«Как уникален мир подростка: Грядущих образов наброски, Огонь и лёд там, чёт и нечет, А во главе «Бунтарь» перечит!» На протяжении всего подросткового.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Advertisements

Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 184 Кризис подросткового возраста Автор: педагог-психолог Е.А. Смирнова.
Ваш беспокойный подросток… Взрослым о подростке. Подросток - кто он? Ребенок лет Главное содержание возраста – переход от детства к взрослости.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому ! Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Особенности развития младшего подростка. Особенности адаптации детей к школе.
Проблемы подросткового возраста Проблемы подросткового возраста.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
ПЯТИКЛАССНИКИ Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ УЧЕБЫ..
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Родительское собрание на тему: Роль семьи и школы в формировании школьного коллектива школьного коллектива.
Подготовила: школьный психолог Красногорской средней школы 1 Машина Вероника Юрьевна.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
5 класс Один из которых связан со спецификой переходного периода ( возрастной ), а другой – с изменениями в организации обучения ( условно - педагогический.
ПОДРОСТКИ Психологические особенности. Ключевые характеристики подростков: Бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается ребятами,
Адаптация пятиклассников. Какой он, младший подросток? Что мы знаем о нем? Каков его внутренний мир? Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности,
Транксрипт:

«Как уникален мир подростка: Грядущих образов наброски, Огонь и лёд там, чёт и нечет, А во главе «Бунтарь» перечит!» На протяжении всего подросткового периода выделяют этапы «открытости» и «закрытости». Этап «закрытости» отмечается в 6-м и 8-м классах, характеризуется стремлением подростка оградить, защитить свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Даже нейтральные вопросы могут вызвать у него неадекватную реакцию (например, на вопрос мамы: «Ты обедал сегодня?», подросток может вспылить: «Оставь меня в покое! Постоянно лезешь в мою жизнь!»). Период «открытости» отмечается в 7-м и 9-м классах, подросток нуждается в беседах о себе, своих проблемах, переживаниях, происходящих в нем переменах (у 7-классника эту потребность может удовлетворить сверстник, тогда как 9-классник остро нуждается в общении именно со взрослыми, которым доверяет). Мир нашего подростка Для родителей и учителей. Педагог-психолог МБОУ СОШ40 Кремлева У.В.

Содержание 1. Основные понятия Основные понятия 2. Психологические особенности младших подростков (5-7 кл.) Психологические особенности младших подростков (5-7 кл.) 3. Особенности общения младших подростков Особенности общения младших подростков 4. Для учителя Для учителя 5. Психологические особенности старших подростков (8-9 кл.) Психологические особенности старших подростков (8-9 кл.) 6. Особенности общения старших подростков Особенности общения старших подростков 7. Психологические рекомендации родителям младших подростков Психологические рекомендации родителям младших подростков 8. Общие рекомендации родителям подростков Общие рекомендации родителям подростков 9. Психологические особенности раннего юношеского возраста (10-11 кл.), рекомендации. Психологические особенности раннего юношеского возраста (10-11 кл.), рекомендации.

Основные понятия Безусловное принятие Демократический стиль, авторитарный стиль, попустительский стиль Демократический стиль, авторитарный стиль, попустительский стиль Зона ближайшего развития Зона ближайшего развития Максимализм Мыслительная деятельность Мыслительная деятельность Негативизм Образное мышление, логическое мышление (словесно-логическое мышление) Образное мышление, логическое мышление (словесно-логическое мышление) Полоролевая идентификация Полоролевая идентификация Психологическая адаптация Психологическая адаптация Референтная группа Самовоспитание Самоконтроль Самопознание Смыловой барьер Темперамент Эмансипация «Я-концепция» Эталоны

