Технологии формирования метапредметных компетенций в контексте ФГОС На примере познавательных метапредметных умений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Advertisements

Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Учитель начальных классов Бутузова С.Н. Характеристика познавательных УУД и планируемые результаты Характеристика познавательных УУД и планируемые результаты.
Мастер-класс Деятельность – единственный путь к знанию.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Транксрипт:

Технологии формирования метапредметных компетенций в контексте ФГОС На примере познавательных метапредметных умений

Что было и что будет? Или почему неизбежен компетентностный подход в образовании? Цивилизационные циклы: сельскохозяйственный – лет; индустриальный – 300 лет; информационный – 40 лет; образовательный …

Аргументы и факты Ежедневно издается 3000 книг; Ежемесячно 2,7 миллиарда человек ищут информацию в поисковом портале GOOGLE; Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года, через 10 лет она будет удваиваться каждые 72 часа; В 2049 году обычный ПК превысит вычислительные возможности человеческой расы; Информационные технологии обновляются в течение года; Научный цикл «открытие – описание – внедрение» сократился в развитых странах до 3-5 лет; Средний американец раз в 5 лет меняет место жительства и профессию.

Какой была школа и какой она будет? Традиционная школа действовала по принципу: выучи, повтори, слушайся Новая школа будет жить по принципу: думай, твори, принимай решение Главная цель новой школы: Учить учиться

В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию В соответствии с требованиями ФГОС Главное – не освоение содержания (знания), а формирование способов освоения новых знаний (компетенции)

Свойства метапредметных компетенций Не имеют ярко выраженной предметной направленности Формируются в процессе предметной деятельности на основе универсальных учебных действий Могут быть реализованы в различных видах и сферах деятельности Обеспечивают профессиональную мобильность и профессиональную самореализацию

Типы компетенций Виды компетенций Общекультурные1. Ценностно-смысловые (способность различения добра и зла, красоты и безобразия, патриотизм) 2. Культурологические (способность понимания и диалога с культурой и культурами) 3. Социальные или регулятивные (способность к самоопределению и самореализации в различных социальных ситуациях) Универсальные или общепрофессио- нальные Когнитивные или познавательные (методологические, логические, рефлексивные) Коммуникативные (речемыслительные и диалогические) Информационные (способность к отбору, структурированию и использованию информации) Метапредметные компетенции

1.Увеличение доли метазнаний: знаний о способах приобретения знания, проверки и применения 2.Увеличение доли нестандартных учебных ситуаций 3.Актуализация личностного опыта 4.Формирование навыков контекстуализации, интерпретации, интеграции и преобразования знания. Ученик должен быть не объектом воздействия, а субъектом действия. Главное – не ЧТО я узнал, а КАК я этого достиг. Стратегия компетентностного подхода к образованию

Требования к ОП в контексте ФГОС Проблематизация содержания (выявление противоречий, конфликтов и т.д.) Расширение информационных полей и коммукативной среды Практикоориентируемый характер (связь с жизненным опытом и жизненными потребностями индивидуума коллектива, общества и т.д, формирование мотивационной среды деятельности) Деятельностный характер обучения (комбинирование различных видов и способов деятельности (индивидуальнй, коллективной, проектной, исследовательской, творческой и т.д.) Вариативность (апробирование различных способов решения поставленных задач с последующей оценкой их эффективности) Интегративность и трансформация знаний и умений (выстраивание межпредметных связей процессуального и содержательного характера, перенос на новые объекты, явления, процессы) Рефлексивность (оценка, самооценка, умение оценить собственную деятельность). Примечание: В структуре урока или системы уроков могут быть реализованы как отдельные требования в разных сочетаниях, так и все в комплексе.

Познавательные метапредметные умения Методологические 1.Формулировать гипотезу решения проблемы, задачи, исследования. 2.Осуществлять группировку, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций, выстраивать иерархии. 3.Описывать структуру явления, процесса. 4.Формулировать выводы, адекватные полученным результатам, интерпретировать результаты. 5.Различать факт, аргумент, мнение, суждение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Познавательные метапредметные умения Логические 1.Давать определение понятиям на основе дифференцирующих признаков; 2.Обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия. 3.Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии сравнения 4.Осуществлять анализ и синтез на основе выделенных свойств и качеств. 5.Проводить аналогии между явлениями, процессами, структурами, выделяя общее и различное. 6.Устанавливать логические закономерности, включающие причинно- следственные и иные, например, темпоральные и хронологические связи и строить на их основе логическое рассуждение. 7.Выбирать и комбинировать известные алгоритмы в процессе познавательной деятельности. 8.Осуществлять выбор наиболее эффективных способов и алгоритмов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Алгоритм макротехнологии формирования познавательных метапредметных умений Этапы и деятельность учителя I Ориентационный Создание мотивационной установки познавательной деятельности II Проектно-исследовательский Организация и обеспечение познавательной деятельности II Презентационно-рефлексивный Структурирование оформления, презентации и рефлексии результатов познавательной деятельности.

Алгоритм макротехнологии формирования познавательных метапредметных умений Этапы и деятельность учащихся I Ориентационный 1.Обоснование проблемы на основе первичного анализа известных данных, выявленных противоречий. 2. Формулирование темы, целей и задач, а также определение характера деятельности (познавательная, исследовательская, проектная, творческая) на основе первичного анализа данных. 3.Формулирование гипотезы познавательной, исследовательской и проектной деятельности.

Алгоритм макротехнологии формирования познавательных метапредметных умений Этапы и деятельность учащихся II Проектно-исследовательский 1.Выбор стратегии и выстраивание алгоритма познавательной деятельности на основе предложенной гипотезы и актуализации ранее полученных знаний и умений (выбор опорного материала и источников информации, определение этапов и способов деятельности, распределение ролей) 2.Самостоятельная проектно-исследовательская деятельность, согласно намеченного плана, выработанного алгоритма и распределения ролей (сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности) 3.Коррекция и проверка эффективности выбранного алгоритма деятельности на основе новых данных и первичных результатов. 4.Перенос алгоритма познавательной деятельности на новые объекты, процессы, явления

Алгоритм макротехнологии формирования познавательных метапредметных умений Этапы и деятельность учащихся III Презентационно-рефлексивный 1.Формулирование итоговых результатов. 2.Перевод достигнутых результатов в новые информационные форматы и знаковые системы (формула, текст, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), свертывание и развертывание. 3.Самостоятельная оценка качества достигнутых результатов. 4.Оценка эффективности выбранного алгоритма деятельности и его коррекции. 5.Оценка и рефлексия продуктивности деятельности (чего достигли, чему научились, что не получилось, что мешало, что помогало).

Не знание, а способность к познанию, самопознанию, самоопределению, творчеству в разных сферах человеческой деятельности. Результат компетентностного подхода к образованию

Спасибо за внимание!