Поиски социальной макротеории теории локальных цивилизаций стадиальные теории Материал к уроку обществознания 10 класс Кико Ольга Николаевна МАОУ «СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПОИСКИ СОЦИАЛЬНОЙ МАКРОТЕОРИИ Теория, отражающая наиболее общие характеристики глобальных объектов и закономерности.
Advertisements

Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Смысл и направленность общественного развития.. Существуют разные подходы к анализу мировой истории. Каждый из них даёт свою социальную картину мира.
Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории 10 класс, профильный уровень.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Гимназия 44 им.Деева В.Н. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Урок обществознания 10 класс Фукалова Т. М., учитель высшей.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
С. Хантингтон ( ) Столкновение цивилизаций: от теории к практике.
Общество Науки, изучающие общество Психология Психология Социология Социология Экономика Экономика Демография Демография Этнография Этнография Антропология.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Экономические системы Лекция 3. План лекции Понятие экономической системы и ее структура Типы экономических систем: различные критерии и классификации.
Вопросы для повторения ? Приведите основные примеры типологии общества. ? Сравните традиционное и индустриальное общество. ? Чем постиндустриальное (информационное)
От индустриального общества к информационному МОУ СОШ 2 городского округа город Буй Костромской области.
Общественно- политические течения XIX века. Консерватизм учение, возникшее в XVIII веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка.
Транксрипт:

Поиски социальной макротеории теории локальных цивилизаций стадиальные теории Материал к уроку обществознания 10 класс Кико Ольга Николаевна МАОУ «СОШ 3»

Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895)

рассматривали формации как ступени исторического развития общества, каждую из которых характеризует свой способ производства, определенная система экономических отношений базис общества, а также особый комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания, образующих надстройку общества. Базис определяет надстройку, но последняя не только отражает базис, но и в дальнейшем создает условия для его развития (закрепляя идеологические ценности, общественные нормы).

Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Основоположники марксизма выделяли и исследовали несколько типов общественно- экономических формаций. В рамках одной из типологий назывались докапиталистическая, капиталистическая и коммунистическая формации. В дальнейшем закрепилась схема, включающая первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую формации. Каждая из них рассматривалась как ступень движения человечества по пути общественного прогресса.

Карл Маркс (1818 – 1883) Фридрих Энгельс (1820 – 1895) Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производительные силы требуют изменений в экономических отношениях, а затем и во всей надстройке. Это противоречие в обществе, основанном на частной собственности, принимает форму классовой борьбы, где одни классы стремятся сохранить прежний порядок вещей, другие нацелены на решительные преобразования. Высшей формой классовой борьбы является социальная революция.

Николай Яковлевич Данилевский

Ключевой категорией этой теории является понятие «цивилизация», или «культурно-исторический тип». Н. Я. Данилевский ( гг.), русский историк XIX в., считал, что различение таких типов общества одна из главных задач исследователя. При этом следует обращать внимание на своеобразие религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного развития. Автор полагал, что основы жизнедеятельности каждого культурно-исторического типа не передаются другим культурным общностям, они вырабатываются самостоятельно и имеют значение только в рамках данной группы народов.

Николай Яковлевич Данилевский В рамках своей целостности культурно- исторический тип проходит три этапа развития: роста, культурного и политического самоопределения; «цветения и плодоношения»; исчерпания сил, накопления неразрешимых противоречий, утраты веры. «Ни один из культурно-исторических типов, подчеркивал Данилевский, не одарен привилегией бесконечного прогресса».

Освальд Шпенглер

Он считал, что в истории человечества существовало восемь культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и, умирая, превращалась в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа.

Освальд Шпенглер Таким образом, основатели локально- цивилизационного подхода исходили из того, что главной «единицей» общественно-исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности цивилизации. Сплачивают различные народы в цивилизационные общности многие факторы, но прежде всего общность духовной культуры, религиозных ценностей. Каждая цивилизация проходит свой путь исторического развития: зарождается, достигает расцвета, клонится к упадку и исчезает (здесь мы можем увидеть прямую аналогию с фазами развития любого живого организма).

Арнольд Тойнби

определяет цивилизации как общности, «более широкие, чем отдельные нации, но менее широкие, чем все человечество». Автор насчитал десять полностью самостоятельных цивилизаций. Из них к «живым» он отнес западную, православно- христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную.

Арнольд Тойнби По мнению Тойнби, неповторимый облик цивилизации складывается под влиянием многих факторов, в том числе и особенностей природно-географической среды. Развитие цивилизации зависит от того, способны ли люди находить достойные «ответы» на те многочисленные вызовы (сегодня мы бы назвали их проблемами), с которыми сталкивается общество: недостаток природных ресурсов, рост числа нетрудоспособных и т. п. Такие ответы способно выработать только «творческое меньшинство», которое затем должно увлечь всех остальных к движению по избранной дороге. Каждая цивилизация это единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшими из которых являются религиозные.

Арнольд Тойнби Цивилизациям, по мнению Тойнби, присущ замкнутый цикл исторического существования: они возникают, растут за счет энергии «жизненного порыва», затем происходит «надлом», ведущий к упадку и разложению. Надлом в первую очередь связан с превращением «творческого меньшинства» в самовоспроизводящуюся касту, которая уже не способна находить пути решения новых проблем. Одновременно растет слой «внутреннего пролетариата» людей, не способных ни трудиться, ни защищать отечество, но при этом требующих от общества свою порцию «хлеба и зрелищ». Ситуация осложняется еще и тем, что на внешних границах цивилизации угрожают «варварские народы», под напором которых она, ослабленная внутренними трудностями, может пасть.

