Информационная технология «Референт» – способ сбора, обработки, хранения, представления и анализа информации. Позволяет конкретизировать методику преподавания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационная технология «Референт» – способ сбора, обработки, хранения, представления и анализа информации. Позволяет конкретизировать методику преподавания.
Advertisements

УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Информационная технология «Референт» – способ сбора, обработки, хранения, представления и анализа информации. Позволяет конкретизировать методику преподавания.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Кафедра естественнонаучного образования СПб АППО Профессиональная ориентация в условиях перехода на ФГОС ООО Огановская Е.Ю. ст. преп. КЕНО СПб АППО, к.п.н.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Психологические особенности подросткового возраста.
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Формирование ключевых компетенций школьника. Компетентность ОБЛАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАЮЩИЙ, СВЕДУЩИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ Цель: помочь выпускнику.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Информационная технология «Референт» – способ сбора, обработки, хранения, представления и анализа информации. Позволяет конкретизировать методику преподавания и принять решения по управлению качеством образования. РЕФЕРЕНТ Авторы-разработчики: Николай Дмитриевич Алексеев Анна Станиславовна Исаенко Татьяна Ивановна Кузей Авторская группа «Референт» в Минске: (+375) , (+375) (+375) , (+375) Компетентность – это эффективное взаимодействие человека с окружающей средой. Авторская группа «РЕФЕРЕНТ»

Из Кодекса Республики Беларусь об образовании Статья 1.6. Образование обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося. Статья Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей. Статья 1.1. Воспитание целенаправленный процесс формирования духовно- нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося;.. Статья 91. Основные требования к организации образовательного процесса: обеспечение качества образования; компетентностный подход; охрана здоровья обучающихся; создание безопасных условий при организации образовательного процесса. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности; обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи; … 2 Компетентностный подход в образовании – угол зрения, совокупность принципов, направлений, форм, методов, приемов обучения, воспитания и личностного развития учащихся с целью формирования ключевых компетенций личности как в учебной, так и во внеучебной деятельности, а также в различных индивидуальных и социальных практиках.

3 Ведущие компетенции личности:Компетентность личности: Компетентностный подход в образовании (по разработкам авторской группы «Референт» на основе идей А.В. Хуторского) Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного саморазвития Сформированность ценностей гражданственности, патриотизма, нравственности, адекватная самооценка. Сформированность ценностей здорового образа жизни, семьи, соблюдение личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности, адекватная самооценка. Особенности интеллектуальной активности, ведущей мотивации учебной деятельности, сформированность обучаемости, обученности, креативности, адекватная самооценка. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передача), адекватная самооценка. Владение языками, навыки работы в группе, умение общаться, сформированность социального интеллекта, адекватная самооценка. Умение анализировать рынок труда, владеть этикой трудовых и гражданских отношений, действовать в соответствии с личных и гражданственных взаимоотношений, профессионализм деятельности, адекватная самооценка. Владение способами физического, духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, адекватная самооценка.

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 4 Когнитивная составляющая: Общие и специальные способности; Знания, умения, навыки; Социальный интеллект; Обучаемость; Креативность. Эмоциональная и ценностно-смысловая составляющая: Интересы профессиональной деятельности; Ценности; Личностные смыслы; Эмоциональные состояния. Поведенческая (волевая) составляющая: Личностный опыт в различных видах профессиональной и другой социально значимой деятельности; Профессионально значимые черты характера. Педагогические способы отслеживания сформированности компетенций: Профессиональная категория; Наблюдение; Беседа; Анкетирование; Профессиональная деятельность; Участие в: Профессиональных конкурсах, В общественных организациях, В социальных практиках. (Фиксируется в Портфолио профессиональных достижений).

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 5 Психологические способы изучения: Наблюдение, Рациональная психологическая беседа, Психологические тесты: общих способностей, обучаемости, социального интеллекта, креативности, мотивации профессиональной деятельности, эмоциональных отношений к субъектам профессиональной деятельности, индивидуально- типологических особенностей. Метод изучения продуктов деятельности. Когнитивная составляющая: Общие и специальные способности, Профессиональные знания, умения, навыки, Социальный интеллект, Обучаемость, Креативность. Эмоциональная и ценностно-смысловая составляющая: Интересы профессиональной деятельности, Ценности, Личностные смыслы, Эмоциональные состояния. Поведенческая (волевая) составляющая: Личностный опыт в различных видах социально значимой деятельности, Фиксируется в Портфолио профессиональных достижений.