Младшие подростки Психологические особенности: Способность к самоконтролю (поведением, чувствами, настроением и эмоциями). Но еще преобладают процессы нервного возбуждения над процессами торможения, следствием чего бывают неадекватные реакции на внешние воздействия(например, бурно возбуждаясь из-за пустяков, подросток может оставаться равнодушным к важным событиям в своей жизни). Негативизм – отказ и грубость на требования. Подростковый негативизм можно охарактеризовать одной фразой: «Не хочу и не буду!». Появление чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Проявление чувства взрослости начинается с подражания внешним формам наблюдаемого поведения окружающих подростка взрослых людей (изменения во внешнем облике, в манерах и т. п.). «Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного доверительного отношения взрослых к нему. Неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Отсюда двойственное отношение к родителям: он стремиться к общению с родителями, нуждается в их помощи, но в то же время воспринимает это взаимодействие как обременительное. Эмоциональные нарушения (в основном у девочек): пониженное настроение, обидчивость, плаксивость, неуверенность в себе и т.д. Полоролевая идентификация. Это процесс, в результате которого подросток усваивает психологические и поведенческие особенности человека определенного пола, отождествляет себя с человеком того же пола либо противоположного (мальчики обретают особенности мужского поведения, девочки, соответственно, женского). Полоролевые эталоны входят в его самосознание, систему мотивов и сферу поведения лет (5-7кл.)

Появляется потребность в серьезной самостоятельной деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного обучения. Учение может приобрести новый личностный смысл стать деятельностью по самообразованию и самосовершенствованию. Самостоятельность подростка выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки и контроля. Стремление к самопознанию. Начинают оценивать себя, чаще отрицательно (находят у себя новые недостатки во внешности), что приводит к потери самоуважения, а это является одной из причин отсутствия уважения к другим. Здесь важно научить подростка видеть не только свои недостатки, но и сильные стороны своего характера. Чрезмерная подвижность и шумное поведение (в основном у мальчиков) Нарушение координации движений (чаще у мальчиков): ухудшение почерка, появление много помарок и исправлений. Возбуждение ЦНС сменяется торможением – замедляется речь, ребенок реагирует на обращение не сразу, как бы «тупеет» Снижение работоспособности, повышение утомляемости. Замедляется темп деятельности подростка: на выполнение определенной работы требуется больше времени, чаще отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, иногда ведет себя вызывающе, капризен. Все это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и к конфликтам во взаимоотношениях. Некоторая «неуправляемость» младших подростков сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества, достаточной интеллектуальной зрелостью. ! ВАЖНО, учителям и родителям необходимо строить отношения с ним на основе диалога, на принципах партнерского общения. Содержание

Особенности общения младших подростков В общении подростки учатся самоанализу, а также получают обратную связь от сверстников, т.е. какими их видят другие. Подростки с интересом изучают себя и других. Это настолько увлекательно, что они забывают обо всем остальном: уроках, домашних заданиях, обязанностях по дому и т.д. В этом возрасте возникает потребность в закадычном друге, которому можно доверять абсолютно все, в котором ищут сходства, понимание и принятие. ! ВАЖНО, родителям не отпускать никаких комментариев по поводу выбора друга вашим ребенком, в противном случае, подросток будет ревностно отстаивать свое право общаться именно с этим сверстником, что приведет к конфликтам и ухудшению ваших взаимоотношений. Парадоксальность дружеских отношений + юношеский максимализм. С одной стороны есть потребность в единственном лучшем друге, с другой – частая смена друзей. Это можно объяснить такой особенностью возраста как максимализм (подросток все видит очень контрастно, его суждения бывают излишне резки и категоричны. Например, если друг обещал позвонить и не сделал этого, то это уже не друг и нужно искать нового). Младшие подростки чаще всего дружат со сверстниками своего пола, социального статуса, хотя иногда подбираются и по контрасту, как бы в дополнение к своим недостающим чертам. Потребность в референтной группе. Данная потребность возникает из-за желания подростка чувствовать себя нужным, ценным, защищенным, чувствовать рядом плечо поддержки, ощущать групповое «МЫ». Подростку очень важно в группе быть успешным, эта группа является для него авторитетным (больше, чем родители), она может влиять на него (на его поведение и отношение). Групповое «МЫ» делает его сильнее, поддерживает его внутренние позиции, но и может подтолкнуть на необдуманные поступки. Чтобы подчеркнуть свою принадлежность к группе, ее члены начинают носить одежду одного вида, употреблять определенный жаргон, систему жестов. Групповой Кодекс чести. Если он нарушен, то подростка могут избить, объявить бойкот или подвергнуть гонениям. Подростки очень ценят тех, кто умеет отстаивать свое мнение любым способом (даже кулаками), мир четко делится на «чужих» и «своих».

