Школа перед лицом чрезвычайных обстоятельств: самоубийство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика суицидального поведения среди подростков.
Advertisements

Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Профилактика кризисных состояний обучающихся образовательных учреждений.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИТУАЦИИ РИСКА СУИЦИДА / СОВЕРШЕННОГО СУИЦИДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Халикова Лилия Рашитовна, к. пед. н., доцент, зав. кафедрой.
СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Профилактическая работа по предотвращению суицида среди несовершеннолетних.
Суицид. Профилактика суицидального поведения в детской и подростковой среде.
Материалы к психологическому семинару педагога-психолога СОШ 37 Петровой М.А.
Суицид- это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для человека.
« СУИЦИД» По количеству самоубийств Россия занимает в мире - 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5.
Профилактика кризисных состояний в частности суицидального поведения среди подростков в ОУ Семинар для педагогов разработала педагог-психолог Музалевская.
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ И ПОПЫТОК СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Педагог-психолог Мустафина Л.Н., МБОУ СОШ 32, г. Сургут.
Профилактика детских и подростковых суицидов Докладчик: социальный педагог Сальковская О.Ю.
Профилактика суицидального поведения подрастающего поколения Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ4» с. Сотниковского Ныркова Л.Б.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Суицид Суицид – действия, содержащиеся в явном или неявном виде намерение лишения себя жизни, а суицидальное поведение – это следствие социально-психологической.
Транксрипт:

Школа перед лицом чрезвычайных обстоятельств: самоубийство

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). СУИЦИД - способность поставить под вопрос свою жизнь и изменить своё местонахождение. Смерть побочный продукт суицида. Это акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. С У И Ц И Д

Как часто встречаются случаи суицида среди детей и подростков?

Россия занимает третье место в мире по числу законченных суицидов. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место. У 30% лиц лет бывают суицидальные мысли; 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия; В 90% случаев цель подростков – привлечь к себе внимание; Разрешенных суицидов больше у мальчиков, попыток больше у девочек; 70-80% людей, совершающих суицид, психически здоровы, но выведены из психического равновесия Россия занимает третье место в мире по числу законченных суицидов. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место. У 30% лиц лет бывают суицидальные мысли; 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия; В 90% случаев цель подростков – привлечь к себе внимание; Разрешенных суицидов больше у мальчиков, попыток больше у девочек; 70-80% людей, совершающих суицид, психически здоровы, но выведены из психического равновесия С Т А Т И С Т И К А

Психическое заболевание Употребление ПАВ Общий стресс Чувство безнадежности Импульсивность Психологическая уязвимость/низкая самооценка История семьи/ потери/ развод Тяжелые соматические заболевания Доступ к оружию Социально-культурный фон Психологическое давление (в т.ч. буллинг) Мысли о самоубийстве Самоубийство известных людей, а также тех, кого знали лично Психическое заболевание Употребление ПАВ Общий стресс Чувство безнадежности Импульсивность Психологическая уязвимость/низкая самооценка История семьи/ потери/ развод Тяжелые соматические заболевания Доступ к оружию Социально-культурный фон Психологическое давление (в т.ч. буллинг) Мысли о самоубийстве Самоубийство известных людей, а также тех, кого знали лично ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ( факторы суицидального риска) ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ( факторы суицидального риска)

ТИПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Истинное суицидальное поведение (длительное планирование, продумывание способов – от нескольких часов до нескольких лет) Аффективный суицид (короткий суицидальный период и необдуманные действия) Демонстративный суицид (совершаемый при ком –нибудь с целью воздействия на кого-либо)

МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ Альтруистический (желание избавить других от своего существования) Псевдоальтруистический Аномический (потеря смысла жизни) Анестетический ( избавление от душевной боли) Инструментальный (неспособность изменить неблагоприятную ситуацию другим способом, привлечение к себе внимания) Аутопунитический (желание наказать себя) Гетеропунитический ( желание отомстить, наказать кого-то) Поствитальная мотивация (желание уйти в другой мир, чтобы стало лучше).