Оценка когнитивной составляющей компетентности личности 6 Выраженность и структура социального интеллекта

Оценка когнитивной составляющей компетентности личности 7 Выраженность и структура образной креативности

Оценка когнитивной составляющей компетентности личности 8

9 Самооценка творческих характеристик личности

Оценка эмоциональной составляющей профессиональной компетентности 10

Оценка эмоциональной составляющей профессиональной компетентности 11

Оценка эмоциональной составляющей компетентности личности учащегося 12 Сформированность профессиональных черт характера

Оценка поведенческой составляющей компетенции Личностный опыт в различных видах социально значимой деятельности 13

14 Типично реализуется через традиционную систему образования. Возможна реализация через технологию «креативного поля» Д.Б. Богоявленской, УМК «Учусь творчески мыслить» АГ «Референт», ТРИЗ и др.. Педагогические технологии, в которых обнаруженная учащимся закономерность становится самостоятельной проблемой. Ученик ставит новые проблемы, необусловленные задачей. Теоретические и практические решения, приводящие к ломке сложившихся мировоззрений. Возможна реализация посредством технологий развивающего обучения Эльконина-Давыдова, Занкова, «Шаг за шагом», «2100» и др.. Личностный смысл – самореализация Личностный смысл – достижение Личностный смысл – высокие результаты обучения, уход от неудач

Творческие проявления компетентности личности Одаренность Системное развивающееся в деятельности качество. Характеризуется: Выраженными способностями. Мотивацией достижения. Креативностью. Высокой умственной работоспособностью. Эвристической интеллектуальной активностью. Талант Оценочное суждение. Уровень способностей, обеспечивший создание креативного продукта, получившего признание общества. Результат интеллектуальной активности на креативном уровне. Гениальность Оценочное суждение. Высшая степень творческих проявлений личности. Творчество, имеющее выдающееся значение для жизни общества. Создание новой «эпохи» в своей сфере деятельности. Результат интеллектуальной активности на креативном уровне. Одаренность предполагает индивидуализацию образовательного маршрута. Прогресс цивилизации обеспечивают талантливые и гениальные личности. Одаренность является средой, из которой они вырастают. РЕФЕРЕНТ

Фу нкц ии Обязан ности Ответс твенно сть Ср едс тва Права Полно мочия Функции Обязанности Ответственность Средства Права Полномочия соответствие 16 Сфотографируйте свой рабочий день, неделю, месяц… Отрефлексируйте содержание своей профессиональной и учебной деятельности. Научная организация труда предполагает взаимообусловленность функций, средств, обязанностей, прав, ответственности и полномочий участников образовательного процесса.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, предста- вителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Педагог владеет способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. 17

Компетенция – интегративная личностная характеристика субъекта, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретенная благодаря образованию и самообразованию, позволяющая продуктивно действовать и решать учебные, жизненные, социальные, профессиональные и другие проблемы. Компетентность – владение определенной компетенцией, способность результативно действовать в различных ситуациях. Ключевая компетенция – компетенция, универсальная по своему характеру и степени применимости. Компетентностный подход в образовании – угол зрения, совокупность принципов, направлений, форм, методов, приемов обучения, воспитания и личностного развития учащихся с целью формирования ключевых компетенций личности как в учебной, так и во внеучебной деятельности, а также в различных индивидуальных и социальных практиках. Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем: 1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность. 2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат. 3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.). 4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей. 5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей. 6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. (Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 158) 18

Задачи компетентностного подхода: 1. Совершенствование и развитие ключевых компетенций, освоенных в школе. 2. Формирование, совершенствование и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. 3. Внедрение активных методов обучения, адекватных видам профессиональной деятельности. 4. Освоение базовых, вспомогательных, общих и основных (профессиональных) компетенций. 5. Повышение эффективности и качества обучения путём актуализации всех видов компетенций в процессе интеграции теории и практики. 6. Формирование способностей решать профессиональные задачи. 7. Приобретение профессионального опыта. 8. Обеспечение соответствия освоенных компетенций направлению профессиональной деятельности. Общие принципы компетентностного подхода: 1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта. 2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить. 3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем. 4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций. Иначе говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем. Условия успешной реализации компетентностного подхода: 1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции. 2. Определение конкретной цели обучения. 3. Определение конкретных способов достижения цели. 4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций. 19

20 Рефлексивный анализ урока в контексте компетентностного подхода (по разработкам авторской группы «Референт» на основе идей О.С. Анисимова) Нормативный Проблемный Концептуальный Ценностный Событийный Компетентность коммуникативная - способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения. См. Образовательная компетентность. Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.