Первая любовь. К годам к нашим детям приходит первая любовь. Да-да, как бы нам не казалось это смешным. Хотя эти чувства менее устойчивы и более похожи на увлечение (сегодня любит одну девочку, через месяц - другую). Воздержитесь от комментариев типа «да какая это любовь, дети еще же», на самом деле, для них это самые первые и яркие чувства, и с каждой привязанностью у подростка серьезные намерения, в которые он сам искренне верит. Интерес к противоположному полу у младших подростков принимает странные неадекватные формы. Среди сверстников нормальное поведение внимания и нежности к предмету любви подвергается насмешкам, поэтому поведение трансформируется в противоположную форму, а именно, дергание за косички, толкание, обзывание, подстегивание и прочее. Это особая форма привлечения внимания к себе, причем это характерно больше мальчикам (но и девочки в последнее время не отстают в этом). Девочки обычно понимают правильно такое поведение и не обижаются, а сами демонстрируют свое внимание к объекту любви – полным его игнорированием. Позже появляется скованность или стеснительность при общении с противоположным полом. Подросток испытывает напряженность от ощущения влюбленности, поэтому появляется еще большая внешняя изолированность в отношениях между мальчиками и девочками. ! ВАЖНО, Родителям, помочь своему ребенку осознать свои чувства, показать ему ту форму взаимоотношений с предметом его привязанности, которая будет наиболее подходящей в данной ситуации. Содержание

ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА РАБОТЕ ПЕДАГОГА Особенности физического развития: переполнены энергией, быстро растут, любят действовать (сначала делают, потом думают). Планируйте разнообразные полезные занятия: ручной труд, ремесла, активные игры и сценки. Поощряйте размышления о последствиях своих поступков. Шумные, любят ссориться. Приходите раньше детей, чтобы успеть проконтролировать их поведение: помогите им заняться чем-то полезным и интересным. Поощряйте уравновешенность и спокойствие. Сами создавайте спокойную атмосферу. Любят быть вне помещения. Детям этого возраста очень тяжело усидеть в здании. Порой даже интересное занятие не сможет их заинтересовать, если на улице благоприятная погода для прогулки. Как можно чаще организовывайте разнообразные экскурсии, прогулки на природу, походы, лагеря. Нравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различия. Предлагайте занятия для применения их способностей. Помогите детям выделиться. Организуйте интеллектуальные и подвижные игры, формируйте у них навыки игры. Превращаются из ребенка во взрослого, и приобретают способности, присущие полу. В этот момент дети нуждаются в особой поддержке и понимании. Помогите подростку почувствовать, что он по-своему привлекателен. Никогда не акцентируйте внимание на их физическом развитии. Просто и естественно принимайте каждого. Мальчики и девочки этого возраста часто боятся, что кто-то увидит их тело. Уважайте их чувства. Рассказ о сходных чувствах может помочь ребенку чувствовать себя свободней. ДЛЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Особенности умственного развития: учатся в активной деятельности. Необходимо активно задействовать детей в обучении. Им быстро надоедают лекции. Каждое занятие для них должно быть новым. Они не любят повторов. Проявляется сильное осознание географии и истории, интерес к фактическому изучению. Стремление экспериментировать, используя свои возможности. Необходимо предоставлять ученикам культурные формы такого экспериментирования на уроках. Иначе данная потребность реализуется в поверхностной, примитивной форме – экспериментах со своей внешностью. Склонен к фантазированию, некритичному планированию своего будущего. Результат действия становится для него второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если контролировать только качество «продуктов» учебной работы подростка и не находит места для оценки детского творчества, инициативы и самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность. Активно развивается логическое мышление. Дайте возможность детям высказываться на занятиях, делать свой выбор в поступках. Учите их разумно обосновывать поступки. Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению. Преобладает конкретное мышление Трудно воспринимают абстракции: избегайте использования примеров, которые скорее запутывают, нежели проясняют мысли. Объясняйте просто и ненавязчиво, не используйте замысловатые фразы и символы. Развитие теоретического мышления находится еще только на начальном этапе. Новые научные термины лучше вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок подростков в ходе их разнообразной практической деятельности.

