Выполнил студент группы ВЗБ3ЭКбу-23 Дружининская Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации 1.Понятие бюджетного процесса и его принципы 2. Стадия составления проекта бюджета 3. Стадия рассмотрения.
Advertisements

Основы организации бюджетного процесса. Цель урока: понятие бюджетного процесса, рассмотреть основы организации бюджетного процесса в РФ.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА. Выполнила работу Черникова О.А.
Основы организации бюджетного процесса. Правовой основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают: Конституция Российской Федерации, Бюджетный.
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, отчётов по исполнении бюджетов ГВФ. Проекты бюджетов государственных.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Финансовое право Шпилевская Елена Вячеславовна. бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной.
Кафедра «Финансы и налоги» Преподаватель: Просалова Вероника Сергеевна, к.э.н., доцент «БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ОСНОВНЫЕ СТАДИИ. БЮДЖЕТ - ЭТО важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Бюджетный процесс, как важнейшая составляющая часть бюджетного устройства РФ.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Администрация города Челябинска КОМИТЕТ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
Бюджет и бюджетное право
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в Бюджетном Кодексе В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины: администратор доходов.
ТЕМА: РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ.
Транксрипт:

Выполнил студент группы ВЗБ3ЭКбу-23 Дружининская Н.А.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс

Этапы бюджетного процесса Составление Рассмотрение Утверждение Исполнение Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением..

Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы. Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом. В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.

Исполнение бюджета сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап осуществление расходов. Поскольку сам госбюджет ничего не тратит, а распределяет деньги между конкретными организациямиполучателями бюджетных средств, то важно правильно распределить средства госбюджета. Исполнение бюджета распадается на два этапа: сбор доходов и осуществление расходов.

Распределение расходов госбюджета При распределении бюджетных средств необходимо определить, кому и сколько их причитается. Для этого составляется бюджетная роспись. Бюджетная классификация- это группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджета. С помощью бюджетной росписи определяются получатели бюджетных средств, распорядители госсредств (органы госвласти, уполномоченные распоряжаться средствами госбюджета и распределять их между получателями). Росписи, относящиеся к получателям бюджетных средств, утверждаются распорядителями бюджетных средств.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают 1. Президент РФ; 2. Органы законодательной власти; 3. Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); 4. Органы денежно-кредитного регулирования; 5. Органы государственного и муниципального финансового контроля; 6. Государственные внебюджетные фонды; 7. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 8. Иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов. Оно обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ; --принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; --по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета; --составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; --разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации; --разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований; --осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями; проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий; --ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации; --осуществляет управление государственным долгом РФ; --составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ; ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.

Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.

Общие принципы бюджетной системы (ст.28 БК) - Полнота отражения доходов и расход ов бюджетов, бюджетов государственн ых внебюджетных фондов. - Сбалансированности бюджетов. Эффективность и экономность испо льзвания бюджетных средств.

- Адресность и целевой характер бюджетных средств. - Общее(совокупное)покрытие расходов бюджетов. -Гласность. - Достоверность бюджета.

Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля. Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом. В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам. Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проектов бюджетов исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов местной исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ). Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов..

С ТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Первая стадия составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Составление проектов бюджетов исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов местной исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 184 БК РФ).

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные срокисоставляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета. Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Вторая стадия рассмотрение и утверждение бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год до 1 августа. После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Четвертая стадия, завершающая --подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ). Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную думу.

К АЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА На счетах казначейства хранятся бюджетные средства. Сбор, расходование, хранение средств госбюджета организуются специальным государственным, финансовым институтом казначейством. Существование казначейства объективно обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства места сбора, хранения и выплаты бюджетных средств.

Основные задачи казначейства -учет налогов и платежей, поступающих в госбюджет; распределение доходов между бюджетами различных уровней; -учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплателбщиками; -взаимные расчеты между бюджетами различных уровней; -обеспечение целевого и эффективного расходования средств; -управление доходами и расходами госбюджета на счетах казначейства.

Особенные принципы бюджетного процесса - Принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти. - Принцип ежегодности бюджета. - Принцип публичности и гласности. - Принцип специализации бюджетных показателей.

В состав бюджетной классификации РФ входят - Классификация доходов бюджетов РФ. - Функциональная классификация расходов бюджетов РФ. - Экономическая классификация расходов бюджетов РФ. - Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ.

- Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. - Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов Федерации, видов муниципального долга. - Классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ. - Ведомственная классификация расходов РФ.

При рассмотрении в первом чтении Госдума: 1.Обсуждает концепцию законопроекта и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год: - основные направления бюджетной и налоговой политики; - основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; - проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. 2. Обсуждает основные характеристики федерального бюджета: - доходы федерального бюджета; - распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов Федерации; - дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; - общий объем расходов.

При рассмотрении во втором чтении: - рассматривается приложение к проекту (устанавливающие перечень главных администраторов закона, перечень главных администраторов источников финансирования дефицита) и др.; - рассматриваются бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов в пределах общего объема расходов, утвержденных в первом чтении; - субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в комитет по бюджету.

При рассмотрении в третьем чтении: - утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год; - утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода; - законопроект выносится на голосование в целом.

Бюджет исполняется специальными субъектами- участниками бюджетных правоотношений - главным распорядителем бюджетных средств; - распорядителем бюджетных средств; - получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета. Орган государственной власти РФ имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Федерации, местного бюджета. Орган государственной власти субъекта Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Федерации, средств местного бюджета.

Распорядитель бюджетных средств. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств Бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Исполнить бюджет - обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Отчет об исполнении бюджета Готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств. Представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона(решения).