее сделать ее первой школой для всей Сибири. Томская дума в заседании 23 марта постановила увеличить предполагавшееся ранее пособие в 300 руб. до 1000 руб.». Пособия городской думы школе живописи и ваяния // Сибирская жизнь

Отчет о деятельности Томского общества любителей художеств за 1911–12 год. Томск, С. 4

«Вплоть до 1917 классы пользовались субсидией от города…, но с 1917 [по причине] с одной стороны полного безденежья города, с другой стороны в виду частых перемен курса городского хозяйства субсидии той получить не удавалось. Тем не менее, несмотря на тяжелое настоящее время, классы продолжали существовать и без субсидий». Ходатайство Томского общества любителей художеств в комиссию по народному образованию при частном совещании Сибирской областной думы о субсидии. 27 июня 1918 // ГАТО. Ф. Р – 72. Оп. 1. Д. 36. Л. 111 об.

«9 января состоялось заседание Академии художеств, в котором докладывалось ходатайство Томского общества любителей художеств о субсидии учреждаемой школе живописи и ваяния, рассматривались рисунки томских рисовальных классов. Несмотря на сочувственное отношение совета Академии к начинанию общества и признание работ учеников, отвечающими академическим требованиям,…в субсидии на 12–13 г пришлось отказать ввиду отсутствия средств. Собрание Академии постановило отпустить обществу 360 руб., выслав на эту сумму гипсов, об изготовлении которых согласно присланному списку общества уже сделано распоряжение». Сибирская жизнь , 106

«Кого я хорошо помню – так это С.М. Прохорова. Семен Маркович был влюблен в искусство… Семен Маркович Прохоров был моим первым серьезным учителем, я всегда вспоминал о нем с чувством глубокой благодарности». Из письма М.М.Черемных Л.И. Боженко // Архив ТОХМ. Фонд Л.И. Боженко. (М.М.Черемных (1890–1962) – народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии, профессор. С.М. Прохоров (1873–1948) – художник. В 1910–1913 жил и работал в Томске.

«А я с 1 сентября начал занятия в классах рисования и живописи. Учеников у меня 72 человека, занимаются с удовольствием». Из письма С.М. Прохорова П.П. Чистякову от 11 сентября 1911 г. // Отдел рукописей РГМ. Ф Д Копии писем к П.П. Чистякову. С. 153 «…Все уроки ученики посещали усердно, работали с увлечением, с благоговением. Два учебных года сделали свое, я втянулся в эту работу, полюбил класс, его посетителей, среди которых много просто фанатиков рисования, отношения у нас хорошие». «Для того, чтобы свести концы с концами приходится на всем страшно экономить, придумывать какой-нибудь источник со стороны. Все святки пришлось возиться, то в беседах и занятиях с учениками (классы–то ведь не казенные), то устраивать беседы на художественные темы с публикой; и здесь наполовину был побуждаем расчетом что-нибудь заработать для классов…, работать приходится не только для развития искусства, но и для поддержания этого развития». Из писем С.М. Прохорова И.Е. Репину // Репин и Украина. Киев, С.49,

Вплоть до 1917 классы пользовались субсидией от города…, но с 1917 [по причине] с одной стороны полного безденежья города, с другой стороны в виду частых перемен курса городского хозяйства субсидии той получить не удавалось. Тем не менее, несмотря на тяжелое настоящее время, классы продолжали существовать и без субсидий. Ходатайство Томского общества любителей художеств в комиссию по народному образованию при частном совещании Сибирской областной думы о субсидии. 27 июня 1918 // ГАТО. Ф. Р – 72. Оп. 1. Д. 36. Л. 111 об.

Отчет о деятельности Томского общества любителей художеств за 1909–11 год. Томск, С. 4

Деятельность ТОЛХ положила начало новым явлениям в истории Сибири. Наиболее значимыми были открытие первой в Сибири художественной школы и проведение крупных ежегодных художественных выставок.

ТОЛХ провело 9 периодических художественных выставок. Выставки проходили ежегодно в Рождественские дни.

I периодическая выставка томских художников (1908–1909). «…Томские художники готовятся сделать нынешний год …исключительным. На Рождестве они устраивают выставку в Гоголевском доме; под выставку будет занята самая большая зала и две боковых малых. Всех номеров будет выставлено около трехсот… В выставке принимают участие все лучшие художественные силы Томска». Г. Потанин. К предстоящей художественной выставке // Сибирская жизнь

Научная библиотека ТГУ

Художница Л.П. Базанова с сыном на I периодической выставке (Томский областной краеведческий музей)

II периодическая выставка (1909–1910) «…Всех посещений с начала выставки насчитывалось Распродажа картин идет успешно, всего продано 60 картин». Сибирская жизнь Собрание А.Б. Казачкова