Угрозы покончить жизнь самоубийством Угрозы/ попытки покончить жизнь самоубийством в прошлом Изменения личности (необычная отстраненность, агрессия, перепады настроения) Рискованное поведение(употребление ПАВ, стремление к опасности) Депрессия (нарушение аппетита/ импульсивное обжорство, бессонница, падение успеваемости, вспышки ярости, слезливость) Прогулы / непослушание (правонарушения) Пренебрежение к своему внешнему виду Жалобы на скуку, чувство одиночества при проведении времени в привычном окружении Уход от контактов, изоляция от друзей, семьи, превращение в одинокого человека СИМПТОМЫ РИСКА САМОУБИЙСТВА

Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить». Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду». Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми. Разговоры на тему смерти Непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить». Косвенные высказывания, например: «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду». Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми. Разговоры на тему смерти Вербальные (речевые) ключи:

Отчаяние и плач. Повторное прослушивание грустной музыки и песен. Нехватка жизненной активности. Вялость и апатия Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем). Повышение или потеря аппетита. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение. Уход от обычной социальной активности, замкнутость. Приведение в порядок своих дел. Отказ от личных вещей. Стремление к рискованным действиям (например, безрассудное хождение по карнизам), эпатажное поведение. Суицидальные попытки в прошлом. Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка. Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе. Несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью. Скудные планы на будущее. Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей. Отчаяние и плач. Повторное прослушивание грустной музыки и песен. Нехватка жизненной активности. Вялость и апатия Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем). Повышение или потеря аппетита. Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение. Уход от обычной социальной активности, замкнутость. Приведение в порядок своих дел. Отказ от личных вещей. Стремление к рискованным действиям (например, безрассудное хождение по карнизам), эпатажное поведение. Суицидальные попытки в прошлом. Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка. Потеря интереса к увлечениям, спорту или школе. Несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью. Скудные планы на будущее. Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей. Поведенческие ключи:

Изменение личной жизни. Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников. Недавняя перемена места жительства. Семейные неурядицы. Неприятности с законом. Коммуникативные затруднения. Проблемы со школой или занятостью. Социальная изоляция. Хроническая, прогрессирующая болезнь. Нежелательная беременность. Изменение личной жизни. Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников. Недавняя перемена места жительства. Семейные неурядицы. Неприятности с законом. Коммуникативные затруднения. Проблемы со школой или занятостью. Социальная изоляция. Хроническая, прогрессирующая болезнь. Нежелательная беременность. Ситуационные ключи:

Витальная мотивация (естественный страх перед смертью) Религиозный мотив Этический мотив (нежелание делать больно близким) Моральный мотив (трусость и т.д.) Эстетический мотив (как буду выглядеть после смерти) Нарциссический мотив (жалость к себе) Мотив когнитивной надежды ( ещё не всё сделал в плане решения проблемы) Мотив временной инфляции («утро вечера мудренее») Мотив финальной неопределённости (чем может закончиться неудачная попытка) Антисуицидальные факторы

Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей. Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, в школьном коллективе. Социальная интеграция (через учебную деятельность, конструктивное использование досуга). Наличие творческих замыслов, планов. Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким. Выраженное чувство долга, обязательность. Зависимость от чужого мнения (боязнь осуждения, греховности). Что ещё поможет предотвратить самоубийство? Что ещё поможет предотвратить самоубийство?

1)Социометрия: мониторинг 2)Наблюдения 3)Беседы 4)Изучение документов (рисунков, выдержек с сайтов персональных страничек, предпочитаемых фильмов, песен и т.п.) 5)Диагностические методики: шкала депрессии для детей и подростков М.Kovacs шкала агрессии Басса-Дарка методика на выявление и предупреждение самоубийств (В.П.Костюкевич, А.А.Биркин, В.П.Войцеха, А.А.Кучер) проективные методы (рисунки на свободную тему, «Моё состояние», метод незаконченных предложений, игра «Волшебная страна чувств») Диагностика суицидального риска

1)Информирование о суицидальных намерениях узкий круг лиц (администрация, классный руководитель, родители) и согласовывание с ними дальнейших действий 2)Осуществление психологической помощи подростку (при необходимости согласование своих действий с антикризисными подразделениями ЦППМС, Центра экстренной психологической помощи МГППУ и др.) Кризисное вмешательство психолога при высоком риске суицида.