Особенности социального (общественного) развития: могут принимать ответственность на себя. Организовывайте уроки с ответственными лицами за определенную тему. Придумывайте различные комитеты, групповые планирования, чтобы каждый нес какую-то ответственность, и осторожно помогайте им в этом, чтобы сами дети не замечали: иначе у них пропадает чувство ответственности и появляется чувство недоверия к нему. Важна партнерская позиция взрослого по отношению к личности младшего подростка. Не будьте безучастными, ограничиваясь контролированием детей. Сильное чувство компании, команды Позвольте классу стать дружной командой. Усиливайте чувство принадлежности к группе и личное внимание (Но не надейтесь, что они примут Вас в свою компанию: они хотят быть самостоятельными). Для поддержания интереса на уроке нуждаются в полной занятости. Необходимо задействовать их во время работы в классе. Учительский монолог у подростков просто не найдет отклика, поэтому очень важны различного рода дискуссии, игры в ролях и т.д. Сверхчувствительны к критике. Берегите чувства детей. Никогда не исправляйте, унижая. Если возможно, делайте это наедине. Острое чувство юмора, много шума и хихиканья. Вызывайте и правильно направляйте юмор. Учите оценивать что смешно, а что нет. Позволяйте себе смеяться вместе с ними. Стремятся добиться поставленной цели в течение одного занятия и хотят видеть наглядный результат своего труда. Учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся, но большее внимание уделять игре (вносить в процесс обучения игровые моменты) и созданию ситуации успеха (создание условий, при которых ребенок обязательно достигает положительного результата). Хотят казаться дерзкими и смелыми Младшие подростки любят истории о смелых и дерзких людях. Эти истории поддерживают их собственную потребность испытать приключения и проявить мужество

Начинает формироваться способность понимать других людей с другой культурой, с другим мировоззрением. Развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Необходимо создание учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего высказанные авторами учебников и учебных хрестоматий. Сообщество ждет от подростков понимания и терпимости, но этому надо учить и быть самому примером толерантности. Желают делать все хорошо, но теряют интерес, если оказывается давление. Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогите им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца. Чаще хвалите и поддерживайте идеи подростков. Потребность в самостоятельности как взрослого человека. Учителю важно работать в «Зоне ближайшего развития», т.е. помогать и поддерживать ученика в тех случаях, когда самостоятельно школьник еще не может решить данную учебную задачу; затем, открытая помощь постепенно должна переходить в косвенную, что дает ученику возможность самостоятельно выполнить задание. Это обеспечит развивающий эффект обучения. Очень критичны, особенно ко взрослым. В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же время можно положиться. Поэтому будьте примером осмысленности и правоты. Умейте выслушивать подростков и чаще говорите с ними на интересующие их темы. Обладают самосознанием. Подростки думают о себе так много, что им кажется, что о них думают и другие. Будьте осторожны, чтобы не сделать замечание, которое может быть воспринято как критика. Детям необходимо поощрение. Чаще отзывайтесь о них положительно. Способствуйте возникновению ситуаций, способствующих проявлению различных сторон личности подростка, формированию его морального индивидуального сознания и самосознания.

К сожалению, взрослые в подростке часто видят и обращают внимание только на негативные стороны и поступки, не замечая положительных моментов развития в данном возрасте. К примеру, способность подростка к сочувствию по отношению к взрослым, стремлении помочь, поддержать, разделить радость или горе. Однако, взрослые часто просто не готовы принять сочувствие и сопереживание подростка, поскольку для этого необходимо быть с ним на равных, понимать, что рядом уже не малыш, а повзрослевший человек. Необходимо перестроить свое представление о подростке, принять тот факт, что это уже почти взрослый человек, и начинать выстраивать с ним отношения на качественно новом (партнерском) уровне, быть с ним практически во всем «на равных». В то же время не забывать, что он нуждается в родительском доме, где его всегда поддержат, примут и будут любить таким, какой он есть, не смотря на его ошибки и промахи, где он все равно будет самым хорошим, самым лучшим и самым важным человеком для своих родителей. Педагогу необходимо помнить об основных особенностях психологического и умственного развития младших подростков и учитывать их во время планирования и построении учебного процесса. Содержание

