ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Организация словарно-орфографической работы на основе этимологического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Advertisements

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА Составила учитель первой категории коррекционной школы 8 VIII вида ХИЛАЛОВА ЗУЛЬФИЯ.
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
Проблема организации словарно- орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах. Виды и формы работ со словарными словами. Презентацию подготовила: Рудакова.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н.
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками Недосекова И.М.
Тема проекта «Безударные гласные в корне слова» Учитель начальных классов: Петрова О.А. г. Энгельс МОУ «СОШ 21»
Рабочие тетради для систематического списывания.(1,2,3,4 кл.) Цель: сформировать у младших школьников орфографический навык методом непроизвольного запоминания.
Педагогический проект Проектный метод как методический прием при обучении орфографии «трудных» слов Автор: Греченко Наталья Вячеславовна, учитель начальных.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Электронное учебно – практическое пособие по русскому языку для 2 – 3 классов « Состав слова »
Презентация Учителя начальных классов Учителя начальных классов Парыкиной И. В.
Отчет работы учителя русской филологии Минченко Ирины Александровны Зоринская ООШ І – ІІІ ступеней 10 Перевальского районного совета Луганской области.
Использование опорных схем в системе упражнений на уроках русского языка по формированию орфографической грамотности Русакова Валентина Александровна,
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Транксрипт:

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Организация словарно-орфографической работы на основе этимологического анализа на уроках русского языка с учащимися начальных классов, занимающимися на дому по основной программе специальных (коррекционных) школ VIII вида Учитель надомного обучения Романова Наталья Александровна 2013 год

У ЧИТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРАВОПИСАНИЮ ДОСТАТОЧНО СЛОЖНО, БОЛЬШЕ ВСЕГО ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ СВЯЗАНЫ С ЯВЛЕНИЕМ БЕЗУДАРНОСТИ ГЛАСНОГО. П РИ ЗНАКОМСТВЕ СО « СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ » УЧЕНИКАМ, КАК ПРАВИЛО, ОТВОДИТСЯ ПАССИВНАЯ РОЛЬ : СЛОВО ПРЕДЪЯВЛЯЕТСЯ И АНАЛИЗИРУЕТСЯ УЧИТЕЛЕМ, А ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЛИШЬ СПИСАТЬ И ЗАУЧИТЬ ЕГО. Н О МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЛИКА СЛОВА НЕ АКТИВИЗИРУЕТ МЫСЛИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. Р АБОТАЯ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ НЕОБХОДИМО СОЗДАВАТЬ ТАКИЕ СИТУАЦИИ, ПРИ КОТОРЫХ УЧЕНИК ЧУВСТВОВАЛ БЫ СЕБЯ ВЕДУЩИМ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Непроверяемые написания составляют % по отношению к проверяемым Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами.

Существуют определенные методики запоминания словарных слов. Ход работы над словами с непроверяемыми безударными гласными может быть следующим: I. Введение нового слова. II. Выяснение лексического значения слова III. Чтение напечатанного на табличке слова

V. Проведение фонетического разбора слова V. Запись слова в тетрадь. VI. Подбор и запись родственных слов. VII. Составление словосочетаний и предложений с данным словом.

Способы закрепления слов с беспроверочными написаниями зависят от особенностей того или иного слова. Путем многочисленных упражнений орфографические умения автоматизируются, превращаются в навык.

Учащимся с нарушенным интеллектом требуется более подробное изучение слова, разные виды работы (например, орфографическое проговаривание, мнемонические приёмы).

Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти. Орфографическое проговаривание слов по слогам способствует формированию навыка фонетически правильного письма.

К следующей группе приемов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами относят мнемонические приемы. Это приемы, облегчающие запоминание путем образования искусственных ассоциаций.

Например, вот как предлагается запомнить написание слов …… 1.В слове ЯБЛОКО безударная гласная О напоминает по форме яблоко, поэтому легко запомнить написание этого слова. 2.В слове ДЕРЕВНЯ безударная гласная Е напоминает фрагмент стены деревянного дома в деревне.

Мнемоническими приёмами нужно пользоваться осторожно и в исключительных случаях, они не рассчитаны на качественное совершенствование словарного запаса ребёнка и в целом его речи. Повышение эффективности усвоения слов связано с изменением характера их запоминания: запоминание слов должно быть осмысленным, а не механическим.

Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте - этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении

В коррекционной школе понимание учебного материала учащимися относится к числу важнейших вопросов, так как в процессе сознательного усвоения учебного материала происходит более интенсивное психическое развитие умственно отсталых школьников.