Сохранять спокойствие и предлагать поддержку, не осуждать, не конфронтировать. Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях. Признавать самоубийство как один из вариантов, но не признавать его «нормальным» вариантом выхода из трудной ситуации. Поощрять полную откровенность, больше слушать, чем говорить. Сконцентрироваться на понятиях «здесь и теперь». Изучать наличие и качество поддержки семьи и сверстников. Определять, справляется ли ребёнок со своими чувствами, не оказывают ли они влияние на его повседневные занятия. Получать сведения от родителей, учителей, друзей об изменениях в поведении, их продолжительности, провоцирующих событиях. Выявлять и актуализировать антисуицидальные факторы, помочь подростку осознать свои личностные ресурсы. Вселять надежду, что все проблемы можно решить конструктивно. При сохранении симптомов донести до родителей необходимость консультации психиатра. При общении с подростком с суицидальными намерениями и его социальным окружением ВАЖНО

Не соглашаться хранить секрет подростка Не оставлять его одного Не говорить избитых истин и банальностей (типа: «тебе еще много предстоит сделать в этой жизни») Не показывать, что вы шокированы высказываниями подростка и осуждаете его Не обсуждать, правильно или неправильно заканчивать жизнь самоубийством. ВАЖНО:

I. Установление контакта психологов с ответственными лицами, сбор информации, оценка ситуации. II. Выявление группы риска и оказание экстренной психологической помощи (встреча с классом, в котором произошёл суицид, выявление ребят, нуждающихся в психологической помощи, приглашение их на индивидуальные консультации). III. Заключительный этап ( проведение тренингов по саморегуляции для педагогов, отслеживание психоэмоционального состояния детей). Алгоритм действий психолога в ОУ в ситуации совершенного суицида

I. Установление контакта психологов с ответственными лицами, сбор информации, оценка ситуации. взаимодействие психолога с администрацией, классным руководителем, социальным педагогом, родителями; оценивание ресурсов по выявлению группы риска и оказанию экстренной психологической помощи; обращение за помощью в иные организации, оказывающие медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи (например, в антикризисные подразделения ЦППМС)

получение необходимой предварительной информации о состоянии отдельных учащихся, сбор анамнеза, информации о степени включенности детей в ситуацию (говорили, знали, обсуждали, читали, слышали), о степени близости отношений; организация встречи с учащимися, подготовка к встрече с родителями; осуществление грамотного взаимодействия с журналистами, в т.ч. совместно с администрацией ОУ подготовка информации по происшествию, которая в случае необходимости будет представлена в СМИ.

II. Выявление группы риска и оказание экстренной психологической помощи Психологическая помощь должна оказываться как детям, пережившим травматическое событие, и их родителям, так и педагогам, руководителям ОУ (в виде психологической поддержки). ВОЗМОЖНЫЕ РЕАКЦИИ НА СУИЦИД: Шоковые состояния с тревогой, растерянностью. Тревожно-фобические реакции (содержательно связанные и не связанные с событием). Подавленность, тоска, чувство вины. Агрессия, раздражение. Актуализация старых, непроработанных проблем. Усиление антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения. Психосоматические реакции (вегетативные реакции, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, сердечно- сосудистой системы, проблемы с дыханием).

Встреча с классом, в котором произошёл суицид Беседа с детьми позволяет Оценить наличие явной или потенциальной угрозы для жизни как для самого человека, находящемся в кризисном состоянии, так и его окружения. Упорядочить информацию, выстроить последовательность событий (абсолютный хаос в порядок). Понять произошедшее, понять погибшего (его проблемы, «пусковые» факторы, послужившие последней каплей, глубину отчаяния, его чувства), отреагировать свои чувства, повысить взаимопонимание и доверие между учащимися, адаптироваться после случившегося, формировать позитивное будущее, вернуть чувство самообладания, утраченное равновесие. Следует не избегать пугающего опыта, найти ресурсы для преодоления влияния травмирующей ситуации и дальнейшего развития (стали взрослее, ответственнее). Информировать учащихся об имеющихся очных экстренных и кризисных психологических службах в городе (районе), телефонах доверия (рассказать, для чего они существуют, как работают, оставить их номера телефонов).