Дэниел Белл род.1919

Книга Грядущее постиндустриальное общество ( The Coming of Post-Industrial Society, 1973), которую сам Белл назвал "попыткой социального предсказания" в послевоенном американском обществе происходит переход от "долевой цивилизации" (индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме), к постиндустриальному обществу, основанному на знании (knowledge society), которое характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий, растущим авторитетом научных сообществ, а также централизацией принятия решений.

Книга Грядущее постиндустриальное общество ( The Coming of Post-Industrial Society, 1973), которую сам Белл назвал "попыткой социального предсказания" Машины как наиболее важная форма капитала вытесняются теоретическим знанием, а корпорации как центры социального авторитета - университетами и исследовательскими институтами; основным условием социального продвижения становится не обладание собственностью, а владение знаниями и технологией. Все эти изменения влекут за собой глубокую трансформацию политического ландшафта: традиционное влияние экономических элит сменяется влиянием технократов и политических экспертов.

Элвин Тоффлер род.1928

Эти идеи были теоретически углублены в книге "Третья волна", посвященной направлению изменений в жизни современного общества. Тоффлер констатирует крах всех социальных институтов последнего и стремится выявить тенденции, свидетельствующие, что производство, семья, система коммуникаций, само направление научной мысли (от анализа к синтезу) ведет от централизации к децентрализации, от концентрации к диффузии, от иерархии к независимости, от скученности на предприятиях к надомному труду в "электронном коттедже", от унификации к многообразию жизни в децентрализованных общинах.

Элвин Тоффлер род.1928 Кризис, переживаемый современным обществом, Тоффлер объясняет переходом к новой цивилизации "третьей волны" (первая - аграрная цивилизация, вторая- индустриальная). Современное общество может выжить в неизбежных катаклизмах лишь при условии перехода к новым формам социальной жизни на основе нового уровня равенства, участия в принятии политических решений и социального многообразия.

Элвин Тоффлер род.1928 Тоффлер не берется дать точное определение новой цивилизации. Такие определения, как "космическая эра", "информационное общество", "глобальная деревня", "постиндустриальное общество" и др., с его точки зрения, неприемлемы, т. к. "не дают ни малейшего представления о действительной динамике происходящих изменений и вызываемых ими напряженностях и конфликтах". В противовес утопии и антиутопии свою концепцию будущего Тоффлер называет "практопией".

Самюэль Хантингтон

Самюэль Хантингтон Десять концептуальных тезисов 1. Мир будущего будет определяться взаимодействием 7-8 различных цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, славянско-православной, латиноамериканской и африканской. 2. Противостояние между ними придет на смену борьбе идеологий и другим формам конфликта. Следующая мировая война, если она произойдет, будет войной между цивилизациями. 3. Основные конфликты будущего пройдут и уже проходят по линиям культурных разломов между различными цивилизациями (Закавказье, Босния и т. д.). 4. Усилия Запада по распространению своих демократических и либеральных ценностей в качестве универсальных, по сохранению своего военного превосходства и продвижению экономических интересов натолкнутся на встречную реакцию со стороны других цивилизаций. 5. В международных отношениях западные страны будут играть все меньшую роль, а незападные цивилизации превратятся из объектов этих отношений в активных действующих лиц.

Самюэль Хантингтон Десять концептуальных тезисов 6. Более вероятно формирование эффективных международных политических, военно-политических и экономических организаций внутри отдельных цивилизационных систем, чем между такими системами. 7. Конфликты между нациями и группами, представляющими различные цивилизации, будут более частыми, продолжительными и разрушительными, чем внутрицивилизационные конфликты. 8. Главная ось международных отношений пройдет по линии водораздела между Западом и остальным миром. 9. Элиты ряда стран, внутренне расколотых в цивилизационном отношении (Россия, Мексика, Турция) будут стремиться превратить их в часть Запада, но в большинстве случаев столкнутся с труднопреодолимыми препятствиями. 10. Центральным конфликтом ближайшего будущего станет конфликт между Западом и рядом стран, принадлежащих к исламской и конфуцианской цивилизациям, которые уже бросают вызов ценностям, интересам и мощи Запада. (...)

Уолт Уитмен Ростоу

Уолт Уитмен Ростоу 1916 – 2003 выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития. Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников. Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание. Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями. Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов. Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта – значительный рост сферы услуг, превращение производство товаров потребления в основной сектор экономики.

Не так широко как теория стадий экономического роста, известны политологические концепции У.Ростоу, посвященные формированию современного демократического строя. В своих работах Ростоу выделил четыре фазы демократизации: первая фаза связана с достижением национального единства как основной предпосылки для перехода – как правило, это стихийный, никем не управляемый процесс; на второй фазе подготовка к смене старого режима уже приобретает более или менее организованный характер: в ходе непрекращающейся политической борьбы контрэлита последовательно выступает против правящего режима, оппозиционные выступления постепенно подводят к необходимости институционализировать некоторые демократические процедуры; третья фаза – это фаза решительных реформаторских решений (создания, например, систем всеобщего избирательного права и пропорционального представительства); и только когда все демократические новшества становятся повседневностью и органично вплетаются в существующие реалии, можно утверждать о наступлении последней, четвертой фазы – фазы привыкания.