III периодическая (1910–1911) «Опытная, обдуманная постановка дела, симпатичная цель: объединение художников Сибири и популяризация родного искусства, а также и горячий товарищеский призыв со стороны общества к художественным силам Сибири привлек этих последних, в большом числе к участию на открывающейся выставке своими произведениями. …Томск сделался в Сибири не только центром науки, ни и искусства». Прохоров С. Художественная выставка // Сибирская жизнь

«Никогда еще выставка не вызывала таких разговоров в городе. Состоялась беседа…на выставке, в частности о картинах Машкова. …Ясно, что томичи начинают интересоваться не одними картинами, но и вопросами искусства». Н. Ткаченко. Вопросы искусства // Сибирская жизнь V периодическая выставка (1912–1913)

VII периодическая выставка (1914–1915) «Томское общество любителей художеств, идя навстречу назревшей потребности в искусстве у томской публики, предполагает устроить на выставке ряд бесед, докладов на темы об искусстве, в которых примут участие местные художники». NN. К выставке картин // Сибирская жизнь Н.К. Горенбург Портрет Г.Н. Потанина (Государственный Русский музей) Портрет экспонировался на VII выставке

IX периодическая выставка (1916–1917) «Открывшаяся 26 декабря IX выставка, устроенная обществом любителей художеств, привлекла в первые дни значительное число посетителей». Сибирская жизнь «Доминирующее положение занимают картины Г. Гуркина–певца Алтая и А. Никулина– сибирские пейзажи». Сибирская жизнь А.О. Никулин и Г.И. Гуркин

X периодическая выставка (1917–1918 ) «Художники будут давать объяснения картин по авторам. Публике предоставляется право голосованием отметить лучшую картину на выставке». Сибирская жизнь «По числу работ первое место на выставке занимает К.К. Зеленевский». Д. Крта. Художественная выставка // Путь народа К.К. Зеленевский (1888–1951) – художник. Жил в Томске до 1912 и в 1917– Автопортрет ( Томский областной художественный музей)

Кроме 9-ти периодических художественных выставок, были проведены передвижные выставки в Иркутске (1910), Красноярске и Омске (1911), ряд персональных и первая выставка художественной фотографии.

М.М. Щеглов (1885–1955). Наша вечеринка (Томский областной художественный музей) Общество устраивало вечера совместного рисования с натуры для мастеров и любителей

«В среду 31 марта, вечером, в помещении гимназии Н.А. Тихонравовой состоялся очередной вечер Томского общества любителей художеств. Вечер открылся докладом П.Н. Бражникова «Художник и любитель». Затем состоялось рисование с натуры… Сначала рисовали барона Аминова, потом жену художника М.И. Щеглов. Слушали юную певицу». Сибирская жизнь Б.А. Аминов – начальник Томского округа путей сообщений, активный член ТОЛХ. (Томский областной краеведческий музей) Г.И. Козлов Портрет Б.А. Аминова (Томский областной художественный музей) М.М. Щеглов (1885–1955) Портрет Б.А. Аминова (Томский областной краеведческий музей)

«На бывший в конце 1911 г. Всероссийский съезд художников Правлением общества были делегированы С.М. Прохоров, А.В. Адрианов, А.С. Капустина». Отчет о деятельности Томского общества любителей художеств за год. Томск, С. 1 «Сибирь на съезде была представлена только одним Томском, но зато в виде довольно большой группы». Съезд художников // Сибирская жизнь

Отличительной особенностью Томского общество любителей художеств по сравнению с подобными российскими обществами была большая целенаправленная работа по изучению традиционного искусства коренного населения. Профессиональные художники и любители осуществили ряд творческих экспедиций по губернии. География экспедиций была достаточно широкой.

«Я еду в Нарым Изумительную работу я увидел у Ивана Старого, как по простой бересте на туесках он вырезал хитроумно сплетенный орнамент. Простая береста под искусными руками превращалась в чудесное произведение народного творчества. Я смотрел на эту работу и думал... А ведь надо сохранить это творчество Мало того, что зарисовать все это, нужно взять за основу украшения мебели, утвари, ткани…» М. М. Щеглов. Наброски по памяти. С., С. 70 Открытка

Л.П. Базанова Портрет алтайского шамана Мампыя (Государственный музей истории религии) С.К. Просвиркина. Костюм шамана (Томский областной художественный музей)

Томск художественный. Начало ХХ века. К 90-летию Томского общества любителей художеств. Каталог выставки / Отв. Ред. И.П. Тюрина. Томск, С. 56 Н.И. Молотилов (1870–1938?) Зарисовка из экспедиции по Томскому и Кузнецкому уезду е (Томский областной художественный музей Томск художественный.

«Искусство в Сибири в дореволюционный период было в зачаточном состоянии. Художники и скульпторы насчитывались единицами, труд их не был организован, и только с 1909 года в связи с организацией в Томске Общества любителей художеств начинается …«пробуждение».