Психологическое консультирование родителей Информирование о возрастных и индивидуальных особенностях реагирования в кризисных ситуациях и способах совладания с ними. Рекомендации по вопросам взаимодействия с детьми. Информирование об имеющихся психологических службах, телефонах доверия. Оказание экстренной психологической помощи.

Взаимодействие с педагогами Информирование о признаках психологического неблагополучия ребёнка, о влиянии травматического опыта на его психику, профессиональной помощи специалистов, работающих с травмой. Консультирование педагогов по вопросам взаимодействия с детьми, пережившими данные события. Обращение внимания педагогов на собственные чувства, оказание им (по их запросу) психологической помощи (осознание, принятие, отреагирование чувств, актуализация ресурсов, формирование совладающего поведения).

Индивидуальная работа с подростком, совершившим суицидальную попытку, в постсуицидальный период. В этот период времени консультирование должно быть сфокусировано на оценку наличия суицидальных намерений и их снижение (болезненных фантазий о смерти, неприятии, враждебности, потере и наказании), а также на стабилизацию ситуации. Обязательно подключаем к работе семью.

Группа риска подростков, склонных к суициду: Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. Сверхкритичные к себе. Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей. Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить. Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате (периоде полового созревания). Молодёжь, отличающаяся девиантным, криминальным поведением, подвергавшаяся физическому насилию. Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.

Превентивные меры Превенция суицидов включает в себя профилактику и своевременное выявление суицидального риска. Профилактические мероприятия: Психологическое просвещение, тренинги, семинары, групповые дискуссии, разработка антикризисного плана действий в экстремальных ситуациях в ОУ

Программы предотвращения самоубийств 1) Направлены на снижение факторов риска и усиления личностных ресурсов ( для подростков группы высокого риска ) 2) Направлены на улучшение психологической адаптации ( профилактика) 3) Направлены на повышение осведомлённости о причинах развития суицидального поведения, способах совладания, ресурсах поддержки ( просветительские программы для педагогов, родителей и школьников) 1) Направлены на снижение факторов риска и усиления личностных ресурсов ( для подростков группы высокого риска ) 2) Направлены на улучшение психологической адаптации ( профилактика) 3) Направлены на повышение осведомлённости о причинах развития суицидального поведения, способах совладания, ресурсах поддержки ( просветительские программы для педагогов, родителей и школьников)

Индивидуальная и групповая работа с учащимися Проведение тренингов и индивидуальных консультаций с детьми с целью нормализации психического и психофизиологического состояния, простраивания позитивного будущего, формирования позитивного мышления, оптимизации взаимоотношений с родителями и сверстниками Проведение тренингов и индивидуальных консультаций с детьми с целью нормализации психического и психофизиологического состояния, простраивания позитивного будущего, формирования позитивного мышления, оптимизации взаимоотношений с родителями и сверстниками

Совместная деятельность с классными руководителями Информирование учителей психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, о видах, причинах суицида, признаках суицидальных намерений, создании безопасной атмосферы в школе, возможностях получения помощи в преодолении кризиса Информирование учителей психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, о видах, причинах суицида, признаках суицидальных намерений, создании безопасной атмосферы в школе, возможностях получения помощи в преодолении кризиса

Направления работы с родителями по профилактике суицида: 1) Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей: о психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, особенностях поведения подростка с суицидальными намерениями, создании безопасной атмосферы в семье, об имеющихся психологических службах 2) Предоставление возможности родителям самостоятельно оценить суицидальный риск собственного ребёнка («родительская анкета для оценки травматических переживаний детей»). 3) Привлечение родителей к активному участию в учебно- воспитательном процессе. 4) Формирование у родителей потребности в самообразовании. Направления работы с родителями по профилактике суицида: 1) Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей: о психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, особенностях поведения подростка с суицидальными намерениями, создании безопасной атмосферы в семье, об имеющихся психологических службах 2) Предоставление возможности родителям самостоятельно оценить суицидальный риск собственного ребёнка («родительская анкета для оценки травматических переживаний детей»). 3) Привлечение родителей к активному участию в учебно- воспитательном процессе. 4) Формирование у родителей потребности в самообразовании.

В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: " Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения... В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов... Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки - это не Вы". Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира.

Нужно научиться ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ подростка с деструктивного НА КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Например, вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?»

Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направить туда его внимание, время и энергию. ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка.