Идея коммуникации у Г.П.Щедровицкого и communication studies Данилова В. Л., Матьяш О.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
Advertisements

Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Введение в предмет. Понятие информации. Одним из первых обобщенных понятий науки стало понятие « вещество ». В разнообразии материальных объектов ученые.
1122 Системодеятельностная методология как философия деятельности Виталий Дубровский Clarkson University, Potsdam, New York, USA В этом сообщении методология.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Щедровицкий Георгий Петрович родился в Москве 23 февраля 1929 года. Его первой страстью стала история, любовь и интерес к которой сохранились на всю жизнь.
Школа по методологии «Смысл и смыслообразование» Установочный доклад П.Г. Щедровицкий, заместитель директора Института философии, член правления Центра.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
ОДИ 80-х годов: несостоявшийся институт методологического мышления Данилова В.Л. XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Цой Любовь Николаевна канд. соц.наук Организационный Конфликтменеджмент © Обучение рефлексии в «offline» и «online» коммуникации.
Флямер М.Г. Программный клуб «Методологические и управленческие практики» 30 мая 2013 г. Методологическая конференция "Технологии мышления"
© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.
Московский центр качества образования Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС и модернизации образования.
Транксрипт:

Идея коммуникации у Г.П.Щедровицкого и communication studies Данилова В. Л., Матьяш О.И.

Мой соавтор – Ольга Ивановна Матьяш Matyash Olga Ivanovna - Ph.D., Professor in Instructional Design, Development and Evaluation, Syracuse University, USA; Ph.D. equivalent in Theory and History of Pedagogy, Russian Academy of Education; founder and the first president of Russian Communicative Association (Russia), member of the National Communicative Association of USA, founder and cofounder of the Northen America Russian Communicative Association, Eurasian Communicative Association of Northen America today (USA). Teacher of the some universities and colleges in Russia and USA (Novokuznetsk, Volgograd, Syracuse, Indianapolis, St.Petersburg). Author of many publications about communication and problems of communicative education in Russia.

Ситуация, смысл и задачи работы Одна из особенностей работ Московского методологического кружка и Г.П. Щедровицкого заключается в том, что с одной стороны они были направлены на решение практических задач, а с другой – опирались на разработку традиционно философской проблематики. В отечественной философии аналогов очень мало (Э.В. Ильенков, В.С.Библер), и мы привыкли рассматривать эту особенность работ ММК как уникальную. Однако история зарубежной мысли XX века позволяет предположить, что начиная по крайней мере с 60 годов такая стяжка философии и гуманитарных практик становится мейнстримом. Одной из областей, где это происходило, стали коммуникативные практики и междисциплинарная область communication studies (sciences). Задача заключается в определение, с одной стороны общих для нас проблем и тем, с другой – тех отличий между нами, которые могут сделать нас интересными друг другу.

Хронологические рамки и основные факты. ГПЩ Г.П. Щедровицкий начал обсуждать коммуникацию и понимание в 60-х годах прошлого века, в начале 70-х им была предложена схема акта коммуникации, на которой обсуждались условия понимания и вводились понятия смысла и значения, в начале 80-х коммуникация начала рассматриваться в контексте схемы МД ( и была положена как ядерный процесс в мыследеятельности). Вплоть до 79-го года организационной формой, в которой разворачивалось обсуждение этой темы была система методологических семинаров. Начиная с 79-го к семинарам добавляются организационно-деятельностные игры; к середине 80-х ОДИ и подготовка к ним становится основной формой методологической работы.