Бурное развитие воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Все чаще стремятся понять себя: «Кто я?», «Какой я?», «Каково мое место среди других?». Подростки начинают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального и личностного общения, самосовершенствования и предпринимают для этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Типичной целью старшего подростка является волевое и физическое самосовершенствование, а задачами – улучшение волевых качеств личности (например, уверенность в себе ), через применение специальных средств и упражнений, физическое развитие. По-прежнему доминирует «чувство взрослости», которое проявляется теперь в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей (это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы), а также, в подражании взрослым (подражание не ограничивается манерами и одеждой, оно идет и по линии развлечений, романтических отношений, независимо от содержания этих отношений копируется «Взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, ночные клубы, интерес к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков и т.п.). В эмоциональной сфере сохраняется повышенная ранимость и чувствительность. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. В 14 лет начинается переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В 9-том классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? То есть стремление быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им. По существу от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе сложная задача. Девятиклассникам не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения, страхи и повышенный уровень тревожности. Старшие подростки лет (8-9 кл.)

Особенности общения старших подростков Общение со взрослыми. Подросток ждет от взрослых сотрудничества. Он ждет общение, включенное в деятельность, где бы он чувствовал себя на равных со взрослыми. Он не терпит приказов и указаний. Принимает советы только от значимых для него взрослых. Если появляется смысловой барьер, это – конфликт. Инициатива разрешения конфликтной ситуации чаще принадлежит взрослому, потому что он ответственен за то, что происходит с подростком. Старшие подростки хотят видеть родителей друзьями и советчиками, т.е им нужен их опыт. Понять другого человека можно только при условии уважения к нему. Однако, часто поведение носит протестующий характер по отношению ко взрослым (неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов, негативные поступки, конфликты со взрослыми, нарушение дисциплины). ! ВАЖНО, чем хуже отношения с родителями, тем ближе будут дети к сверстникам, и тем больше они будут зависеть от них. Общение со сверстниками. Общение носит информационный характер. Подросток обращает внимание на «Что? Где? Когда?», а не «Почему?» и «Зачем?». Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. В старшем подростковом возрасте дети все меньше общаются со взрослыми и все больше общаются со сверстниками. Круг общения подростка со сверстниками не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У него в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток, и что он может дать ей, зависит от уровня развития группы, в которую он входит. Большая часть времени посвящается прогулкам, разговорам, молчаливому ничегонеделанию («тусованию»). ! ВАЖНО, взрослым здесь действовать по «принципу садовника»: если дети смогут хотя бы час проводить время со своими одноклассниками в своем классе с пользой и интересом для себя, то тяга к улице будет слабеть. Общение между мальчиками и девочками становится более открытым, в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику может быть достаточно сильной, и подросток придает этому большое значение. Отсутствие взаимности часто может стать причиной сильных негативных эмоций. Противоречивы в своих желаниях и поступках: с одной стороны хотят во всем походить на сверстников, но тут же пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение окружающих и тут же в полной красе показывают свои негативные стороны характера, бравируя ими, требуют полной отдачи и верности, но в то же время меняют друзей. Содержание

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Водите ребенка чаще в театры и музеи – это способствует развитию образного мышления. Со временем он начнет усваивать структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец – это развивается логическое мышление. При рассмотрении картин, спрашивайте: «Что хотел показать нам художник?» Отвечая на твой вопрос, он будет развивать словесно-логическое мышление. Для обогащения словарного запаса, расширения кругозора больше читайте, беседуйте с подростком, употребляя при этом современные термины научного, культурного содержания, поясняя их и повторяя неоднократно. Не обсуждайте в присутствии подростка ошибки деятельности учителей. Слушая вас, он начнет плохо о них думать и перенесет свое негативное отношение с учителя на предмет. При переходе в 5-тый класс, появляется много новых проблем: ему приходится приспосабливаться к разным учителям, все большее место в его жизни начинают занимать серьезные дела и все меньше времени остается на отдых и развлечения. Он будет быстрее приспосабливаться к новым условиям, ощущая вашу поддержку. Дайте ему эмоциональное семейное тепло, и тогда он будет благополучно развиваться дальше. Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка. Если не знаете темперамент вашего ребенка, обратитесь к психологу. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового. Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно. Чаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не вам. Принуждая, вы вырабатываете у него негативизм – отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать. Давайте ребенку отдых от ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 - в увещевательном, 50 раз - в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным. Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится – он будет лгать.