Последовательность знакомства со словарными словами с учетом их этимологии Последовательность знакомства со словарными словами с учетом их этимологииЭтапыЦели Варианты заданий Результаты Подготовительный вооружение учащихся необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями. на сопоставление слов голубой и голубь; коричневый и кора; фиолетовый и фиалка и выделение в этих словах одинаковой части. на нахождение связи между словами: Василий - василёк Маргарита - маргаритка, Пётр - петрушка, Роман - ромашка. на установление закономерности в группах слов, содержащих в своём составе полногласие - оро-, - оло-, и дополнение их другими словами в соответствии с установленной закономерностью; (Город, горох, воробей, мороз, огород, дорога, ворона, корова, хорошо и др.) Осознание, что истоки правописания слов с непроверяемыми орфограммами заложены в историческом составе данных слов. Следовательно, происхождение слова может подсказать его написание

ЭтапыЦели Варианты заданий Результаты Ориентировочный знакомство со структурой орфографического действия Конкурс «Наполни кузовок».Растёт низко, к земле близко. (картинка с изображением ягоды и карточку со словом ЗЕМЛЯНИКА). -Почему эту ягоду назвали земляникой? - Докажи правописание слова земляника. Запись в тетради: земляника (земля - земли). Аналогично - черника, голубика, рябина, малина Подготовка условий для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий, подведение учащихся к пониманию того, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово

ЭтапыЦели Варианты заданий Результаты Работа со словами с затемнённой этимологией 1 ). Орфографическое и орфоэпическое проговаривание слова 2).Выставление слова, написанного на карточке, запись в словарик, выделение буквы О. 3). Объяснение значения слова. Показ игрушечного корабля, сделанного из коры дерева. 4). У: - Как ты думаешь, почему морское судно назвали словом корабль? От какого слова образовано данное? 5). Если слова корабль и кора были в древние времена родственными, как можно проверить букву О в слове корабль? Запись в словарике: кОрабль (кОрка). 6). Подбор родственных слов.

ЭтапыЦели Варианты заданий Результаты Закрепительный Выработка сознательности и правильности орфографического навыка. Тренировочные упражнения : -рассказы, в которых в поэтической форме раскрывается историческая общность слов; -этимологические кроссворды; -составление загадок. Выработка умений практически применять знания, составляющие базу орфографического навыка. На данном этапе работа проводится с учетом реальных учебных возможностей умственно отсталых детей.

ЭтапыЦели Варианты заданий Результаты Контроль и самоконтроль Закрепление полученных знаний, умений и навыков Проверочные работы : -диктант с обоснованием; -рассказ-миниатюра; Этимологические упражнения. Написание изучаемой орфограммы должно стать для учащихся не целью, а средством решения речевых задач..

Этимологические упражнения. 1) Объясни правописания слов. Деревня (от дерево - "место, очищенное от леса"). Капуста (от лат. капут - "голова" = "растущая кочаном"). Родина (от род – "место, где родился").

2). Выдели в словах исторически- опорные написания. Работа, медведь, земляника, коньки, столица 3). Пользуясь этимологическим словариком, найди исторически проверочные слова к словам тетрадь, пятница

4).Попытайся определить, почему именно так в русском языке назвали. медведя, петуха, снегиря, корову 5).Происхождение названий каких ягод ты можешь объяснить? Свой ответ проверь по словарю.

6). Какие предметы имеют такой цвет? Голубой («цвет оперения шейки голубя»). Каштановый («цвет плодов каштана»). Коричневый («цвет коры»). Лиловый («цвет сирени», от франц. «лилас» - сирень). Оранжевый («цвет апельсина», от франц. «оранж» - апельсин). Фиолетовый («цвет фиалки», то лат. «виола» - фиалка).

Работа по этимологическому анализу слов с непроверяемыми орфограммами должна проводиться системно, с учётом особенностей интеллектуальной недостаточности, личностных качеств и возможности обучения учащихся начальных классов, занимающихся на дому по основной программе специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Система словарно-орфографической работы с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. Кроме того, вследствие обогащения словаря с опорой на этимологию формируется понимание смысловой стороны языка, его связи с историей страны, народа. Этимологический анализ способствует развитию более совершенного мышления, активизации познавательных процессов, воспитанию интереса к языку.

Введение нового слова (демонстрация натурального объекта)

Предъявление иллюстрации

Чтение напечатанного на табличке слова

Деление слова на слоги

Работа с этимологическим словарем

Запись слов в этимологический словарик

Использование мнемонических приемов

Работа со словарным словом медведь

Проверочная работа – игра «Каждому слову свое место»

Допущена ошибка – картинка не собрана

Просмотр обучающего DVD фильма