Становление современных англоязычных communication studies В становлении communication studies эволюционно можно выделить несколько «поколений», привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации: После II Мировой войны складывается рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум (information transmission model). В годы происходит «психологизация» коммуникации; формируется дисциплина, известная ныне как межличностная коммуникация, расширяется использование коммуникативных моделей в психотерапии и практиках личностного роста; особое внимание отводится проблеме генерирования смысла (meaning) в коммуникативном взаимодействии. В 70-е годы коммуникация начинает рассматриваться как социальный процесс, имеющий несколько уровней организации, в ходе которого происходит социальное конструирование как социальной реальности, так и участников коммуникации; активно используется systems thinking

Вызовы и проблемное поле Интерес к коммуникации и смыслообразованию у ГП и современных communication studies является на наш взгляд ответом на вызов, который в общем виде можно описать как неизбежность взаимодействия с Другим. W. Barnett Pearce отмечает, что если мы не сумеем ответить на этот вызов, то «варвары опять победят и будут использовать изощренные социальные техники для того, чтобы изолировать Других или ломать их». ГП на играх, требуя проблематизации, обычно подчеркивал, что альтернативой к открытому и мыслительно организованному переводу конфликтов в проблему является уничтожение инакомыслящих. Однако очевидное различие заключается в том, что американские авторы обсуждают в этом случае в первую очередь различия в культуре повседневности, обычаях, верованиях, картине мире, а ГП говорил преимущественно о распаде научной картины мира на множество предметов

Практический поворот ГП в 82 году подчеркивая особенность своей позиции говорил: «нами двигали не только и даже не столько теоретические и методологические моменты, сколько необходимость практической организации коммуникации и взаимопонимания». Pearce говоря о специфике своего подхода, называет его практической теорией, он видит его назначение не в том, чтобы «описывать отношения между переменными», а в том, чтобы дать возможность людям взаимодействовать более конструктивно. Однако здесь тоже можно обнаружить различие. Говоря о смысле организации коммуникации, ГП утверждает, что это необходимо для того, чтобы организовывать мегамашины деятельности, способные ставить и решать «большие» проблемы. А Pearce подчиняет свою теорию ответу на вопрос, «как мы можем сделать социальные миры лучше». И за этим стоит, очевидно, различие предельных онтологий

Типы практических проблем и области практикования Выступая на совещании 1982 года ГП говорил о преимущественно о двух типах практик: ИМИ и ОДИ. Каждая из них направлена на постановку и решение проблем и имеет сложную искусственную организацию, где большую роль играет организатор. Практики, к которым имеют отношение communication studies очень разнообразны, но говоря на нашем языке они имеют отношение скорее к жизнедеятельности, чем к мыследеятельности (организация социальных коммуникаций, преодоление конфликтов – от семейных до межнациональных, преодоление семейного насилия, антистрессовая терапия, организация переговоров…). В какой-то мере на практические задачи такого типа ГП вышел к концу 80-х в играх на «самоопределение по жизненным основаниям», но к сожалению, они остались неописанными.

Дисциплинарная организация Работы, связанные с исследованием и организацией коммуникации в ММК с самого начала строились как междисциплинарные (межпредметные). ГП выделяет здесь следующие предметы: логика, лингвистика, семиотика, социология знания, педагогика, психология мышления. Communication studies также подчеркивают свою полидисциплинарность. В набор дисциплин входит: социология, психология и психотерапия, антропология, политические науки, экономика, риторика, публичная политика. Набор предметов/дисциплин практически не совпадает

Общая характеристика моделей/схем коммуникации Начиная с 60-х годов в communication studies разрабатываются многоуровневые модели, смысл которых в том, что коммуникативный акт имеет несколько иерархичных уровней организации. Это напоминает наши схемы с несколькими уровнями рефлексивно-мыслительной организации. В принципе мы рисовали схемы такого рода, обсуждая, например, управление коммуникацией на ОДИ, но среди канонических схем, имеющих отношение к коммуникации их нет.

Приложение Использованная литература: Щедровицкий Г.П. Коммуникация и процессы понимания: методологические проблемы организации, развития и познания – Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. – М., Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публи­цис­тический альманах. – Вып. 6. – Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2002(б). W. Barnett Pearce. The Coordinated Management of Meaning (CMM) – Leeds-Hurwitz, W. (Ed.). (1995). Social Approaches to Communication. New York: The Guilford Press. Matyash Olga. Communication Studies and there Role in a changing Russia -