Общие рекомендации родителям подростков Относиться к подростку надо не как к ребенку, а как к взрослому или почти взрослому, учитывать как болезненны для него уколы самолюбия. Если хотите от него добиться чего-то, не навязывайте безапелляционно своего мнения, постарайтесь подвести его самого к тому или иному решению, чтобы он воспринял его, как свое собственное. Контролируя, не забывайте хвалить его чаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого он должен верить в свои силы, знать, что он самоценен. Помогая делать уроки, не заставляйте его заучивать заданный материал наизусть (кроме стихотворений). Он должен понимать то, что он учит. Проверяя уроки, просите его воспроизводить основной смысл прочитанного. Так он будет развивать монологическую речь. Побудите его к дополнительным занятиям определенным учебным предметом. Если вы не сможете руководить его интересами, то он сам начнет это делать, и у него может возникнуть много новых проблем, связанных с противоправным и антинравственным поведением. Побуждая к дополнительным занятиям определенным учебным предметом, соблюдайте осторожность! Излишнее давление с вашей стороны приведет к противоположной реакции – нежеланию делать то, что навязывают, к апатии или бунту. Обязательно поговорите с ним об изменениях его организма. Наблюдая их у себя, он боится вас о них спросить. Все, что с ним происходит в момент физиологического взросления, кажется ему противоестественным и очень напоминает страшную болезнь. Если у подростка возник конфликт с одноклассниками, побудите его решить его самостоятельно. Развивайте в нем способность к психологической адаптации и самозащите. Избегайте советов типа: «А ты дай ему сдачи!» Научите его считаться с чужим мнением, с юмором относиться к своим недостаткам, не бояться выглядеть смешным. Тогда в дальнейшем он избежит многих проблем и неприятностей, связанных с общением.

Если вы знаете, что компания вашего ребенка не занимается чем-то из ряда вон выходящим, то не стоит слишком оберегать его от общения. Чтобы косвенно держать ситуацию под контролем, постарайтесь наладить контакт с кем-то из его друзей. Подросток почти никогда не объясняет причины своего поведения. Но за немногословными фразами, за его реакцией на ваши замечания вы можете догадаться, что творится в его душе. Не берите на себя ни роль судьи, ни роль нападающего. Внимательный слушатель и помощник – вот что требуется подростку от вас. Никогда не подшучивайте над ним (даже любя). Ваша безобидная насмешка по поводу внешности, неловкости ситуации может больно ранить его юную душу. Он склонен воспринимать в штыки любую шутку, касающуюся его лично. Обсуждайте с ним все семейные вопросы, не скрывайте трудности, с которыми сталкивается ваша семья. Все это часть взрослого мира, к который он так стремится. Позиция: «Ты еще не подрос», - обижает и отталкивает человека, считающего себя взрослым. Объяснить подростку можно все, главное – подобрать нужные слова. Наиболее благоприятный стиль общения – демократический, воспитывает самостоятельность в подростке. Авторитарный стиль вызывает у подростка отчуждение, чувство своей незначительности. Либеральный стиль вызывает у ребёнка чувство, что родителям до него нет дела. Если ваш ребенок никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит сам и никто не звонит ему (особенно во время болезни), редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего, – можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники. В этом случае помогите ему разобраться в причинах плохих взаимоотношений с одноклассниками и окажите поддержку в преодолении этой проблемы. Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Подросток должен чувствовать вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов. Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.

Формируйте положительную самооценку: «Я - умный», «Я – смелый», «Я все могу». Верьте сами в это. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. «Ты замечательный!», «Ты умный и сообразительный!», «Ты это сможешь!» Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом! ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день! Откажитесь от расхожего мнения «мы были лучше», а «они совсем испортились». Ваши дети просто другие. Они выросли в других условиях, в другой стране, с другими друзьями. Следует отказаться от взгляда на воспитание ребенка, как на процесс манипулирования, управления его поведением. Переходите на общение с ребенком в форме сотрудничества и активного слушания. Научитесь видеть не только ошибки ребенка, но и признавать свои. Тон, которым сообщено требование и запрет подростку, должен быть твёрдым, но дружественным, разъяснительным, а не повелительным. Откажитесь от убеждения в том, что вам все понятно и в себе, и в ребенке. Мы видим только поступки и действия. Но подлинные мотивы и побуждения нам неизвестны. Поэтому, чаще спрашивайте ребенка – почему, зачем ты это сделал? Откажитесь от такого стереотипа, что ребенок готовится к жизни. Он живет сегодня, он живет сейчас. И это его жизнь. Позвольте ему повзрослеть. Позвольте совершать ему свои собственные ошибки. Относитесь серьезнее к словесной педагогике. Как часто мы слышим: «Зачем я буду ему это объяснять – он обязан слушать и делать, так как я велю». Но ребенок должен понять, почему нужно делать так, а не иначе. Относитесь к ребенку с уважением. Ведь каждому из нас нужны огромные «порции» уважения и любви. Тем самым вы облегчите ему этот самый трудный период в его жизни. Возрастные кризы закономерны. Но протекать они могут по-разному и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания. Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера. Содержание

Психологические особенности. Интеллектуальное развитие: самостоятельность и активность мыслительной деятельности, критичность (старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос «Почему?», высказывают свое мнение по поводу объяснения), умение оперативно (быстро) решать поставленные задачи. ! ВАЖНО, родителям, поощрять участие в школьном самоуправлении, это развивает вышеуказанные качества личности. Помогайте развивать такое качество как экономность, побуждая самостоятельно производить расчеты денежных затрат на интересующие его дела, привлекайте к планированию расходов семейного бюджета. Сфера общения. Общение строится по двум направлениям: С близкими взрослыми: стремление к доверительному взаимодействию со взрослыми, однако отношения с родителями противоречивы, поскольку старшеклассники осознают себя уже взрослыми, однако они еще во многом зависят от родителей (материально и эмоционально). Такое противоречие делает их очень ранимыми и может приводит к конфликтам. ! ВАЖНО, родителям, придерживаться демократичного стиля воспитания, быть для своего ребенка другом, советчиком, партнером, что предполагает общение на равных. Со сверстниками: идеализация друзей и самой дружбы, поэтому число друзей становится меньше, а количество приятелей растет. В этот период может появиться настоящая влюбленность. Часто любовь в классе носит эпидемический характер: все юноши влюблены в одну девочку, а все девочки - в одного мальчика, поскольку общение с популярным одноклассником существенно повышает собственный престиж у сверстников и собственное самоуважение. ! ВАЖНО, родителям (и учителям) знать, что старшеклассник нуждается в вашем жизненном опыте и помощи, будьте ему другом и советчиком, и тогда семья для него станет местом, где он будет чувствовать себя наиболее спокойно и уверенно. Ранний юношеский возраст лет (10-11-е классы)

3. В 15 лет формируется «Я-концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я»). В структуре «Я-концепции» выделяют: Я-реальное: это представления о собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях, о силе характера, общительности и других качествах личности. Я-идеальное: это мечты, образы, которые старшеклассники желают достичь (это уровень притязаний). При достижимом я-идеальном образе возникает потребность к самовоспитанию. При завышенном уровне притязаний, где я-идеальное значительно отличается от я-реального, развивается неуверенность в себе, что внешне проявляется в обидчивости, упрямстве, агрессивности. ! ВАЖНО, родителям интересоваться желаниями своих детей (какими они хотят стать: умными, целеустремленными, сильными, уравновешенными и т.п.) и помогать им осуществить их. Например, если хочет стать сильным и ловким, запишите его в спортивную секцию, кружок; если хочет быть эрудированным – подберите для чтения художественную и научную литературу, организуйте совместный досуг с интеллектуальной направленностью (игра в шахматы, разгадывание судоку на скорость и пр.). Помните, только при вашей поддержке ребенок сможет осуществить программу по самосовершенствованию. 4. В старших классах происходит самоопределение как профессиональное, так и личностное. Старшеклассник начинает осознавать временную перспективу: раньше жил только сегодняшним днем, теперь присуще устремленность в будущее, строит жизненный план. Учебная деятельность становится учебно-профильной, преобладают черты избирательности и осознанности. 5. В 11-м классе на первый план выступает проблема профессионального самоопределения и подготовки к экзаменам. У одинадцатиклассников наблюдается такая особенность как игнорирование течения времени, будто оно остановилось (не хотят думать над важными вопросами, откладывая их решение на потом). ! ВАЖНО, родителям помочь своему ребенку спланировать последний учебный год, чтобы не было спешки в последний месяц. Но не создавать слишком нервозную обстановку, когда заходит разговор о его будущем. Содержание